Разработка урока по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В. Занкова по теме Облик Земли постоянно меняется


Разработка урока по окружающему миру
для 1 класса по системе Л.В. Занкова
по теме "Облик Земли постоянно меняется"
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 37 г.Белгорода
Герман М.Я.
Цель: на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существенных связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.
Задачи:
Развивать историческое мышление, интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живем, формировать экологическую грамотность.
Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме, тем самым создать условия для общего развития школьников.
Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками; делать выводы и обобщения.
Расширять кругозор, развивать эстетический вкус ребенка, способность к конструктивному мышлению с опорой на эмоциональную сферу; работать над развитием речи.
Оборудование: глобус, карта полушарий, карта древнего материка Пангея, «Толковый словарь» Ожегова, фотография планеты с космического корабля.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент Актуализация знаний
- Соотнесите объект с его названием:
Солнцепланета
Луназвезда
Земляспутник
Евразияматерик
- Определите, что здесь лишнее:
Евразия, Африка, Москва, Австралия
Тихий, Чёрное, Атлантический, Индийский
Марс, Солнце, Венера, Земля
- Какие еще планеты вы знаете? Что вы можете о них рассказать?
- В чем особенность нашей планеты?
-Рассмотрите фотографию планеты Земля.
- Как могли получить фотографию Земли?
- Это облик Земли.
Словарная работа “Толковый словарь Ожегова”.
Тема урока: "Облик Земли постоянно меняется". (С космического корабля)
Один ученик читает объяснение к слову “облик”. Постановка учебной задачи - На предыдущих уроках мы выяснили, как Земля выглядит сейчас. Но всегда ли Земля была таковой? Существует несколько гипотез (мнений) о возникновении жизни на Земле. Мы остановимся на одной из них - научной. (Эта загадка Земли до конца не разгадана). Открытие детьми нового знания Задание 1
Рассмотрите рисунки. Попытайтесь объяснить, как зарождалась жизнь на Земле, какой была наша планета в далеком прошлом.
- Высказывания учащихся.
- Объяснение учителя:
Давно, 6-7 млрд. лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце.
В то время оно мало чем напоминало привычное ласковое светило. Учёные его назвали древним Солнцем. Считается, что его рождение - это не что иное, как вспышка сверхновой звезды. Сильные взрывы на солнце выбросили из космического пространства газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды Солнечной системы.
Земля как космическое тело окончательно сформировалась около 5 млрд. лет назад. Поверхность Земли начала постепенно остывать. Её поверхность представляла собой бесконечную, однородную серую равнину. Долгое время этот ландшафт оставался безжизненным. На планете господствовали только космический холод и обжигающий ветер.
Только приблизительно 650 млн. лет назад на Земле появились многоклеточные организмы, и началось массовое заселение Земли Работа в группах (обсуждение и защита своих суждений)
Физминутка. Игра – путешествие “К нам приехал пароход. С кем?”
Антарктида – пингвин.
Австралия – кенгуру.
Африка – слоны.
Северная Америка – пума.
Южная Америка – обезьяна.
Евразия – заяц. Показываю материк – называю животное – учащиеся изображают его.
Задание 2
Рассмотрите карту. Что бы это могло значить? Предположите, что могло произойти с сушей Земли?
- Объяснение учителя:
Вот так выглядит наша Земля сейчас. Как Земля выглядела давным-давно?
Видите, как далеко расположены материки? Но на всех находят окаменевшие кости сухопутных животных, живших миллионы лет тому назад. Но как же они оказались на разных материках, разделенных океанами? Ведь плавать они не умели. Значит, решили ученые, все материки когда – то были совсем рядом или даже одним целым. Потом мало-помалу, незаметно разъехались вместе со всеми обитателями. Не сразу, страшно медленно, по несколько сантиметров в год, но отошли один от другого.
Чтобы убедиться в этом, ученые попробовали сложить их вместе. И получилось. По середине Мирового океана находился огромный материк – суша под названием Пангея-вся земля. Много-много миллионов лет назад на поверхность Земли обрушились дожди. Дождь шел и днем и ночью.рассмотрите рисунок в учебнике (с.38). на них изображены этапы развития Земли. Тогда не было на Земле жизни. А была ли природа? (да. Неживая природа- каменная поверхность, вода, воздух, тучи и первый земной ветер.) Потоки воды залили все низменности и образовали Мировой океан. Посередине которого и находился единственный материк- Пангея . С Пангеей происходили изменения. Примерно 120 млн. лет назад она раскололась. - Высказывания учащихся
Практическая работа Тетрадь страница 23, 26-27. Рефлексия деятельности На доске предложение.
“На Земле изменяется все: …” Продолжите.
- Кто был доволен на уроке своими успехами, кому было интересно – улыбнитесь. Литература:
Методическое пособие «Окружающий мир» для 1класса Г.А.Сафроновой по учебнику Н.Я.Дмитриевой. А.Н.Казаковой.
«Моя первая энциклопедия» Л.Я. Галперштейню
«Толковый словарь» Ожегова