Исследовательская работа Здесь Родины моей начало

Исследовательская работа «Здесь Родины моей начало»
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История села с 1723 по 1917 гг.
Возникновение села. Его развитие 4
История Троице-Сергиевского храма села Соловцовка...6
Глава 2. Село Соловцовка в советское время
2.1. Организация колхоза... 8
2.2 Жизнь моих земляков в 1941-1945 гг..9
3. Заключение..10
4.Литература ...11



















Введение

Нам кое-что простит эпоха,
Отлюбит с нами, отгрустит.
Но что Россию знаем плохо,
Наверно, это не простит
Прокофьев
Родной край. Такое простое и емкое понятие. Исток всех начал. Родина начинается с отчего дома, родной улицы, города, села. Родной край - частица Родины. Нужно хорошо знать свою малую родину. Знать, чтобы полюбить ее. А нельзя любить то, что не знаешь. «Без прошлого - нет будущего», - сказал однажды мудрый человек и к этому остаётся добавить: «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!»
На наш взгляд, исследование истории родного села через истоки его возникновения, через историю жизни его жителей открывает новые перспективы для развития.
Цель нашего исследования – рассмотреть и проанализировать историю села Соловцовка с момента возникновения (1723 г.) до настоящего времени.
В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:
Как появилось и сформировалось село Соловцовка.
Выявить и описать основные факты, связанные с историей Троице-Сергиевского храма в селе Соловцовка.
Рассмотреть основные проблемы села в настоящее время.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Изучение, сравнение исторических источников.
Анализ работ современных исследователей и материалов периодической печати.
Проведение опроса жителей села Соловцовка.
Были исследованы материалы Государственного архива Пензенской области (ГАПО), Пензенского краеведческого музея, Пензенской Епархии. Мы обращались к материалам районной газеты «Сурские просторы», журнала «Пензенские епархиальные ведомости», «Энциклопедии Пензенской области», изучали монографическую работу В.П. Зелева, С.В. Зелева «Святой старец Иоанн Оленевский и его время», проводили опрос жителей сел Оленевка и Соловцовка.
Проведенная нами работа показала, что ни один из источников не предлагает последовательного описания истории села Соловцовка и исследования проблем местных жителей. Это и обуславливает новизну нашего исследования.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебно - воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Глава I. История села Соловцовка с 1723г. по наст. вр.
1.1Возникновение села. Его развитие.
Одним из старейших сел Пензенской губернии является село Соловцовка Пензенского района. Село было основано в 1723 году купцом Стефаном Богдановичем Соловцовым.
В 1883 году в Соловцовке насчитывалось 800 человек жителей, а в начале XX века – 849 человек: 450 – мужского пола, 399 – женского Село имело 139 дворов. Основными промыслами и занятиями в Соловцовке, было хлебопашество, мукомольный промысел, пуховязание и пухопрядение, сапожное дело.
На реке Ардым стояли 2 водяные мельницы, 2 мукомольни, 2 маслобойни, в селе имелись 2 кузницы, был конный завод, кирпичный завод, принадлежащий помещику из соседнего села Оленевка Селиванову.
Одна из мельниц в 1908 году принадлежала потомственному почетному гражданину г. Саратова Николаю Николаевичу Хватову.
Ее арендовали местные крестьяне Алексей Тихонович Гаврилов да Иван Павлович Казаков. Крестьяне имели свои лавки. На рубеже XIX – XX столетий село Соловцовка вошла в перечень главных торгово-промышленных сел Пензенского уезда. В праздник Святой Троици в Соловцовке была ярмарка. Приезжали карусели и торговцы, продавались промышленные и продовольственные товары. Но основная ярмарка была в Пензе на Петров день. Женщины покупали на всю зиму пух , а мужчины ездили туда за веревками и косами. В Пензенских губернских ведомостях за 1911 год село Соловцовка описывается, как село непьющее. «Краснополье, Соловцовка, Алферьевка – села непьющие, потому что у них нет винных лавок, и беспатентная продажа спиртного строго преследуется, Эти села поражают тишиной и спокойствием, какие царят с наступлением ночи. Мирная и тихая жизнь поселянина ничем не нарушается» (ГАПО ф.р. 2392, 0.2, д.2) .Из учебных заведений в Соловцовке была земская школа . В 1896 году ее учителем был Иван Васильевич Потапов. 1900 году в ней обучалось 45 мальчиков и 5 девочек. В 1911 году в Соловцовке проходили торжества по случаю открытия нового здания школы. Как писалось в газете «Пензенские губернские ведомости» от 12 ноября 1911 года:
«Школьные постройки, которых было несколько, представляли собой целый школьный городок. А их расположение рядом с каменным храмом, барской усадьбой усиливало впечатление изящества и культурности уголка».. Это здание школы просуществовало до 1960-х годов ХХ века. В советское время в селе Соловцовка располагалась в этом здании начальная школа. Обучалось в разное время одновременно до 90 человек. Долгое время заведующим был Александр Степанович Платонов.


1.2. История Троице-Сергиевского храма села Соловцовка

Село Соловцовка было основано в 1723 году кавалерии вахмистром Стефаном Богдановичем Соловцовым. Того же года мая 29 дня на имя протопопа Пензенского Спасского собора Иоанна Андреева Соловцовым было отправлено прошение о постройке в своей вотчине церкви. До этого в селе стояла часовня, вероятно, в ознаменование какого-нибудь чудесного события или в знак основания деревни. А когда в 1727 году последовал разрешительный указ духовной дикастерии, на месте часовни был сооружен деревянный храм. В нем было два престола, однако их освящение и выдача антиминсов затянулись из-за оформления церковной земли. Престолы были освящены не ранее 1740 года, первый - в честь Живоначальной Троицы, второй - в честь преподобного Сергия Радонежского. С момента освящения храма село Соловцовка получило второе название - Сергиевское.
В 1782 году старанием помещика, секунд-майора Александра Стефановича Соловцова на месте прежнего храма был выстроен и освящен новый деревянный храм с одним престолом в честь Живоначальной Троицы (Приложение №1). Храм этот был холодный и ветхий (он существовал 112 лет). Поэтому в 1894-м году с разрешения епархиального начальства в виду новостроящегося храма он был продан крестьянам села Голодяевки Чембарского уезда с тем, чтобы употребить его тоже на храм. Храм этот был продан за 1400 рублей вместе с иконастасом, кроме утвари и местных икон, и в 1895 году был разобран и увезен.
20 октября 1896 года в селе Соловцовка был освящен новый каменный храм во имя Животворящей Троицы, сооруженный вместо прежнего деревянного храма (Приложения №1, №6). Самыми деятельными лицами при постройке нового храма в 1896 году были помещик Соловцов А. А., учитель земской школы И. В. Потапов, крестьяне: А. В. Карпов, П. С. Тюряев, А.В. Борунов.
А. А. Соловцов подарил место под постройку храма и помогал различными материалами, выделил 600 рублей. Учитель В.В. Потапов всегда был самым деятельным участником во всех богослужениях в качестве чтеца и регента. Были использованы и пожертвования Кронштадского протоиерея Иоанна Ильича Сергеева, московского купца П.Г. Миндовского, земледельца села Оленевка Пензенского уезда А.И. Селиванова и других. Крестьянами села Соловцовка за время всей постройки было пожертвовано около 2850 рублей.
Храм для села вышел величественный, построен в византийском стиле. Крест церкви был выписан из Санкт-Петербурга земледельцем села Оленевка, дворянином А.И. Селивановым. Он весил 25 пудов. В годы Советской власти храм Троице-Сергиевской церкви был закрыт в 1932 году, а в 1945 году открыт вновь. В настоящее время храм реставрирован и обновлен. Сюда приезжают жители не только района и области, но и жители других областей России, жители ближнего и дальнего зарубежья.
С храмом села Соловцовка неразрывно связана деятельность одного из самых великих прозорливцев 20 века священно исповедника Иоанна Оленевского. Обладая даром предвидения и благодатной молитвы исцеления, он еще при жизни снискал огромную любовь и уважение среди тысяч людей. Всю свою жизнь он посвятил Богу, хотя всячески старался скрывать свои подвиги, но не мог скрыть полученной от Бога благодати и сиял как светильник на вершине горы. Не было и нет ни одного верующего человека в Пензенской области, кто бы ни слышал об Иоанне Оленевском.
2 .Село Соловцовка в советское время
2.1. Организация колхоза
В 1931 году в селе Соловцовка был создан колхоз имени Сталина. В справке, выданной Государственным архивом Пензенской области (ГАПО) указано: «В хозяйстве имелось 955 десятин земли, из них обрабатывалось 397 десятин. Из техники имелось – плугов однокорпусных «Экер» 5 штук, 2 молотилки «Клейтон». Сноповязалки, сенокосилки и другой мелкий инвентарь. Животноводство насчитывало 26 лошадей, 14 коров, 47 голов овец. Рабочих колхоза было 127 человек».
Как и повсеместно нарушались права человека: колхозники не имели паспортов, а за свой тяжелый труд получали «палочки»- трудодень, который отоваривался в конце года небольшим количеством зерна. Была закрыта Соловцовская церковь, в ней разместились изба- читальня, а затем клуб. Были вырублен знаменитый на весь уезд плодовый сад помещика А.А. Соловцова. Но жители села работали самоотверженно, показывая образцы трудовой доблести, так например доярки Гришина Агафья Федоровна, Титаренко Екатерина Сергеевна в 1940 году участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. ( Данные ГАПО).
В хозяйстве было около 3,5 тысяч гектар пахотных угодий и основным направлением сельскохозяйственной деятельности являлось обеспечение заводов спиртотреста картофелем и с этой задачей колхозники справлялись успешно. Например, в 1938 году площадь под посадку второго хлеба возросла до 1161 гектара(!) и урожайностью 128 центнера с гектара, отдельные звенья добивались до 250 центнеров с одного гектара.
2.2. Жизнь моих односельчан в 1941-1945 гг.
С началом Великой Отечественной войны на защиту своей Родины, вместе со всем советским народом, встали жители нашего села. В 1941 -1945 годах из нашего поселка призвано в Советскую армию 239 человек. Победа в Великой Отечественной войне была достигнута сверхвысокой ценой. А пока мужчины воевали, оставшиеся в селе женщины, старики и дети продолжали жить и работать, не жалея сил. Материально - техническая база колхоза была ослаблена. Они теперь работали на полях не только за себя, но и за своих мужей, отцов, братьев, сыновей, защищавших родину от фашистских захватчиков. Пришлось женщинам осваивать сельскохозяйственную технику. Тяжело было женщинам трудиться, приходилось работать от зари до зари. В невероятно сложных условиях шла борьба за хлеб. Но люди продолжали самоотверженно работать, отдавая всё для Победы. Сушили картофель, выращивали и сдавали хлеб. Отправляли посылки на фронт (вязаные варежки, носки), а сами ходили, в чем придется. Трудно жилось в военные годы односельчанам, впрочем, как и многим другим советским людям во время войны. Весь колхозный урожай уходил на нужды фронта. Несмотря на все трудности, сельчане пережили военное лихолетье. День Победы жители села встречали с радостью, но их радость была омрачена потерей близких, не вернувшихся с фронта (89 человек). Вернулись домой оставшиеся в живых защитники Родины, и снова началась мирная жизнь и трудовые будни.
Таким образом, жители нашего родного села внесли ощутимый вклад в общую Победу над врагом, заплатив при этом немало жизней, лишениями, здоровьем, разделив участь всего народа в период Великой Отечественной войны. В 1958 году колхоз «Верный путь» становится третьим отделением совхоза «Оленевский», крупного хозяйства Пензенской области, в 50-60 годы 20 века – мясо - молочного направления с развитием картофелеводства. В 70- 80 гг.- хозяйство стало специализироваться на выращивании плодо- овощной продукции (капуста, свекла, морковь, кабачки, ранний картофель) для нужд жителей города и области. В 2002-2003 совхоз « Оленевский» прекратил своё существование. Предприятий в селе нет. Трудоспособное население работает в городе Пенза ( за 30 км ). Но основное население - пенсионеры. Численность населения на 1. 01. 2005 года – 233 жителя.


3.Заключение
Подводя итоги нашего исследования, следует сделать вывод о том, что все поставленные в начале работы задачи были выполнены. Я попыталась хотя бы фрагментарно представить историю нашего села с момента возникновения по настоящее время. В настоящее время село Соловцовка известно не только в нашей Пензенской области, но и в России и даже в ближнем и дальнем Зарубежье. В Троицко- Сергиевском храме села находятся мощи одного из самых великих и почитаемых Святых 20 века старца Иоанна Оленевского ( в миру Ивана Васильевича Калинина, 1854- 1951), служившего в соловцовской церкви. Всю свою жизнь он посвятил Богу, обладая даром предвидения и благодатной молитвы исцеления, он ещё при жизни снискал огромную любовь и уважение среди тысяч людей. За свою исповедническую деятельность и народное почитание, многочисленные случаи исцеления, он в 2000 году по решению Священного синода причислен к лику Святых.
Большое количество людей из разных мест приезжают сюда, многим интересна и история этого старейшего села Пензенского района.
В своей работе я использовала архивный материал, воспоминания старожилов, монографическую работу В.П. Зелева, С.В. Зелева «Святой старец Иоанн Оленевский и его время».
Академик Д.С. Лихачев писал: « Любовь к Родине – это не нечто отвлеченное; это - любовь к своему городу, к своей местности, к своему селу. Обращение к прошлому – есть забота о будущем. Я полностью с этим согласна. Здесь Родины моей начало.



4. Литература
«Энциклопедия Пензенской области» под редакцией К.Д. Вишневского
Материалы Государственного архива Пензенской области (ГАПО)
Рассказы, воспоминания жителей села
Материалы « Института истории материальной культуры» города Санкт-Петербурга
Зелёв В.П., Зелёв С.В. «Святой старец Иоанн Оленевский и его время»
«Святые православные подвижники благочестия Земли Пензенской». Материалы Пензенской Епархии.


 Зелёв С.В. Зелёв В.П., Святой старец Иоанн Оленевский и его время – Пенза, 2008, с. 56











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Заголовок 115