Урок музыки в 4 классе Хороводные песни


Урок по музыке для четвертого класса.
Тема полугодия: «Музыка моего народа».
Тема урока: «Хороводные песни».
ХОД УРОКА
Организация класса на урок, закрепление пройденного материала, введение в тему.
Вход: «Увертюра на темы трех русских песен» М.А. Балакирев (Диск CD)
Приветствие
(На доске – кроссворд)
–Вы видите на доске кроссворд. Ваши ответы помогут узнать фамилию композитора, чье произведение прозвучит сегодня на уроке.
-Какая музыка ввела вас в класс? (1) Кто автор?(2) (Слайд №6).

Тема какой знакомой песни звучала в начале? К какому виду русских народных песен она относится?(3)
А кто узнал вторую мелодию? Кто еще из русских композиторов использовал эту тему(4) и в каком произведении? (5)(Слайд №7).

К какому виду русских народных песен относится песня «Во поле береза стояла»?(6)
(Ответы вставляются в кроссворд)
(После ответа детей на доску поместить карточку «Хороводные песни»)
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с этим видом песен, узнаем, кто из композиторов использовал хороводные песни в своих произведениях, а так же, как я и обещала, попробуем сами поводить хороводы.
Проверка домашнего задания.
Но, прежде, обратимся к домашнему заданию. Мы читали миф об Аполлоне и музах, водивших хоровод под звуки его сладкострунной кифары. (Слайд № 8)

Я просила вас вспомнить сказки, где танец играл бы важную роль и нарисовать иллюстрации к ним или к мифу об Аполлоне. (Проверка домашнего задания).
III . Значение хоровода в жизни людей, хороводы
в живописи, виды хороводов.
- А какое же значение имел хоровод, чем он являлся для русского народа? (Местом гуляния, знакомства и, своего рода «школой воспитания»). (Слайд №9)

-У каких художников в их картинах нам встретилось изображение хоровода? (А.Я. Головин «Хоровод», А.П. Ряпушкин «Втерся парень в хоровод», Н.К. Рерих «Хоровод» А. Матисс «Танец»). (Слайд №10 - №14)


-В прошлый раз мы познакомились с первым видом хороводов. С каким? (С круговыми хороводами). Почему они так назывались? Как водились? Какие сюжеты чаще всего встречаются в этих песнях?
Давайте с вами вспомним круговую хороводную песню, которую разучили на прошлом уроке.
1. Пение песни «По-за городу гуляет»
2. Исполнение этой песни на свирели
3. Одна группа детей исполняет песню на свирелях, другая – подчеркивает сильную долю бубнами, «маракассами», треугольниками, синтезатором, остальные – поют и разыгрывают хоровод.
IV. Знакомство с новым видом хороводов, использованием его в творчестве русских композиторов.
(С использованием видеофрагмента)

-Кроме круговых хороводов были, также, и некруговые. Пример такого хоровода мы можем услышать в опере «Снегурочка», которую написал по «Весенней сказке» Островского хорошо нам знакомый композитор – сказочник, автор таких опер, как «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Садко». Его фамилия загадана в кроссворде. Посмотрим, какие буквы нам известны и попробуем вставить недостающие.
-Верно, это Н.А. Римский-Корсаков. В опере «Снегурочка» он использовал русскую народную некруговую песню «А мы просо сеяли».
-Посмотрите фрагмент из мультфильма, снятого по этой опере и ответьте на вопрос: как водили некруговые хороводы? (Слайд№15)

- Правильно, две шеренги вставали напротив друг друга и разыгрывали сюжет песни, написанной, как правило, в виде диалога? А что такое диалог?
-Кто из вас знает, что такое просо? (Объяснить значение слова)
-В песне нам встретились слова «Ой, дид Лада, сеяли…» Лада – это языческая богиня, мать всех богов. (Слайд№16)

- Разучивание р.н.п. «А мы просо сеяли» по плакату, с движением.
-В прошлом году мы с вами учили и исполняли хороводную песню «Со вьюном я хожу». Вспомните, какой прием исполнения использован в ней? Верно, канон.
-Давайте исполним эту песню:
Одноголосное исполнение
Пение каноном
Игра на свирели «с листа»
Как вы думаете, а в наше время встречаются еще хороводы? Где, когда? (В праздниках, Новогодних утренниках мы вместе водим хороводы. Это дает возможность всем принять участие в танце, почувствовать руку друга, увидеть дружелюбные, улыбающиеся лица ощутить себя частью единого целого. Хровод объединяет людей). -Именно об этом поется в песне «Большой хоровод» композитора Б.Савельева, которую мы с вами разучили. (Слайд №17)

- Давайте исполним ее.
Обобщение
- С каким видом русских народных песен мы с вами продолжили знакомиться?
- Какой композитор, и в каком произведении использовал хороводную песню «А мы просо сеяли»? (Слайд №18)

Какие виды хороводов нам известны? (Слайд №19 - №20)

- В следующий раз мы продолжим знакомство с хороводными песнями и поговорим еще об одном виде хороводов – хороводах-шествиях. (Слайд №21)

VI. Домашнее задание: Выучить на свирели песню «Со вьюном я хожу», чтобы в следующий раз сыграть ее каноном. (Ноты раздаются на дом)