Экскурсия в осеннюю степь

Тема: Экскурсия в осеннюю степь .

Цель: на основе наблюдений рассмотреть представления учащихся об изменениях в природе осенью, рассмотреть листья во время листопада, познакомиться c видом осенней степи; подвести учащихся к пониманию того, что человек часть живой природы, что природа, в частности степь или парк, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека. 
Усвоить представления об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений , животных и птиц в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, умение делать поделки из природного материала.
Развитие эстетического вкуса.
Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи, взаимозависимости объектов живой и неживой природы
Формирование у учащихся общих представлений о степи;
показать красоту и разнообразие растений степи.


Ход экскурсии.

Подготовка учителя и учеников к экскурсии.
При проведении экскурсии важно обратить внимание на одежду и обувь учащихся, побеседовать на тему, какая одежда и обувь наиболее соответствуют погодным условиям, почему. 
Для подготовки экскурсии определяется место осенней степи, (где будет проходить экскурсия), какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.
Следует подчеркнуть пользу пеших прогулок, обратить внимание на радостное, приподнятое настроение детей, на те факторы, которые их вызывают. Поговорить, как влияет природа на органы чувств, рассказать, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что степной шум и шелест листьев благоприятны для слуха, обратить внимание детей на разнообразие запахов и осязательных ощущений в степи . С этой целью можно предложить детям потрогать кусты , листья, понюхать цветы. Побеседовать о том, можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена.  Научить детей правилам поведения в степи идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Можно поговорить о возможных неожиданных встречах с дикими животными, насекомыми, змеями, посторонними людьми, о том, как вести себя, чтобы не заблудиться. При беседах с учащимися необходимо обращаться к жизненному опыту детей: были ли у вас неприятные случаи, встречи в степи? Как вы с ними справились? и т.д.  Если в степи встретятся лекарственные растения, следует о них поговорить по подробнее.  Во время экскурсии возможны различные дидактические игры. Например, выбери самый красивый уголок в степи, попробуй рассказать, чем он тебе понравился. Нарисуй словесный портрет кустов, деревьев, растений. Расскажи про самое удивительное растение. Правда ли, что растения чувствуют добро, зло, боль? Поговори с растениями. Кто больше услышит звуков? Какой запах кажется тебе наиболее приятным? Есть ли в степи запоздалые цветы? Найди их.  До экскурсии в классе также проводится беседа по следующим вопросам:
-Какой была степь летом (вспомнить)?
-Какие изменения произошли в природе с приходом осени?
-Что заметили в степи на экскурсии?
-Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.

До экскурсии даются задания:
-Понаблюдать за птицами , вспомнить, какие животные живут в степи .
-Собрать природный материал (листья , опавшие ветки , кору)


Наблюдения за неживой природой.

Детям предлагаются вопросы и задания:
Посмотрите , остановитесь, послушайте тишину степи, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа.
Что вы слышите?
Какое ощущение от осенней степи?
Какие стихи вам приходят на память?

«Осенний лист на длинном черенке»
(Давид Кугультинов)
Осенний лист на длинном черенке
Поник , подумал и слетает в воздух.
А степь в рассветном голубом дымке
Примолкла , долгий предвкушая роздых.
Давно пшеница убрана в полях.
Стерни колючки в пахоте размякли .
Скирды в низинах – на манер папах
Из серебристо – серого каракуля.
И , пробиваясь нехотя из мглы ,
Лучи ложатся – все спелей , багряней ,
Они как будто слишком тяжелы
Для зябкой , паутинно – тонкой рани.

«Журавли улетают на юг»
(Санжара Байдыев)
Журавли улетают на юг,
Грусть , излив по степному раздолью.
И какая – то жилочка вдруг
В сердце рвется с щемящею болью.
Ничего, что в осенние дни
Журавли улетают на юг
Покидают нас милые птицы.
Здесь оставили гнезда они
И сюда будут, ве
·чно стремится.
Этот горестный клич журавлей,
Эта песня, подобная чуду,
Пусть в груди остается моей,-
До весны я её не забуду.
Как бы вьюги зимой не мели,
Как бы жизнь ни давила сурово,
Вспомню где – то летят журавли,
Все стерплю и весну встречу снова.

-Какие загадки, пословицы, поговорки, приметы вы знаете?

Загадки
1. Он круглый красный ,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней (Помидора).

2. Летом в огороде –
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Желтые соленые .
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас ?.. (Огурцы)

3. И зелен , и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом (Картошка)


4.Золотая голова велика и тяжела
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика , только шея тонка. (Тыква).

5.Торчит, как кочка, кругла как бочка ,
На вид - дубовая , на вкус – медовая. (Дыня).

6.Степные медузы лежат на полях
И греются в солнечных жарких лучах. (Патиссоны)


Природы дивные приметы

-Облака плывут высоко – к сухой и солнечной погоде.
-Всюду много бабочек – дождя не ожидается.
-Дождевые черви выползают на поверхность – к дождю.
-Ворона прячет клюв под крыло – к холоду.
-Кошка свертывается в клубок , прячет нос , жмется к теплым предметам – к холоду .
-Ласточки низко летают над землей – к дождю
-Гром в сентябре – осень теплая .
- Гром в октябре – к малоснежной зиме.
-Если молодой месяц появляется в дождливый день октября , то дождливым будет весь следующий месяц.
-Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
-Если сороки рано замолкают – жди холодной осени .
-Птицы рано собираются в стаи – осень будет холодной.
-Журавли высоко летят – к затяжной осени.


Поговорки

-Ласточки весну начинают, а осень накликают.
-Успенье провожай, а осень встречай.
-Осень собирает, а зима поедает.

Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с летом?
Какое солнце?
В чем особенность калмыцкой степи? (дважды зеленеет – весной и осенью)
Какая температура воздуха?

Наблюдения за живой природой.

Посмотрите на деревья.
Какие они? ( с некоторых начинают опадать листья).
Почему?
В чем заключается особенность калмыцкой степи?
После засушливого лета идут дожди, вновь появляется трава.
Каких перелетных птиц вы знаете?
Птичья осень начинается довольно рано, ещё в августе. Раньше всех нас покидают стрижи и ласточки. В октябре отбывают грачи, гуси и утки. К концу октября покидают нас все перелетные птицы.
Каких зимующих птиц знаете?
Что должен человек сделать для них?
В октябре самое время готовить и развешивать кормушки для птиц. Как это ни грустно, очень многие птицы погибают зимой от голода.
Заготовку птичьего корма надо начинать ещё в августе. Это арбузные семена, тыквенные , дынные и обычные семечки – плодов подсолнечника , только не жаренных , а сырых
Как готовятся к осени животные?
Животные осенью меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Осенью животные нашего края поправляются, жирнеют.

Собираем природный материал.

1 группа – Собирает, рассматривает листочки .

2 группа – Собирает упавшие ветки, кору деревьев.

После проведения работ детям предлагается поиграть в следующую игру: “Угадай, с какого дерева этот листок”.
Содержание игры: Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: “ Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?” Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

Подведение итогов экскурсии.

После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой выясняются изменения в неживой и живой природе с приходом осени.
Что мы сегодня наблюдали?
Что нового узнали?
Где были на экскурсии?
Какие изменения в природе заметили?

Вывод: Жизнь в природе осенью продолжается.

Домашнее задание:
Зарисовать красивые листья.
Рассказать об отличии осенней степи от летней.
Причины изменений.
Изготовить кормушки с родителями. “ Позаботимся о птицах зимой”.
Приготовить поделки из природного материала.










15