Конспект урока по изобразительному искусству на тему Набросок фигуры человека (7 класс)


Изобразительное искусство 7 класс. 1 четверть. По программе Б. Неменского.
Тема: Набросок фигуры человекаТип урока: Комбинированный
Цели урока: создать условия для формирования умения видеть пропорции и соотносить детали между собой; способствовать расширению знаний учащихся о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, развитию творческой активности
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся выполнять зарисовки с натуры фигуры человека.
Получат возможность научиться: делать отбор деталей; сравнивать и подчинять детали целому; соотносить детали между собой (делая зарисовки с натуры фигуры человека).
Познакомятся с видами набросков и материалами для их выполнения
Метапредметные УУД
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью (особенности и виды набросков), излагают свое мнение в диалоге, делают выводы; планируют деятельность в учебной ситуации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: организуют работу в группе; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, корректируют свое мнение в соответствии с мнениями товарищей);
Личностные УУД
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов; приобретают творческий опыт; имеют мотивацию к учебной деятельности
Методы и формы обучения:
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой.
Формы: фронтальная и индивидуальная
Оборудование: Карандаш, акварель, гуашь, гелевая ручка (по выбору учащихся)
Основные понятия и термины: набросок ,жест, силуэт.
Наглядно-демонстрационный материал Зарисовки и наброски фигуры человека. Презентация «Наброски фигуры человека»
Организационная структура (сценарий) урока
1.Организационный момент.
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Ребята, сегодня на большой перемене я увидела первоклассника, который торопился на урок физической культуры. Он был такой счастливый, радостный. Придя в класс, я по памяти попыталась его зарисовать. Посмотрите, что получилось.
(Учащиеся определяют цель в учебной деятельности) Поиграем в игру «Быстрый и внимательный!». Правила: я буду показывать вам пять разных предметов; время показа предмета с каждым разом будет уменьшаться; победит тот, кто точнее и быстрее изобразит все пять предметов (Учащиеся вместе с учителем определяют победителя)
II. Изучение нового материала.
Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Как правило, первым делом мы рисуем то, что привлекает наше внимание.  Наброски бывают линейные и тональные
Презентация «Наброски фигуры человека»
Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а так же его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски следует выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. При выполнении свободных набросков и зарисовок бывает очень полезно не «думать», а просто быстро и много рисовать. В результате что–то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Чем больше и чаще выполняешь наброски, тем лучше они получаются. Жест – это действие, несущее смысловую нагрузку, - преподносите ли вы букет цветов или проводите карандашом по бумаге. В рисовании «жестом» называют движение руки с инструментом, которое повторяет движение глаза, исследующего модель. Глаз сканирует визуальное поле, выискивая и отбирая характерные детали и увязывая их со способами осмысления. Рисование жестом – зафиксированный итог визуального поиска значимости; поиск должен быть быстрым, когда наблюдение и перенос всей фигуры на бумагу происходит почти мгновенно. Приступать к упражнению следует с уверенностью.
Наносимые вами линии должны соответствовать манере вашего наблюдения за моделью, как бы переносить на бумагу ваш взгляд, следуя за скольжением глаза по фигуре модели. Рисунок похож на каракули, но в нём нет неестественности и больших погрешностей. Рисование непрерывной линией.
Непрерывная линия в действительности таковой и является. Рисунок выполняется непрерывно, с постоянной скоростью, без отрыва карандаша от бумаги. Старайтесь рисовать ритмично, постоянно сравнивая элементы и детали модели и рисунка. В данном случае линия проводится медленнее, чем при рисовании жестом. Рисунок больше похож не на каракули, а на цельный моток проволоки.  
Силуэтный рисунок.Этот тип рисунка имеет сходство с линейным в том, что внешние контуры модели должны быть очерчены непрерывной линией, но в данном случае линия проводиться сознательно и гораздо медленнее, чем в двух предыдущих упражнениях.  В силуэтном рисунке линия ни в одной точке не должна углубляться внутрь контура, но при этом следует очерчивать пустые пространства между, например, рукой и телом, через которые виден фон, - их называют негативными пространствами. Для исправления ошибок можно пользоваться резинкой.
 Правила работы над наброском.
1.Определим тот элемент, который бросается нам в глаза (это может быть действие, выражение лица и т. д.). 2. Перенесите этот элемент на бумагу как можно полнее и по возможности быстро (проделайте это несколько раз).
Физминутка,
Я называю предметы. Если эти предметы находятся в классной комнате, вы встаете, а если этого предмета нет в комнате, сидите.
(ведро, компьютер, вазочка, картина, стол, диван, полка под цветы, кашпо коричневого цвета, лавочка, урна и т.д)III. Творческая практическая деятельность Внимательно рассмотрите натуру. Изучите ее. В первую очередь определите пропорции и соотнесите детали между собой. Можно воспользоваться планом:
1. Определите общие рамки изображаемой фигуры.
2. Набросайте конструктивное построение фигуры (скелет).
3. Как можно вернее изобразите разнообразные движения модели, наклон тела, поворот головы, динамику рук, ног.
4. Свободно проводите штрихи и линии.
5.Один набросок выполняется по 5-7 минут.
IV. Итоги урока. Рефлексия
Учитель переходит к обсуждению работ с учащимися в форме «вопрос – ответ».  • Что вы пытались выразить в рисунке? • Что вам удалось выразить? • Что от вас ускользнуло? • Можно ли было выразить это как-нибудь по- другому? • Насколько удался рисунок – в смысле сходства модели с изображением на бумаге? • Что бы вы сделали по- другому, если бы у вас было больше времени? • Как вы определяли пропорции фигуры? • На что надо обращать особое внимание при работе с наброском?
Д/З Выполнить наброски фигуры человека разными техническими приёмами.