Урок русского языка в 10-м классе по теме: Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных


Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных"
29.03.14
Учитель
русского языка и литературы
НОУ «Авторская школа «Источник»,
студентка гр.МПР-13
Гимадиева Г.Л.
Цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных;
развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Задачи:
образовательная – обучить правописанию суффиксов прилагательных
развивающая – развивать умения применять знания на практике, развивать психические процессы: память, речь, внимание, мышление; развивать языковое чутьё, навыки беглого чтения, умение работать в парах, умение сотрудничать.воспитательная – способствовать воспитанию внимательности, воспитанию чувства ответственности.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.
Метод урока: частично-поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, самоконтроль, диалогический, эврестический, творческий.
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оформление доски:
Записано:
обобщить, систематизировать…
закрепить умение….
развивать…
Словарные слова:
толерантность
иммиграция
эмиграция
Ход урока
Предупреждающее домашнее задание: параграф 40, упражнение 247 (по заданию).
I. Организационный момент.
Записать число, тему урока. Определение целей урока учащимися
II. Опрос.
Работа учащихся у доски с индивидуальными заданиями:
1. Рассказать о правописании н в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 1
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется НН?
Дикови…ое происшествие
Багря…ые закаты
Дровя…ой склад
Беше...ый ритм
Ветре...ая девушка
2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 2
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется Н?
Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
В своих делах она была безукоризнен..а.
В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.
III. Работа учащихся с новыми словарными словами.
Определение лексического значения слов по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова. Слова указаны наслайде 2.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.
Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).
Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)
Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция - паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).
Предлагаем учащимся решить тестовое задание (тест из книги С.А.Ильиной, И.С.Иванова “ЕГЭ по русскому языку 2012”):
Задание на слайде 3: В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”?
Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии.
В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям?
Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье.
Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость.
(ответ: №4)
IV. Работа по орфоэпии.
На слайде 4 записаны слова:
ОксюмОронНедопонЯвшийЗасОритИспОднизуЗадание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)
V. Работа с литературоведческим словарем: повторение стилистической фигуры оксЮморон(стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”)
VI. Ответы учащихся, работающих у доски.
Задание классу: дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.
Учащиеся класса при повторении используют справочные материалы (из журнала “Русский язык и литература для школьников”) Приложение 1.VII. Закрепление.
1. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.
Тест
А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. коноплян..ый4. торжествен..ый2. курин..ый5. румян..ый3. оловян..ыйБ. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. стеклян..ый4. серебрян..ый2. деревян..ый5. ветрен..ый3. прян..ыйВ. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. безветрен..ый4. полотнян..ый2. багрян.ый5. овчин..ый3. времен..ый(Тесты взяты из книги Н.Г.Гольцовой,И.В. Шамшина “Единый Государственный экзамен. Русский язык” М.: Русское слово, 2006)2. Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученицам предложеноиндивидуальное задание.
Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:
Смотрел рассеян..о.
Облака рассеян..ы.
Девочка рассеян..а.
Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
Работа комиссии хорошо организован..а.
Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.
3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 5. Ответы на тест: А - 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.
4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 6).
Смотрел рассеянно (наречие).
Облака рассеяны (краткое причастие).
Девочка рассеянна (краткое прилагательное).
Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.)
Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.)
Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).
Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)
Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.
VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.
Приложение 2 Текст В. Лакшина “Весь в письмах”.
Ответы. Приложение 3.Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).
IX. Итоги урока.
Достиг ли урок цели?
Какие знания и умения закрепили на уроке?
X. Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237(по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.
Приложение 1.
Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи. Имена прилагательные, образованные от имен существительных.
-нн- -н-
-онн-,-енн-,-ённ-,
.н + н-ин-, -ан-
(-ЯН-).Исключения:
Ветреный день/ ветреный человек Стеклянный, оловянный, деревянный.
Обратите внимание на слова:
Старинный, подлинный, истинный, безветренный, гостиный, серебряный.
Запомните: румяный, юный, единый, свиной, зеленый, багряный, пряный.
Различайте: масляная краска - масленый блин
Ветреный день - ветряная мельница
Имейте в виду: в кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и вполных.
Даль туманна. Листы зелены.
Приложение 2.
Весь в письмах.
(1) Все мы порой пишем письма.
(2) А.П.Чехов всегда писал письма с удовольствием и вдохновенно.
(3) Смолоду Чехов учился не навязывать себя адресату, а говорить с ним вровень, интересуясь по преимуществу им самим… (4) Как прекрасно он умел это делать!
(5) Знаете ли вы, что разрушение общепринятой чин…ости письма начинается с обращения? (6) В эпистолярной форме Чехов давал совет брату, как общаться с людьми вообще: «В отношениях с людьми побольше искрен..ости и сердца, побольше молчания и простоты в обращении».
(7)..Мы можем представить себе фигуру Чехова по воспоминаниям , рассказам современ..иков. (8) Но знаете ли вы, что даже если бы о нем не сохранилось ни единой мемуарной строчки, мы все равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам?
(9) Он рано осознал, что стержень характера – чувство собствен..ого достоинства, и другим пытался внушить это.
(10) Сознавать свое достоинство – значит, по Чехову, уважать чужую личность: не оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. (11) Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу – вот, что входило в понятие достоинства Чехова. (12) Работать на совесть, выполнять свой внутрен..ий долг, совершать не афишируя добро, не ожидая воздаяний и наград. (13) Чехов – это образец самовоспитания. (14) Нет в русской литературе никого, кто мог бы с ним в этом потягаться. (15) И его письма создают его же превосходный духовный автопортрет с большой поправкой на самоиронию. (16) Легко обращая иронию на себя, Чехов и другим людям , как и событиям, впечатлениям, вещам старался приложить мерку максимальной объективности.
(17)…Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать и оскорблять. (18) И самым щадящим оружием , и самым надежным лекарством против заносчивости , грубости , глупости служит чеховский юмор. (19) О, как он великолепен!
(20) Хотите выбрать образец жизни? (21) Читайте письма Чехова!
В. Лакшин.
1.Подготовиться к выразительному чтению текста.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
4. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является этот текст? Докажите.
Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные буквы.
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Назовите тип связи, который используется в словосочетании РАНО ОСОЗНАЛ (предложение 8)
Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Из предложения 16 выпишите местоимения.
ОТВЕТЫ.
Весь в письмах.
(1) Все мы порой пишем письма.
(2) А.П.Чехов всегда писал письма с удовольствием и вдохновенно.
(3) Смолоду Чехов учился не навязывать себя адресату, а говорить с ним вровень, интересуясь по преимуществу им самим… (4) Как прекрасно он умел это делать!
(5) Знаете ли вы, что разрушение общепринятой чинности письма начинается с обращения? (6) В эпистолярной форме Чехов давал совет брату, как общаться с людьми вообще: «В отношениях с людьми побольше искренности и сердца, побольше молчания и простоты в обращении».
(7)..Мы можем представить себе фигуру Чехова по воспоминаниям , рассказам современников. (8) Но знаете ли вы, что даже если бы о нем не сохранилось ни единой мемуарной строчки, мы все равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам?
(9) Он рано осознал, что стержень характера – чувство собственного достоинства, и другим пытался внушить это.
(10) Сознавать свое достоинство – значит, по Чехову, уважать чужую личность: не оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. (11) Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу – вот, что входило в понятие достоинства Чехова. (12) Работать на совесть, выполнять свой внутренний долг, совершать не афишируя добро, не ожидая воздаяний и наград. (13) Чехов – это образец самовоспитания. (14) Нет в русской литературе никого, кто мог бы с ним в этом потягаться. (15) И его письма создают его же превосходный духовный автопортрет с большой поправкой на самоиронию. (16) Легко обращая иронию на себя, Чехов и другим людям, как и событиям, впечатлениям, вещам старался приложить мерку максимальной объективности.(17)…Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать и оскорблять. (18) И самым щадящим оружием , и самым надежным лекарством против заносчивости , грубости , глупости служит чеховский юмор. (19) О, как он великолепен!
(20) Хотите выбрать образец жизни? (21) Читайте письма Чехова!
В. Лакшин.
1.Подготовиться к выразительному чтению текста.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
4. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является этот текст? Докажите.
Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные буквы.
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(вдохновенно)
Назовите тип связи, который используется в словосочетании РАНО ОСОЗНАЛ (предложение 8) (ПРИМЫКАНИЕ)
Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (16)
Из предложения 17 выпишите местоимения. (ЧЕМУ-ЛИБО, ЕГО).