Конспект урока по окружающему миру 1 класс Почему нужно есть много овощей и фруктов

Конспект урока по окружающему миру
на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Цель: расширение знаний учащихся об овощах и фруктах.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей появления фруктов и овощей в нашей стране и ролью витаминов в жизни человека.
Развивать кругозор учащихся, совершенствовать умение учащихся работать с физической картой.
Прививать учащимся навыки здорового образа жизни.

Ход урока.
Орг. момент.
Повторение пройденного материала.

- Отгадайте загадку:
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю.
(бабочка)

- На что похожи бабочки? (на цветы, т.е растения)
- Могут ли жить бабочки и растения друг без друга? (нет)
- Почему бабочки не могут жить без растений? (они питаются их нектаром)
- Почему растения не могут жить без бабочек? (Потому что бабочки опыляют их. Без этого у растений не было бы плодов и семян. )

Новый материал.

- Вспомните название бабочки, которое произошло от названия растения. (бабочка- капустница, ее гусеница питается листьями капусты.)

Учитель вешает рисунок капусты на доску.

Про меня вы знаете загадки-
Сто одёжек надеваю я.
В огороде в них сижу на грядке.
Щи и борщ не сваришь без меня.

- А какие вы знаете еще загадки про капусту?

Сто одежек, и все без застежек. (Капуста)

- А теперь отгадайте похожую загадку:

Сто одежек и все без застежек.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Вывешивается картинка с изображением лука.

- Как одним словом назвать капусту и лук? (Овощи)

- Откроем учебники на странице 54. Прочитайте вопрос от авторов учебника. (Почему нужно есть много овощей и фруктов?) Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

- Овощи- это большая группа растений, выращиваемых человеком для еды. Они привезены к нам в основном из Южной Америки, с берегов Средиземного моря и высот Центральной Азии.
(показ на карте, у детей атласы)
Сейчас выращивают более 120 видов овощей.

- Сегодня на уроке некоторые из вас получат индивидуальное задание- прочитать об одном из овощей и рассказать нам, что же вы узнали. А также постараться показать на карте родину своего овоща, в этом вам помогут атласы.

- Остальные вместе со мной отгадывают кроссворд.

МОРКОВЬ
КАРТОФЕЛЬ
ОГУРЕЦ
СВЁКЛА
БАКЛАЖАН
ПОМИДОР

1. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

2. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)

3. Без окон без дверей
Полна горница людей.
(Семена в огурце)

4. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Свекла)

5. Кабачку я брат родной,
Хоть и цветом я другой.
Фиолетовый, друзья,
Очень нравлюсь многим я.
(Баклажан)

6. Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)

- Какое слово получилось? (Вкусно)
-Т.е. овощи – это очень вкусно.

- А теперь узнаем что-то интересное об этих овощах.

Пересказы детей.

Лук и чеснок известны более 6 тысяч лет. Начали их выращивать в Египте (Африка). Издавна люди знали о их лечебных свойствах. Вдыхание их паров помогает при кашле, ангине, насморке. Они для нас и пища, и лекарство.
Огурцы известны около 6 тысяч лет. Их родина Индия. Название получил в честь индийского князя, у которого было очень много детей, как и семян в огурце.
Морковь известна более 3 тысяч лет. Её родина – побережье Средиземного моря. Считалась лакомством для гномов. Верили, что если отнести в лес морковь в миске, то утром миска будет полна золота. Она помогает укрепить организм, и полезна для зрения.
Помидор, или томат, попал к нам из Южной Америки в 16 веке. Жители называли его «томатль»- крупная ягода. Сначала он украшал клумбы. Затем его использовали как лекарственное растение. Позже стали употреблять в пищу. Итальянцы за приятный вкус назвали его «помид*оро»- золотое яблоко.
Картофель рос в горах Южной Америки. Его выращивали индейцы. Когда его привезли к нам, стали называть «земляное яблоко». Но его никто не ел, т.к. некоторые пробовали есть его сырым, и им не понравилось. А некоторые съели его ядовитые ягоды. Популярны были лишь цветы картофеля, которыми украшали платья и прически. И только 400 лет тому назад картофель научились готовить и теперь он для нас второй хлеб.
Капусту очень любили в Древней Греции. Считали, что она излечивает от болезней. К нам её привезли купцы. И так она полюбилась русскому народу, что даже устраивали праздники- капустники, где все ели пироги с капустой.

Физпауза.

Зайчишка- трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел.
Сидит, грызет
Ай! Кто-то идет!!!

- Если первая наша корзина полна вкусных овощей, то что же во второй? (Фрукты)
- А как вы отличаете фрукты от овощей? (овощи растут на огороде, а фрукты- в саду)

Вывешиваются картинки с изображением фруктового сада и огорода.

- Зайдем в сад и посмотрим, что там растет.
Яблоки- самый ценный фрукт из наших плодов. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями.
Груши – о них знают не менее 3000 лет. Древние медики использовали грушевый сок для утоления жажды у больных с повышенной температурой тела.
О лимоне узнали более 3000 лет назад. Родина его – Индия. Он помогает при простуде.
Апельсины появились у нас более 200 лет назад. Но само растение боится холода, поэтому у нас его выращивают в оранжереях- теплицах.
Виноград известен около 8000 лет. Его родина Армения. Для лечения некоторых заболеваний использовались не только ягоды, но и листья.

Работа по учебнику (закрепление).

- В учебниках на странице 54, прочитаем задание под рисунком.
- Какие из овощей и фруктов выращивают в твоей местности, а какие привозят из далёких краёв?
- Какие овощи и фрукты ты знаешь ещё?

- Разгадав кроссворд, мы прочитали слово «вкусно», а какое бы вы подобрали еще слово к овощам и фруктам после того, как узнали столько о них? (полезно)

6. Знакомство с витаминами.

- Прочитаем текст на стр. 55 сверху.
- Кто из вас знает, что такое витамины?

- Витамины- это вещества, необходимые для жизни- это греческое слово. В переводе оно означает «носители жизни». Если в организме этих веществ мало или нет совсем, то люди заболевают.
Состояние здоровья человека лишь на 15% зависит от врачей, на столько же - от наследственности, а на 70% - от образа жизни и питания.
- Давайте познакомимся с братьями витаминами. В зеленой одежде витамин А, в синей- витамин В, в красной – витамин С.
- Рассмотрите, что лежит у витамина А в корзине. (морковь, капуста, помидоры).
- Почему лежат именно эти овощи? (потому что в них содержится витамин А).
- А чем же полезен этот витамин? Давайте прочитаем. (Для лучшего роста, хорошего зрения и крепких зубов.)
- Да, при недостатке этого витамина у человека появляется болезнь «куриная слепота»- человек плохо видит в сумерках или не видит вообще. Если после светлого помещения в темной комнате вы начинаете различать предметы через 10 сек, значит в организме мало витамина А. если у вас ломкие волосы, мягкие кости, шелушится кожа, необходимо принимать витамин А.
- Посмотрим, что в корзине у витамина В? (свекла, яблоки, репа, зелень салата)
-Чем же полезен этот витамин? Прочитаем. (чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться)
- На самом деле витамина В несколько видов. Например, В1- витамин бодрости духа. Он есть в горохе, апельсинах, черной смородине, облепихе. Он поможет вам быть менее забывчивым. В2- помогает залечивать язвочки рта, губ и языка. Он во всех зеленых овощах. В3- в фасоли, горохе. Он поможет при бессоннице, головных болях. В6- если у вас плохое настроение вам поможет банан, капуста, зеленый лук и сладкий перец.
- И остался витамин С. В его корзине мы видим черную и красную смородину, лимон, зеленый лук. Чем же полезен этот витамин? (помогает при простудах, быстрее вылечиться, если заболел)
- Он содержится также в цитрусовых, листовых зеленых овощах, цветной и кочанной капусте, болгарском перце, помидорах, яблоках, облепихе, шиповнике, в печеном картофеле в "мундире".
- При недостатке этого витамина развивается болезнь – цинга. Раньше от нее страдали участники далеких плаваний и экспедиций. Во время одной из таких экспедиций Христофора Колумба часть экипажа заболела цингой. Они попросили высадить их на острове, чтобы они спокойно умерли. Каково же было изумление, когда через несколько месяцев на обратном пути корабли подошли к берегу и увидели своих товарищей живых и здоровых! От гибели их спасли фрукты, росшие на острове. В них было очень много витамина С. Остров назвали «оздоровляющий». Он известен как о. Кюрасао.
- Признака цинги- слабость, красная сыпь на теле, кровоточивость десен, расшатывание зубов.
Физпауза «На болоте две лягушки»
-Итак, витамины нужны людям для того, чтобы быть здоровыми, сильными, веселыми. Основной поставщик витаминов- это овощи и фрукты. Но вы, наверное, не раз принимали витамины в виде шариков или таблеток. Это витамины, созданные человеком. Весной и зимой, когда человеку не хватает витаминов они и понадобятся. На коробочках обязательно пишут сколько можно в день принять витаминов. Потому что избыток витаминов – это не очень хорошо для организма.
- Наш Муравьишка взял морковку. Какой витамин в ней содержится? (витамин А) А если он будет есть только морковку, он заболеет? (да, потому что организму нужны еще и другие витамины)
- Что же еще забыл Муравьишка? (он забыл помыть морковку)
- Конечно, ведь овощи и фрукты будут полезны только, если мы будем их кушать чистыми.
- А как вы думаете, какой овощ самый полезный?
- Вот и у овощей однажды вышел спор. Послушаем.
7. Сценка «Спор овощей».
Урожай у нас хорош, уродился густо.
И картошка, и морковка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Морковь.
Кто из нас , из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Выскочил горошек,
Ну и хвастунишка!
Горошек.
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка.
Если только захочу,
Всех горошком угощу.
От обиды покраснев,
Свекла проворчала.
Свёкла.
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу нужно для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай- лучше свёклы нету.
Капуста.
Ты уж. Свела, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные пирожки капустные!
Зайчики- плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой!
Огурец.
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь.
Про меня рассказ недлинный.
Кто не любит витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Тут надулся помидор
И промолвил строго
Помидор.
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный.
Уж , конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!
Лук.
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг!
Просто я – зеленый лук!
Картофель.
Я – картошка- так скромна,
Слова не сказала
Но картошка так нужна
И большим, и малым.
Свекла.
Ну а свёкла – то, свекла
Так вкусна, полезна!
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!
Кто-то кажется стучит.
Это Доктор Айболит!
Доктор Айболит.
Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Морковь.
Кто из нас , из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Доктор Айболит.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключенья.
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус.
И решать я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее.

- Итак, какой же овощ самый полезный? (все)

8. Итог урока.
- В начале урока прозвучал вопрос «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» теперь вы можете на него ответить.
Ответы детей.
- Что еще для себя нового и интересного вы узнали на уроке?
- Ну, а чтобы хорошее настроение не покидало вас подольше, я угощу вас облепиховым соком, в котором много витамина радости- В!
- Спасибо за работу.