Урок окружающего мира в 1 классе (Школа России) Почему нужно мыть руки и чистить зубы?


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1 КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Бровкина Людмила Анатольевна
учитель начальных классов,
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»,
п.г.т. Белый Яр, Сургутский район, Тюменская область
Тема: Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (программа «Школа России» )Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Задачи урока:
Обучающая : формировать необходимые навыки выполнения важнейших правил гигиены; учить извлекать необходимую информацию в ходе изучения новой темы;
Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, внимание, речь, умение работать в паре, в группах;
Воспитывающая: воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Формирование УУД:
Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах, в группах: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать научные методы познания, сравнивать, делать выводы.
Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; работать самостоятельно, в парах, в группах.
Оборудование, оформление доски:
слайд-презентация к теме урока, вопросы-задания на карточках для работы в группах, «ладошки» на бумаге; вопросы на доске («Как? Когда? Почему? Сколько раз?»); иллюстрация «Мойдодыр»; макет зубов, зубные щётки; учебники; рабочие тетради.Ход урока
Этапы урока Формы работы учителя Формы работы учащихся
Организаци-онный момент Проверка готовности к уроку. Учащиеся настраиваются на работу.
Подготовка к основному этапу занятия
Постановка учебной задачи Фронтально.
Вступительное слово учителя:
- На прошлом уроке мы изучали, какую пользу приносят нашему организму овощи и фрукты. Предлагаю вам сегодня продолжить разговор о том, что позволяет нам сохранить здоровье.
Чтение учителем рассказа.
«Миша очень любит фрукты и овощи. Он знает, что в них есть витамины, которые помогают нам расти, быть сильными и не болеть. Миша помогает родителям растить фрукты и овощи. Он рыхлит землю, пропалывает сорняки, собирает урожай. Мама хорошо моет фрукты, а Миша их с удовольствием ест.»- Всё ли верно в рассказе?
- Значит, руки у нас часто грязнятся?
- Угадайте загадку и узнаете, что ещё требует внимания и ухода.
«Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу свою
Я с радостью этим зверям отдаю».
- Определите тему урока.
Запись темы на доске: «Почему нужно мыть руки и чистить зубы?».
- Что хотите узнать по теме?
Вывешивание на доске карточек с вопросами «Почему? Как? Когда? Сколько раз?». Коллективное повторение изученного на прошлом уроке материала.
Коллективное слушание.
Обсуждение.
Вывод: мальчик не вымыл руки.
- Нет, Миша не вымыл руки.
Коллективно: отгадывание загадки (Рот и зубы.)
Коллективное определение темы и задач урока. В ходе беседы выясняется, что учащи-еся хотели бы узнать на уроке.
Усвоение новых знаний и способов действий 1.Организация работы в парах по учебнику (с. 56, задание 1).
- Назовите лишние предметы, не предназначенные для чистки зубов и мытья рук.
2. Организация работы в группах. Задания на карточках группам:
1) На нарисованных ладошках показать фломастерами места наибольшего загрязнения рук (для 1-й группы).
2) Рассказать, в каких случаях руки загрязняются (для 2-й группы).
3) Показать, как нужно мыть руки, рассказать о правилах мытья рук (для 3-й группы).
Учитель обращает внимание на соблюдение правил работы в группе:
- Сейчас вам предстоит поработать в группах. Вспомните правила работы в группе.
- Внимательно читайте задание, слушайте мнения друг друга.
Демонстрация слайдов к выступлению 2-й группы:


Учитель подводит к тому, чтобы учащиеся сделали самостоятельный вывод: руки часто грязнятся и их необходимо мыть, соблюдая определённые правила. Работа в парах. Учащиеся сначала друг другу, затем по указанию учителя называют «лишние» предметы.
Перед выполнением задания учащиеся повторяют правила работы в группе.
Работа в группах.
Затем – выступление групп с выполненными заданиями.
Участники 1-йгруппы изображают «микробов» на нарисованных ладошках. Участники 2-й группы составляют список случаев, в которых надо мыть руки.
Участники 3-й группы при выполнении задания демонстрируют у умывальника правила мытья рук.
Учащиеся делают вывод.
Физминутка, физпаузаФронтально.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришел Мойдодыр (демонстрация иллюстрации).

- Из какого произведения этот герой? Он предлагает нам сделать такую зарядку:
«Дорогие мои дети, я пишу вам письмецо.
Я прошу вас, чаще мойте ваши руки и лицо!
Нужно мыться непременно утром, вечером и днём –
Перед каждою едою, после сна и перед сном!» Коллективное и индивидуальное выполнение упражнений.
3. Работа по подразделу темы «Чистка зубов». Фронтально. Беседа.
- Нужно ли чистить зубы? Для чего?
Организация работы в группах по заданиям:
1) Как надо чистить зубы? (Составить правила чистки зубов, опираясь на информацию в учебнике (с.57) 2) Обсудить и найти ответы на вопросы: Можно ли пользоваться всем членам семьи одной зубной щеткой и полотенцем? Сколько раз в день нужно чистить зубы?
3) Из предложенных загадок выбрать загадки о предметах личной гигиены, отгадать их, затем загадать остальным учащимся в классе:
Костяная спинка,Жесткая щетинка,С мятной пастой дружит,Нам усердно служит.
(Зубная щётка)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска.)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою —
Что это такое?
(Полотенце.)
Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне.
(Мыло.)
Организация работы 1-й группы с макетом зубов и зубными щётками. Демонстрация слайдов к выступлению1-й, 2-й группы:


3-й группы (слайды):


- Сделайте вывод: для чего необходимо чистить зубы и пользоваться индивидуальными средствами гигиены? Коллективное обсуждение поставленных вопросов. Учащиеся делают предположение о необхо-димости соблюдений правил гигиены.
Работа в группах. Выполнение заданий.
1-я группа работает с макетом зубов, зубными щётками и иллюстрацией, показывающей поэтапную чистку зубов.
2-я группа обсуждает вопросы, находит ответы, опираясь на информацию в учебнике.
3-я группа отгадывает предложенные загадки, готовится загадать их остальным учащимся в классе.
Выступление участников групп.
Коллективное подведение итогов работы в группах.
После выступления групп делается вывод: соблюдать правила гигиены необходимо для сохранения здоровья.
Первичная проверка понимания Фронтально. Дополнительный вопрос классу:
- Зачем чистить молочные зубы, если они всё равно выпадут?
Учитель в ходе диалога подводит к выводу, что для сохранения здоровья необходимо ухаживать и за молочными зубами. Коллективное обсуждение.
Подведение итогов занятия
Фронтально. Беседа с опорой на вопросы, обозначенные на доске в начале урока (Почему? Как? Когда? Сколько раз?).- Сделайте вывод, почему нужно чистить зубы и мыть руки.
- Какие правила чистки зубов вы сегодня узнали?
- Когда мы должны мыть руки, чистить зубы?
- Прочтите вывод Мудрой Черепахи на с. 57 учебника.
- Чему научились сегодня?
- Что запомнилось?
- Что понравилось?
Демонстрация заключительного слайда.

Учитель отмечает работу наиболее активных учащихся. Коллективное подведение итога, индивидуальное чтение вывода в учебнике.
Информация о домашнем задании Фронтально.
- Дома расскажите родителям, как правильно чистить зубы и мыть руки. Выполните творческое задание № 2 на с.39 рабочей тетради.
- Спасибо за урок! Коллективное принятие задания.
Самоанализ урока.
Урок окружающего мира был проведён в первом классе по программе «Школа России» с применением проблемно-диалогической технологии. Данная технология разработана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии образования АПКиППРО Еленой Леонидовной Мельниковой.
В соответствии с принципами методики, я постаралась поставить учебную проблему (Для чего нужно чистить зубы и мыть руки?) так, чтобы выполняя различные задания посредством диалога учащиеся сами пришли к необходимому выводу. Как известно, самостоятельная работа вызывает определённые затруднения у первоклассников. Однако, применяя методы данной технологии, я убедилась в их высокой эффективности. На уроке учащиеся работают с интересом, не устают благодаря частой смене видов деятельности, учатся решать поставленную задачу в коллективе, высказывать своё мнение, слушать других. Урок прошёл легко, эмоционально и высокопродуктивно.