Рабочая программа дисциплины Введение в профессию психолог


Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Директор Академии психологии и педагогики
________________/Ермаков П.Н.
«____»______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «ПСИХОЛОГ»»
Направление подготовки
37.03.01 «Психология»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Кафедра психологии управления и акмеологииКурс _1_ Семестр _1_
Форма обучения заочная
Программа разработана: Чернова Анастасия Александровна, доцент кафедры психологии управления и акмеологииРецензент: Афанасенко И.В. доцент кафедры психологии личности ЮФУ, к.пс.н.
Ростов-на-Дону, 2014

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
Учебно-методического совета Кафедры психологии управления
Академии психологии и педагогикии акмеологии
протокол заседания
от 02.09. 2014 г. № 1 от 02.09. 2014 г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры психологии управления и акмеологии от 12.09 2014 г. № 2

Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «Введение в профессию психолог» включена в учебный план программы подготовки бакалавров по направлению «Психология». Освоение дисциплины предполагает формирование компетенций учащихся в области базового понимания истории появления профессии психолога, основных видов деятельности профессиональных психологов в научной и практических сферах, а также системы подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества. Основными принципами построения учебно-методического комплекса являются модульное структурирование образовательного процесса и компетентностный подход к формированию личности учащегося.
Цель освоения дисциплины – изучение истории накопления психологических знаний в науке и практике, а также основных отраслей психологии, организации деятельности психолога.
Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:
В практической деятельности:
- анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
В научно-исследовательской деятельности:
- Изучение научной информации отечественного и зарубежного опыта;
В педагогической деятельности:
- преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;
В организационно-управленческой деятельности:
- использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Введение в профессию » относится к вариативной части профессионального цикла (С.З) подготовки бакалавра.
Дисциплина имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с рядом дисциплин базовой части профессионального цикла: «История психологии», «Психология труда», «Основы консультативной психологии», «Психодиагностика», – те дисциплины, для которых прохождение дисциплины «Введение в профессию» необходимо как предшествующее. Данную учебную дисциплину дополняет последующее освоение «Социальной психологии», «Психологии личности», «Экспериментальной психологии» и др.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Студенты должны обладать следующими компетенциями:
1) способностью описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности (ПК-3);
Знать:
- основные этапы профессионализации личности, а так же динамику мотивационной сферы на разных этапах профессионального становления;
- проблему «модели специалиста»;
- особенности профессионализации студентов-психологов;
Уметь:
- составить психологический портрет профессионала;
- создавать оптимальные, эффективные психологические условия профессиональной деятельности;
Владеть:
- навыками определения и описания мотивационной и операциональной сферы профессионала;
- навыками прогнозирования и оценивания психологических условий профессиональной деятельности.
2) способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-2);
Знать:
- основные отрасли и подотрасли психологии;
- основные виды профессиональной деятельности психолога;
- основные сферы профессионализма;
- профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения;
- профессиональную этику психолога.
Уметь:
- выполнять задания, предусмотренные программой;
- свободно и адекватно использовать специальные термины;
- ориентироваться в различных отраслях, видах деятельности и направлениях психологии;
- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы;
Владеть:
- навыками выполнения профессиональных задач в соответствии с профессиональной этикой и служебным этикетом.
Содержание и структура дисциплины

Модуля Наименование
Модуля Содержание модуля
1 2 3
1 Формирование психологии как самостоятельной науки Место психологи среди других наук. Сравнительная характеристика житейской, научной и практической психологи. История развития практической психологии.
Основные отрасли и подотрасли психологии. Психология в образовании. Психология в здравоохранении. Психология в политике. Психология в сфере экономики. Юридическая психология. Психология в силовых структурах. Психология в спорте. Психология в рекламе. Психология в сфере социальных отношений. Психология труда и организационная психология.
2. Профессиональная деятельность и личность психолога Психопрофилактика. Психологическая коррекция. Психодиагностика. Психологическое консультирование. Психотерапия. Социально-психологический тренинг.
Личность профессионала. Мотивация выбора профессии «психолог». Особенности профессионализации студентов-психологов.
Проблема «модели специалиста». Сравнительная характеристика квалифицированного и неквалифицированного практического психолога.
Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Основные этапы профессионализации личности.
Основные сферы профессионализма. Динамика мотивационной сферы на разных этапах профессионализации.
Социально-профессиональные ролевые позиции психологов. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога. Пути профессионального совершенствования психолога.
Профессиональная этика психолога.
Профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения.
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Зачет.
Вид работ Трудоемкость, час.

семестра Всего
Общая трудоемкость 1 72
Аудиторная работа: 1 Лекции (Л) 1 4
Практические занятия (ПЗ) 1 4
Лабораторные работы (ЛР) 1 -
Самостоятельная работа: 1 Проектное задание (ПЗ) 1 20
Эссе (Э) 1 5
Тест рубежного контроля (ТРК) 1 10
Самостоятельное изучение модулей 1 20
Контрольная работа (К)* 1 -
Самоподготовка 1 5
Подготовка и сдача зачета 1 -
Вид итогового контроля 1 Зачет

модуля Наименование
Модуля Всего Л ПЗ ЛР Внеауд.
работа
СР
1 Формирование как самостоятельной науки 4 - 30
2 Профессиональная деятельность и личность психолога 4 - 30
Итого: 72 8 - 60
4.3. Самостоятельное изучение модулей дисциплины

модуля Темы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во
часов
2 Профессиональный и личностный рост психолога 4
1 Профессиональный и жизненный путь Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, З.Фрейда, Г.Ю. Айзенка и др. психологов.
4
2 Социально-психологический тренинг как метод практической психологии.
6
5. Образовательные технологии
Образовательные технологии: компетентностно-ориентированное обучение, модульная технология, система зачетных единиц (кредитов), балльно-рейтинговая система оценки результатов.
Информационные технологии: мультимедийное обучение (презентации), информационные системы (Цифровой кампус, ИИК, электронные библиотечные каталоги), сетевое компьютерное тестирование уровня освоения дисциплины, дистанционные образовательные технологии (консультация индивидуальная (off-line).При проведении занятий используются инновационные методы обучения, активные и интерактивные формы занятий (проблемная лекция, , проектные задания, эссе, иные формы) в сочетании с внеаудиторной работой.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
6.1. Эссе: «Мои представления об идеальном психологе».
Написать эссе на тему: «Мои представления об идеальном психологе».
План:
1. Почему, по каким причинам я выбрал профессию психолога? (Вы, отвечая на вопрос «почему?», описываете мотив выбора профессии, что побудило вас к такому выбору. Что привело вас в психологию: книга, человек, случай?…).2.Зачем я хочу стать военным психологом? (Зачем? То есть цель вашего обучения здесь).3.Достоинства и недостатки профессии. ( То что вы пока еще не являетесь специалистами в области психологии не означает, что вы не можете представить проблемы, трудности с которыми, возможно, придется столкнуться специалисту данной области, а так же достоинства перечислить).
4.Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать профессиональным психологом? (Здесь вы составите своего рода психограмму – документ, содержащий список профессионально важных качеств. Составляете своего рода психологический портрет «успешного психолога»).6.2. Написать реферат по выбранной теме (список отраслей и подотраслей психологии ниже).
Психология в образовании.
Психология в здравоохранении.
Психология на предприятии и в организациях.
Психология в политике.
Психология в силовых структурах.
Психология в спорте.
Психология в рекламе.
Психология труда
Организационная психология.
Психология в сфере экономике.
Юридическая психология.
Консультативная психология.
6.2. Проектные задания:
1. Составить презентацию в программе PowerPoint по одной из тем 2 модуля.
2. Сделать коллективную презентацию или видеофильм об одной из кафедр академии психологии и педагогики (научные интересы, преподавательский состав, лаборатории).
6.4. Тесты рубежного контроля:
Какие психологические знания называют житейскими?
А)знания, которые накапливаются и используются в повседневной жизни;
Б) знания, которые опираются на эмпирические научные факты;
В) знания, полученные через опыт и эффективность работы специалиста;
Г) знания, накопленные за многовековую историю в разных философско-религиозных учениях.
2. На что опираются знания научной психологии? (выбрать все возможные варианты)
А) объективность;
Б) рациональность и осознанность;
В) конкретность и практичность;
Г) фрагментарность;
Д) эмоциональность.
3.Назовите основную цель практической психологии.
4. Перечислите наиболее известных отечественных психологов XX века.
5.Перечислите отрасли прикладной психологии.
6.Перечислите отрасли фундаментальной психологии.
Перечень вопросов, выносимых на зачет:
Житейская, научная, практическая психология.
Формирование психологии как самостоятельной науки.
История развития практической психологии.
Основные отрасли и подотрасли психологии.
Психология в образовании.
Психология в здравоохранении.
Психология на предприятии и в организациях.
Психология в политике.
Психология в силовых структурах.
Психология в спорте.
Психология в рекламе.
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психопрофилактика.
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психологическая коррекция.
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психодиагностика.
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психологическое консультирование.
Основные виды профессиональной деятельности психолога. Психотерапия.
Социально-психологический тренинг как метод практической психологии.
Профориентация.
Мотивация выбора профессии «психолог». Особенности профессионализации студентов-психологов.
Личность профессионала. Профессиональная этика психолога.
Проблема «модели специалиста». Сравнительная характеристика квалифицированного и неквалифицированного практического психолога.
Социально-профессиональные ролевые позиции психологов.
Становление и развитие профессионала в ходе обучения.
Основные этапы профессионализации личности.
Управление процессом профессионализации.
Основные сферы профессионализма.
Динамика мотивационной сферы на разных этапах профессионализации.
Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога.
Пути профессионального совершенствования психолога.
Профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения.
1.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
а) Основная литература:
Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Питер, 2007. - 253 с.
 Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям. М.: КДУ, 2007. - 336 с.
Общая психология: психология в структуре современных наук, психические познавательные процессы, психические состояния и их регуляция, психология личности: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. СПб : Питер, 2009.
Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. СПб : Питер, 2006.
5.Введение в профессию «психолог»: Уч.пособие / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун и др. М.; Изд-во НПО «МОДЕК», 2004. 464 с.
б) Дополнительная литература:
Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. №1. С.74-83.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: АспектПресс, 2002. С.323-343.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой.2-е изд.М: Смысл, 1996.
Горбатенко А.С. Общая и прикладная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Дубровина И.В., Прихожан A.M. Положение о школьной психологической службе // Вопросы психологии. 1985. №2.
Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное //Вопросы психологии. 1995. №2.
Миронова Т.Б. Актуальные проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов//Психология в вузе, 2005. №3, с.31-42.
Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. 1998. №2. С.79-96.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.7-41.
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. Речь: СПб, 2000. С. 9-16.
Практический психолог детских образовательных учреждений.Программа и методические рекомендации. Ставрополь: СПГИ, 1994.
Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.2-е изд.-М.:УРАО,2000.-С.280-292.
Психологическая служба в образовании: Теория и практика. Вып.2 (Опыт организации психологической службы в системе образования. Ростов н/Д, 1996.
Психологическая служба в образовании: Теория и практика. Вып.5 (Положение о деятельности педагога-психолога учреждений образования. Ростов н/Д, 1997.
Российский психологический журнал. 2004. №1.
Самоукина Н.А. Работа социального психолога в банковской системе // Вопросы психологии. 1997. №4.
Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. А.А. Деркача. М.: Академия, 2001.
Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов//Вестник МГУ, № 2, серия 14, 2005. С.33-44.
г) Интернет-ресурсы:
- электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (http://www.library.sfedu.ru/): основной фонд, пHYPERLINK "http://www.library.sfedu.ru/index2.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=25&lang=ru"убликации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;
- полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;
- размещенные в информационном интегрирующем комплексе (http://dbs.sfedu.ru/) и цифровом кампусе (http://incampus.ru/) ЮФУ.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Учебно-лабораторное оборудование
Компьютерный класс (12 посадочных мест) факультета психологии ЮФУ для проведения лабораторных заданий.
8.2. Программные средства.
- электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (http://www.library.sfedu.ru/): основной фонд, пHYPERLINK "http://www.library.sfedu.ru/index2.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=25&lang=ru"убликации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;
- полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др.
8.3. Технические и электронные средства:
- кафедральная оргтехника: ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран;
- презентация по дисциплине.
Имеется доступ к сети Интернет для самостоятельной работы и контроля магистрантов.
1.9 Учебная карта дисциплины
Учебная карта дисциплины «Введение в профессию «психолог» (ДО)
№ Виды контрольных мероприятий Текущий контроль Рубежный контроль
Модуль 1. «Формирование психологии как самостоятельной науки» 1 Работа на семинарских занятиях 10 2 Эссе 8 3 Тест 10
Модуль 2. «Профессиональная деятельность и личность психолога» 1 Работа на семинарских занятиях 10 2 Проектное задание 12 3 Тест 10
ВСЕГО 40 20
Бонусные баллы до 10
баллов Посещение лекций – 1 балл за 1 пару.
Промежуточная аттестация
(в форме зачета) 40
баллов Зачет в форме тестирования.