«Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащегося начальной школы»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С. В. Вавилова с .Борское муниципального района Борский Самарской области
«Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащегося начальной школы»
Тема урока: « Знакомство с буквой Л, л»
1 класс
Уйбо Елена Михайловна
Учитель начальных классов
Краткая педагогическая характеристика речи обучающегося. Речь у ребенка замедленна, состоит в основном из простых предложений, логическое ударение отсутствует. Часто наблюдаются ошибки при согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными. Наблюдаются трудности в звукобуквенном анализе. Фонематические представления недостаточно сформированы. В письменной речи встречаются ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия.
Тема урока: «Знакомство с буквой Л, л» Цель: организация работы по ознакомлению с буквой Л, лЗадачи урока: - формировать представления о звуках [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;- формировать представлений о графическом образе буквы Л,л; - формировать умения плавного осознанного чтения слов и предложений с новой буквой;для ребёнка с ОВЗ: - формировать представления о звуках [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;- формировать представлений о графическом образе буквы Л,л; - формировать умения плавного осознанного чтения слогов и слов с новой буквой; Планируемые результаты урока: знают букву Л, л; умеют читать прямые и обратные слоги, слова, предложения ;умеют выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л'] из предъявленных слов;умеют выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;умеют узнавать графический образ букв;для ребёнка с ОВЗ: знает букву Л, л; умеет выделять с помощью учителя и дифференцировать согласные звуки [л], [л'] из предъявленных слов;умеет узнавать графический образ букв; умеет читать прямые и обратные слоги, слова с новой буквой Учащиеся научатся: использовать условные обозначения звонких твердого и мягкого звуков [л], [л'] с помощью фишек зеленого и синего цвета и обозначать эти звуки буквой; читать слова с новой буквой.Учащиеся получат возможность: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Этап урока
Цель этапа
Предполагаемый результат
Деятельность учителя
Формулирование задания для детей (от глагола)
Деятельность учащегося
Форма организации деятельности учащегося
Условия для детей с ОВЗ
I. Организационный момент
Психологический настрой учащихся Дети успокаиваются и настраиваются на работу. Читает: Громко прозвенел звонок. Глазки широко открыты.
Начинается урок. Слушаем, запоминаем,
Наши ушки – на макушке, Ни минуты не теряем. Успокаивается, садится правильно. 2. Актуализация знаний Повторение и закрепление знаний о звуках Дети дают характеристику звукам Организует работу по вопросам. - Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).
- А чем отличаются гласные от согласных? - Давайте пропоем гласные (учитель показывает буквы на ленте букв, дети поют а-а-а, у-у-у…)
- А теперь давайте назовем согласные, которые уже знаем (учитель показывает букву, а дети называют соответственно мягкий и твердый звук).
- На какие группы делятся согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие).
- Поиграем. Если я называю твердый звук, вы показываете сигнальную карточку синего цвета, если мягкий – зеленого цвета.
- Молодцы!
Работает вместе со всеми, даёт ответы на вопросы
Работает с карточками Фронтальная работа карточки
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Читает : Чистоговорка Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
- Какие звуки повторяются чаще других? ([л], [л'].)
- Какая тема урока?
- Какая же цель урока? (Изучить новую букву)
Вы определили тему урока, а теперь сформулируйте задачи нашего урока. Закончите предложения.- Я хочу познакомиться с …- Я буду учиться отличать …- Я буду учиться читать …- Я хочу узнать …).- Зачем нам это надо знать?
Ваша задача: чётко проговаривать звуки.
Ответьте на вопросы. Проговаривает чистоговоркуСлушает ответы детей, с помощью учителя пытается определить тему урока. Участвует в фронтальной работе Фронтальная работа 4. Первичное усвоение новых знаний. ознакомление с новыми звуками и буквой Узнают новую букву, научатся обозначать новые звуки буквой 1. Артикуляция звуков.- При произнесении звука [л] воздух встречает препятствие, значит, этот звук согласный.
Игры со словами.Произнесите звук [л].
Замените [л] на [л,] в словах: лук (люк), полка (полька), мел (мель), галка (галька), ел (ель).Работает вместе с классом Для обозначения твёрдого согласного [л] и мягкого [л'] существует специальная буква, которую называют буквой Л (л) «эль». Посмотрите на эту букву. На что она похожа?Найдите и покажите карточку с новой буквой
Откройте учебник на стр. 69.Замените буквами первые фишки в схемах слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните, почему? Находит карточку с новой буквой
Работает в паре Карточки с буквами
5.Физкультминутка предупреждение и снятие утомляемости Активно включатся в игру, снимут напряжение и усталость На небе темном есть луна,
Она одна совсем одна,
Улыбнись луна в окно
Станет мне совсем светлоКинезиологические упражнения.Упражнение «Колечко»Упражнение «ЛезгинкаУпражнение «Лезгинка
(кружатся в одну, затем в другую сторону)
(улыбаются друг другу)
(руки на поясе, поворачиваются вправо затем влево)
Выполняет упражнения 6. Первичное закрепление. 1.Закрепление графического образа буквы
2.Проверка
3. Чтение открытых и закрытых слогов Научатся находить и выделять из текста новую букву
научатся выполнять самопроверку
научатся читать слоги с новой буквой Объясняет задание
Организует проверку
Организует работу по слоговой таблицеОрганизует работу в группах Приготовьте синий и зеленый карандаши. Перед вами карточки с текстом. Вы должны найти все буквы Л,л, которые встречаются в тексте и подчеркнуть их синим карандашом, если они обозначают твердый звук, или зеленым, если они обозначают мягкий звук.Проверьте по образцу.
Читаем хором те слоги, которые я вам показываюРаботаем в парах, прочитайте слоги в учебнике Подчеркивает простым карандашом все буквы Л,лПроверяет свою работу
Читает вместе со всеми индивидуальная работа
работает в паре карточка с текстом, (объем текста составляет 2/3 часть)
7. Физкультминутка предупреждение и снятие утомляемости Активно включатся в игру, снимут напряжение и усталость Читает: Как буква Л расставим ноги, точно в пляске руки в боки. Наклонились влево, вправо. получается на славу!Упражнение «Ухо-нос»
Выполняйте упражнения вместе со мной Выполняет упражнения 8. Закрепление Закрепление умений читать слова с новой буквой, предложения Дети научатся читать слова, понимать их, объяснять их значение. понимать предложения и отвечать на вопросы по прочитанному, наблюдать за нашей буквой) Организует самостоятельную работу по учебнику. (Дифференцированная работа)
Работа в группах.
Откройте учебники на стр. 70, прочитайте слова. (нечитающие дети) Объясните их смысл.
Прочитайте стихотворение –шутку.
Заполните таблицу, меняя только одну букву. Прочитайте новые слова. (Мама, рама, рана, рано.) Читает слова с учителем
Работает в группе индивидуальная работа 9.Итог урока. Рефлексия. Проверка, как дети усвоили новую тему, снять напряжение Дети научатся выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоитьЗадаёт вопросы, помогает правильно сформулировать ответы – Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке.– Какой была тема урока?– Что нового для себя узнали?
Покажите смайлик, который ассоциируется с вашим настроением
Работает вместе с классом
Показывает смайлик Смайлики: весёлый, грустный, равнодушный