Конспект логопедического занятия по предупреждению и преодолению акустической и оптической дисграфии.


Конспект логопедического занятия по предупреждению и преодолению акустической и оптической дисграфии.
(Подгрупповое занятие с учащимися 1-ого класса)
Тема: «Звуки [а],[и], [у], и буквы А, И, У».
Цель: учить детей различать гласные звуки изолированно в слогах и словах на слух, правильно соотнося их с буквами.
Задачи:
-учить сравнивать гласные звуки [а] , [о], [у], работая с профилями этих звуков, и соотносить звуки с соответствующей буквой;
-развивать фонематический слух, вычленяя гласные звуки на слух и определяя место звука в слове; уметь выполнять звуковой анализ слов, составлять из звуков слова, вставлять соответствующие буквы в слова; слуховое и зрительное внимание, память.
-воспитывать коммуникативные навыки и желание работать в коллективе.
Оборудование: запись слов и звукоподражаний; зеркала; профили произношения звуков [а], [у],[и]; картинки, в названиях которых есть звуки [а], [у],[и].
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Девочки возьмите картинку со звуком [а] в начале слова, а мальчики со звуком [у] в начале слова и сядьте.
-Послушайте! (Звучат голоса людей в лесу: «Ау! Ау!»; плач ребёнка: «Уа… уа… уа…», крик ослика: «Иа Иа Иа!».) Что, вы услышали? Какие звуки они произносили?
2.Сообщение темы занятия.
-Произнесите звуки [а], [у], [и], глядя в зеркало. Как произносится звук [а]? (Губы широко раскрыты). Голосовые связки работают? (Да). Как произносится звук [у]? (Губы вытянуты вперёд трубочкой, голосовые связки работают). Как произносится звук [и]? (Губы растянуты в улыбке.)
-Посмотрите на эти профили. Найдите профили звуков [а, у, и]. Эти звуки можно тянуть, давайте попробуем: А – кричит (закричите), У – гудит (загудите), И – улыбается (улыбнитесь).
-Вспомните, какой буквой обозначается звук [а]? (Буквой А. Буква А – начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать её легко: ноги ставит широко.)-Какой буквой обозначается звук [у]? (Буквой У. Буква У – два длинных ушка.)
-Какой буквой обозначается звук [и]? (Буквой И. Буква И наискосок примеряла поясок. Снизу вверх его тянула – к правой ножке пристегнула.)3.Дидактическая игра: «Узнай гласный звук».
-Вычлените гласные звуки на слух (работа с экраном): [уаи, аио, иоа, ауи]. –Назовите первый звук, второй, третий.
-Послушайте слова: АУ – УА. Назовите первое слово. Сколько, звуков вы услышали в первом слове? (Два). Назовите первый. ( [а]). Второй ([у]Давайте нарисуем графическую схему слова. Назовите второе слово. Сколько звуков вы услышали в нём? Назовите первый, второй. Нарисуйте схему слова.
4. Игра: «Угадай первый звук».
-Необходимо поднять руку вверх, если услышите в слове звук:
[а]: окна, игры, ухо, ангел, август, аист, облако, уж, автобус;
[у]: ужин, ослик, утка, осень, армия, умник, окунь;
[и]: уксус, иглы, алмазы, искры, иней, имя.
5.Игра: «Составь слово из звуков».
[у, л, к,]______; [к, т, и]_______; [а, л, к]__________; [л, и]__________; [а, м, к]__________ .ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Солнце вышло из-за тучки, (потягивания – руки вверх)
Мы потянем к солнцу ручки.
Руки в стороны потом, (руки в стороны)
Мы пошире разведём.
Потрясём слегка ладошки (трясём ладошками)
И согнём в коленях ножки. (присядем)
Снова на ноги встаём (встаём)
И тихонечко поём «А__И__У__» (произносим звуки (а__и___у___).6.Буквенный анализ.
-Вставьте буквы И и У, прочитайте слова.
...Ч…ТЕЛЬ С…МК… Т…ЧК… …ШИ Н…Н… Л…П…
7.Работа с деформированным текстом.
-Прочитайте текст. Кто узнал, как его надо читать? (Наоборот). Давайте читать вместе.
,акшурги яалёсев нО Он весёлая игрушка,
.акшуртеп оге тувоз И И зовут его Петрушка.
8. Рефлексия.
-Смысловая рефлексия занятия: -С какими буквами мы работали? С какими звуками? Назовите их особенности.
-Эмоциональная рефлексия занятия: -Что понравилось делать на занятии?
-Пароль на выход. –А теперь, каждый из вас назовёт те звуки громко, которые я покажу губами и возьмёт конвертик с заданием (выучить загадки, где отгадки - слова со звуками [а, у, и] под ударением.)
-Попрощайтесь! (До свидания! До встречи!).