Создание здоровьесберегающей среды через уроки иностранного языка

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ УРОКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Сазонкина Виктория Владимировна
учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением
отдельных предметов №52» г. Курска


Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
На фоне стремительно ухудшающегося психологического и физического здоровья учащихся снижается их успеваемость, ухудшается дисциплина, усиливается состояние тревожности.
Здоровье ребёнка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям.
Цель современной школы - профилактика социально-опасных явлений, формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Каждый школьник должен иметь возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, сформировать знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть реализовано с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики.
Существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения детей иностранному языку.
На своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучения я использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Использование методов позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, а также принцип двигательной активности на уроке позволяют сделать процесс обучения менее утомительным.
Предмет «Иностранный язык» стоит в ряду тех предметов, которые активно содействуют привитию навыков здорового образа жизни со 2 по 11 класс.
Учебники всех авторов построены так, что с самого раннего возраста дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:
«Режим дня;
«Спорт и здоровый образ жизни»;
«Здоровое питание и его влияние на человека»;
«У врача»;
«Здоровье и культура общения»
«Походы и путешествия»;
«Здоровый образ жизни»;
«Экстремальные виды спорта»;
«Климат и его влияние на здоровье человека»;
«Защита окружающей среды»;
«Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;
«Проблемы выживания в современном мире»;
«Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»;
«Технический прогресс и человеческие способности»;
«Проблемы молодёжи».
У учащихся начальных классов особенно важной во время урока является смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. На уроках в начальных классах в полной мере я использую все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению (физкультминутки, ролевые игры, паузы релаксации). Запоминание нового материала в сочетании с двигательной активностью происходит гораздо быстрее и прочнее.
Большой интерес у детей вызывают темы «Спортивные игры», «Режим дня».
Учащиеся средней и старшей школы уже более основательно изучают темы, способствующие здоровьесбережению. Глубоко и всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др.миа учащиеся знакомятся с темойа учащиеся знакомятся с темой "касформировать необходимые для этого знани
Читая аутентичные тексты из английских и американских журналов, учащиеся погружаются в языковую среду, одновременно знакомясь с тем, как относятся к спорту и здоровому образу жизни их сверстники в англо-говорящих странах.
Этой проблеме посвящен раздел «Зачем заниматься спортом?» в учебнике 10 класса О.Л.Гроза «New Millennium English».
О боевых искусствах и их применении идёт речь в учебнике 11 класса того же автора.
Выработке активной жизненной позиции учащихся способствует тема «Экология».
Тема экологии человека и охраны окружающей среды проходит через весь курс обучения английскому языку у разных авторов (О.В.Афанасьева, М.З.Биболетова, В.П.Кузовлев).
В 10 классе, работая по учебнику М.З.Биболетовой, учащиеся уже достаточно зрелы, чтобы успешно дискутировать по вопросам экологии человека и окружающей среды в рамках ток-шоу «Влияние человека на Землю». Они заявляют о своей активной жизненной позиции, говорят о месте человека в природе и необходимости каждому индивидууму внести свой вклад в дело охраны окружающей среды. Старшеклассники сами подбирают материал для презентации, включают в неё информацию о природоохранных организациях, о форуме по защите тигров в Петербурге и о выступлении на нём В.В.Путина.
Большое внимание на уроках английского языка уделяется роли компьютера в жизни человека. Вопросы компьютерной зависимости поднимаются многими авторами. Например, в учебнике10 класса «Millennium» это темы - «Компьютер – друг?», «Новая зависимость?», «Опасна ли компьютерная зависимость?»
Тексты по данной теме в учебнике М.З.Биболетовой для 11 класса помогают учащимся понять, что современные технологии должны служить для блага людей. Каждый человек сам определяет грань, когда компьютер из друга превращается во врага и разрушает его физическое и психическое здоровье.
Учащиеся выпускных классов имеют достаточно знаний для того, чтобы обсудить эту проблему и сделать правильные выводы на изучаемом языке.
Привитие навыков здорового образа жизни через уроки иностранного языка играет большую роль в жизни каждого школьника. Важно проводить такую работу в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения. Это позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, достигать цели, решать задачи обучения, учит детей жить без стрессов, сохранять свое и ценить здоровье других.






15