Устранение нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Красикова Алла Николаевна
МКОУ «Дракинская СОШ»
с. Дракино
Устранение нарушений письменной речи у учащихся младших классов.
Отработав в школе 31 год учителем начальных классов в сельской школе, я постоянно сталкивалась с такой проблемой у учащихся, как нарушение письменной речи. Но в этом наборе у моих учеников это проявлялось в наибольшей степени: присутствовали орфографические, дисграфические, дизорфографические ошибки. Именно это явилось поводом обратиться к методике по исследованию письменной речи И.Н.Садовниковой.
С первого класса проводила большую работу по анализу звукового состава слова (которое впоследствии записывалось значками букв), определяли последовательность звуков, затем «уточняли» звуки (чётко произносили их), «ловили» их чёткое звучание, следили за артикуляцией и жестами учителя. Так строилась работа над фонемой на каждом уроке.
Следующий этап моей работы заключался в переводе звуков в буквы. Этот этап вызывал трудности у половины учеников моего класса. Процесс перевода шёл трудно, т.к. дети пришли в первый класс с нарушениями звукопроизношения, 4 человека не «выговаривали» буквы р,в,л,ж.ц, недостатки звукопроизношения в 1 классе наблюдались у 11 учащихся из 18, при письме дети путали буквы, присутствовало зеркальное написание букв, искажали слоговую структуру слов, ставили несколько ударений в одном слове, не понимали принцип деления на слоги.
Много ошибок допускали мои первоклассники при письме – пропуск букв ( гласные, согласные, не дописывали слова, пропускали в середине слова). Например, надо «зима»- писали «зм», вместо слова «школа» - «шкла», «тетрадь» - получалось «трад», «читает» - «чтае». Некоторые учащиеся заменяли буквы: «дело – бело», «белка-делка», «ёжик – южик», «идёт – идюд». Были такие замены, когда, кажется, их не должно было быть, т.е. в «сильной» позиции: «жук – шук», «идут – итут», «жираф – ширав», «шуруп – журуп», «люди- люти». Встречались ошибки на вставку «лишних» букв – «октябрь – октябырь», «периметр – периметар», «чтение – читение». Это только некоторые ошибки, над которыми пришлось работать мне по формированию правильной письменной речи. Наиболее оптимальными путями коррекции таких ошибок являются письменные упражнения с предварительным слуховым анализом:
1) найти слова с изучаемой буквой, буквы подчеркнуть или обвести кружочком,
2) соотнести картинки и нужный звук, который присутствует в названии картинки (эти слова записываются),
3) из набора букв составить слова, прочитать их и записать( слава надо брать на изучаемую букву),
4) узнавание гласного звука на слух (называю ряд гласных, если услышали нужный – «сигналят» согласно полученной инструкции),
5) узнаём гласные звуки в «безударной» позиции, в «ударной» позиции, в середине слова, в конце слова ( например, найти звук [a], если услышали – «сигналим» - слова: автобус, школа, мак, глаз, шапка, шарик, рейка, ложка и т.д.),
6) соотнесение звуков и букв ( создать всевозможные пары звук – буква из предложенных на доске),
7) замена букв, чтобы получилось новое слово( бык – бак – бок – бук, уточка – удочка и т.д.),
8) составление слов их предложенного ряда букв и вычленение гласного звука;
9) из ряда слогов найти одинаковый звук и показать соответствующую букву ( на, та, за, да, ха, ва; ин, ир, иг, ис, ив),
10) узнавание согласного звука в начале слова ( если услышали звук [з]- сигналят – заяц, школа, зуб, золото, парта, санки, сазан, запах). Аналогично работаем по выделению нужного согласного звука в середине или в конце слова.
11) из предложенного ряда картинок выбираются те, в названии которых есть искомый звук с заданном месте ( в начале, в середине или в конце слова),
12) диктанты – буквенный, слоговой, словарный, с комментированием, с предварительной подготовкой,
13) письмо по памяти – ряд букв, слово,
14)различные игры со словами, слогами, буквами, звуками.
Когда перешли к написанию предложений, начала дополнять работу такими видами – дополни предложение нужным словом; вставь пропущенные гласные; подели все слова на слоги; выпиши слова, в которых есть парные звуки; подчеркни буквы, которые «приказывают» согласным читаться мягко.
Постоянная работа по формированию правильной письменной речи велась постоянно в первом и втором классе. Сейчас эти мои ученики являются третьеклассниками. Конечно, в таком количестве ошибок мы столько уже не допускаем, но те дети, которые до сих пор неправильно произносят отдельные звуки, пишут ещё с ошибками. Почти не встречается зеркальное изображение букв ( только у одного ученика иногда при написании заглавных букв Е – З возникает такая ошибка – он «леворукий»).
Результат моей работы – повысилась грамотность учащихся при списывании до 100%, при написании диктантов качество достигает 75%.