«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПИСЬМЕНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Статья: «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПИСЬМЕНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор: учитель начальных классов «МОУ СОШ п.Учебный Ершовского района Саратовской области»
В методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: физиологические, психологические, педагогические.
При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из них являются следующие:1.Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
2.Списывание учащимися с готового образца прописей, образца учителя на доске или в тетради. 3.Обведение образца буквы (копировальный прием)
4. Воображаемое письмо, обведение над образцом, письмо в воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
6. Письмо под счет.
7.Прием показа ошибочного написания.
Наиболее эффективным является реализация педагогам не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму.
В настоящее время обращается внимание и на «Прописи», которые являются основными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии с азбукой и содержат образцы букв. «Прописи» облегчают работу учителя, а для учащихся служат образцом, в котором нет ошибок.
В «Прописях» также реализуется очень важное свойство письма – это его безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв Й, Ё). Во- вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку от бумаги отрывать не приходится. Новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв.
«Прописи» содержат также и дополнительную разлиновку, помогающую разрабатывать ровный подчерк, что является важнейшим качеством каллиграфического письма.
В течение 3-3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время школьники должны:
а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля;
б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах, переводить печатный текст на письменный;
в) уметь записывать слова и предложения из трех – четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи.
г) описывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с произношением, проверять написанное, сравнивая с образцом, а так же способом проговаривания.
д) записывать собственные предложения, взятые из устного рассказа
Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического письма. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т.е. действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности и составляет главное в навыке письма. По – моему мнению, сознательный характер письма состоит в следующем: во – первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во –вторых, в соблюдении ряда правил – графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений. Из собственного опыта вижу, третье является наиболее важным, так как составляет единственную цель письма, тогда как первое и второе – лишь вспомогательные задачи пишущего человека, лишь средства, а не цели.
Следовательно, чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить эту цель –
Передачу на письме собственных мыслей, - тем успешнее и правильнее будет у них формироваться навык письменной речи. Однако, в период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, и передача на письме собственных мыслей, хотя бы в виде всего лишь одного слова, становится возможной отнюдь не сразу, а лишь на третьей – четвертой неделе обучения грамоте. На втором месяце дети могут записать предложение из двух – трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце – два или даже три небольших предложения. Я согласна с мнением, что для формирования правильного навыка письма очень важно, чтобы первое слово, которое напишут ученики, было своим собственным словом, выражающим их наблюдения, их чувства, их жизненный опыт. Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. Е. для развития орфографических навыков. Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредотачивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее.
Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, в соответствии с каждой отдельной буквой.
Из практики преподавания вижу, что в период обучения грамоте учитель не может еще ставить перед учащимися такой задачи. Здесь зрительный образ каждой буквы определяет порядок ее начертания. Прежде чем писать букву ,ученик мысленно представляет себе, как он ее напишет, затем я вместе с ним делаю нужные движения рукой без бумаги – « обвожу»букву в воздухе. Ученик копирует образцы букв, анализирует их состав, устно говорит, в каком порядке он «чертит»букву; я сажусь рядом с учеником, беру его руку в свою и пишу буквы его рукой, передавая таким образом ему своё умение.
В период обучения грамоте ребенок затрачивает на техническую сторону письма огромные физические усилия, неизбежные на этом этапе неудачи переживаются школьником очень сильно.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма. //Начальная школа,№5 1999г.
2 Цыновникова Ю.Л.Автоматизация навыков письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков //Начальная школа №7,2001
3 использовала интернетрессурсы.
4 Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям – задачникам по русскому языку четырехлетней начальной школы, Смоленск: Ассоциация ХХIвек,2006.