Факторы здоровьесберегающей среды для детей в группе кратковременного пребывания.


Факторы здоровьесберегающей среды для детей в группе кратковременного пребыванияВыступление учителя ГКП Щербаковой Л.В.Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей большого умственного и нервно-психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Состояние здоровья ребенка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. Поэтому проблема здоровых детей, сегодня как никогда актуальна.
В 2011 -12 г, набрав класс предшкольной подготовки, я тщательно изучила медицинские карты детей.
2012-2013 г – нервно-психические расстройства (агрессия), нарушение остроты зрения, нарушение осанки, простудные заболевания.
2013-2014 г – простудные заболевания, нарушение осанки, нарушение остроты зрения.
2014-2015 г – нервно-психические расстройства (истерия, страхи в общении), заикание, энурез, желудочно-кишечные заболевания, неразвитые кисти рук.
Эти данные о состоянии здоровья детей привели меня к решению выбрать одним из приоритетных направлений работы с детьми сохранение и укрепление их психофизического здоровья. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья ребенка больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью. На этапе предшкольной подготовки перед учителем встает проблема: как обучать и развивать детей, не нанося вреда их здоровью? Решить эту проблему помогает использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий. Работа велась в следующих направлениях:
Работая по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора», составила тематическое планирование с учетом продолжительности обучения (28 недель), а также дополнительных недельных каникул в феврале.
С учетом возможностей школы и по желанию родителей в учебный план включены занятия по физическому развитию и музыке.
В условиях неполного пребывания детей в школе составлено расписание занятий в соответствии со школой трудности Сивкова И.Г. и с включением игрового часа после второго занятия.
Каждый рабочий день в классе мы начинаем утренней зарядки. Сюда включаю: комплекс упражнений, разработанных доктором Коноваловым С.С. (вращение и наклоны головы –«НШ + до и после №1):
Комплекс утренней гимнастики «Проснись» (–«НШ + до и после №1)
Комплекс упражнений «Мы спортсмены», «Мы пловцы», «Мы бегуны» и т.д.
Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей ежедневно включаю в утреннюю зарядку и физ.минутки на уроке дыхательные упражнения, стремлюсь сформировать у детей привычку правильно дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично:
«Свеча» (глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя).
На одном вдохе произнести 5-10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: ф-ф-ф…(ж-ж-ж, р-р-р, с-с-с, з-з-з).
Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, на выдохе считать от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца.
Произнести скороговорку – считалку.
Мы со звуком [ш] играем,
Слово к слову подбираем:
Шарик, шарф, шалаш, шпион.
Выходи из круга вон.
На занятиях ежедневно провожу две обязательные зарядки – минутки для глаз и различных групп мышц. Упражнения стараюсь сочетать в соответствии с разделом программы и даже темой раздела.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Сем, восемь – лень отбросим. («Учимся думать, рассуждать, фантазировать». Нумерация чисел ).
Физ.минутки провожу в стихотворной форме, в виде отдельных общеразвивающих упражнений – стихотворения, сопровождающиеся движениями:
На развитие моторики «Дружба»;
на снятие мышечного напряжения;
на релаксацию «Сотвори себе солнце»
на тренинг ассоциативной памяти «Хомки»»
на обучение позитивным приемам коммуникации «Зайка;
на развитие внимания;
общеразвивающие упражнения «Разминка танцора»;
физические упражнения для формирования правильной осанки «Великан», «Военный парад»;
упражнение для плечевого пояса;
занятия по физическому развитию провожу на площадке.
Основное рабочее место ребенка в школе – парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Использую ряд приемов, которые помогут свести эти нежелательные последствия к минимуму:
В классе имеется игровая стена «Ладошки» для развития кистей рук. Она состоит из нарисованных на стене детских ладоней, которые начинаются от пола и доходят до половины стены. Ребенок достает до верхних ладоней, встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Такие упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры ребенка, корректируя осанку и искривление позвоночника, снимать утомление в мышцах кистей рук, а так же способствовать их развитию.
Смена посадочного места. В течении рабочего дня нужно трижды менять расположение парт в классе, следовательно посадочного места. Надо отметить, что парты могут располагаться под разными углами, поэтому трижды меняется и зрительное поле ребенка, что является профилактикой ослабления зрения детей.
Опираясь на технологию В.Ф.Базарного, во время занятий и перемен провожу простые, не требующие больших усилий упражнения для глаз:Моргание. Быстро сжимать и разжимать (моргать) в течении 15-20 секунд, затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд.
Движение глазными яблоками: сначала следует выполнять эти движения влево вправо до предела, но без чрезмерного напряжения и очень медленно. Голову при этом не наклонять. Выполнять упражнение по 4-5 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 сек.
Вращение глазными яблоками: плавными движениями вращать глазами по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против. Повторить по 3 вращения в каждую сторону. Расслабиться в течении 30-40 секунд.
Для тренировки зрения активно применяю цветотерапию. Пособием может служить, например, красочное панно из геометрических фигур, которые располагаются в виде различных узоров. Дети не просто смотрят на эти узоры, они проговаривают свои действия:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами по сторонам его веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно и на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открыли, наконец.
Зарядка кончилась. Молодец!
Массаж стоп. Есть у нас еще один специальный тренажер. Он занимает очень немного места, нарисован на полу. Это три дорожки в виде детских стоп. Первая пара стоп – носки вместе, пятки врозь; вторая пара – носки врозь, пятки вместе; третья – пятки вместе, носки на одной прямой, остальные пары на дорожках повторят эти положения. Если ребенок достаточно закален, он может заниматься на этом тренажере без обуви. В этом году планирую закупить массажные коврики, изготовить силами родителей специальный тренажер для профилактики плоскостопия, укрепления мышц и улучшения кровообращения.
В программе «Предшкольная пора» есть раздел «Учимся рисовать», основными задачами которого является развитие моторики, пространственной ориентировки, воображения. Реализую на практике эти задачи с помощью пособий УМК «Предшкольная пора», «Учимся рисовать», «Клетки, точки и штрихи», «Учимся рисовать. Рисование, аппликация, лепка». Дети выполняют задания на: воспроизведение линий и фигур, в рамках по клеткам, раскрашивают, штрихуют, делают аппликации из набора фигур способом обрыва бумаги, пластилиновые рельефы.
Кроме того, для развития мелкой моторики использую тренажер «Каштан», который имеется в наличии у каждого ребенка.
Говоря о применении здоровьесберегающей технологии в учебном процессе, необходимо упомянуть о психологической стороне учебного процесса. С приходом в школу у многих детей появляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и т.д.
Как показывает опыт, одним из главных секретов хорошего самочувствия ребенка и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения. В методических рекомендациях к программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» говорится, что игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем разделам программы и во время игрового часа. Идея организации игрового часа как средства подготовки к школе возникла у авторов программы потому, что в школу приходят «недоигравшие» дети, а это отрицательно влияет на их успешность в обучении. Если дошкольник не принимал участие в дидактических играх, то у него могут быть проблемы с производственной деятельностью, ведь именно в этом виде игр развиваются умения действовать в соответствии с правилом, а также настойчивость, терпение, волевые усилия.
Ролевые игры имеют особое значение для развития воображения, фантазии ребенка – важнейшей способности будущего школьника.
Принимая во внимание эти положения программы «Предшкольная пора», включаю в занятия игры на развитие внимания, памяти и восприятия, игры, способствующие снятию страхов в общении; а также организую занятия в форме игры. Так мною были проведены открытые занятия в форме игры: «Путешествие по зимнему лесу или необыкновенные приключения Лунтика» (раздел «Познаем мир»), «Народные традиции и обряды» (раздел «Познаем других людей и себя»), «Гласные и согласные звуки и буквы» (раздел «Родной язык»).
В содержание занятий были включены игры на развитие моторики, пространственной ориентировки; физ.минутки, поддерживающие у детей высокий уровень работоспособности и стрессоустойчивости.
Вот почему деятельностная игра является оптимальной для проведения занятий в условиях предшкольной подготовки.
Такое осмысление опыта работы по здороьесбережению детей 5,6-6 лет в ГКП позволило сделать следующие выводы:
Наблюдается положительная динамика в достижении ремиссии хронических заболеваний.
Личностный рост учащихся.
Снижение заболеваемости у детей (простуды, вирусные заболевания)
Создание сплоченного коллектива учащихся.
Принятие детьми здорового образа жизни как осознанной необходимости.\Выступление учителя сопровождалось слайдовой презентацией (Приложение 1.)