Творческий отчет о работе преподавателя


Физика – одна из наук о природе, о явлениях, происходящих в ней. Физика существует с глубокой древности, со времён  древнегреческих  ученых – философов. Теоретические основы физики заложили Архимед и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества и физических явлениях считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, английский физик И. Ньютон, английский физик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро и другие.
Физика – наука удивительная. Как только человек появляется на белый свет, он попадает в мир физических тел, веществ и различных явлений природы. Первый вздох и вот уже в легких смесь газов, первый глоток материнского молока и самый главный источник энергии и «строительный материал» – белок начинает работать в организме малыша.
Наш организм – «механизм», полностью подчиняющийся законам физики, ведь он постоянно работает и во время правильной, бесперебойной работы превращает одни вещества в другие, выделяя энергию для жизни. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, физические свойства, роль в природе – одна из задач физики. Она нужна и коммерсанту, и фермеру, и повару, и домохозяйке, и автомеханику.
Правительство Российской Федерации утвердило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой изложены  принципы начального профессионального образования по переходу к новой системе в условиях современного рынка труда.Требования реформы образования, новая программа, согласно этой концепции, ставят перед учреждениями начального профессионального образования задачу воспитать нового человека, способного войти в рыночные отношения,  развивать и двигать научно-технический прогресс.
Превращение науки в производительную силу привело к тому, что знания по многим общеобразовательным предметам (в том числе по физике) нужны не только для формирования научного мировоззрения, но и для овладения специальными знаниями, связанными с будущей профессией. Такие знания становятся важным квалификационным требованием к рабочим многих современных профессий, они необходимы для успешной трудовой деятельности.
Главными особенностями преподавания физики в профессиональном училище считаю профилирование предмета. Профилирование предмета решает проблему активизации мыслительной деятельности обучаемых, помогает развитию самостоятельного логического мышления при любых традиционных и нетрадиционных методах и приемах ведения уроков.
Преподавателю профессионального училища надо усвоить, что мы готовим нового человека, гражданина, личность, будущего рабочего, свою смену.
Весь процесс ведения урока должен быть построен таким образом, чтобы решались проблемы, требующие непрерывного размышления и поиска, а не просто запоминания или применения уже готового материала.
Надо помнить всегда, что в процессе обучения под влиянием изучаемого материала формируются личностные качества человека, причем даже тогда, когда сами научные факты впоследствии забудутся. Ни один выпускник не может помнить все, что он учил в учебном заведении. Но благодаря тому, что он пошел учиться в училище, он стал другим человеком.
Учеба формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые со временем не рассеиваются, не теряют своей силы. Человек не забывает того, что учит, на все сто процентов. Наиболее важные понятия и факты надолго остаются в его памяти, чтобы неожиданно оказаться полезными в будущем. Надо помнить, что только в самостоятельном преодолении препятствий вырабатывается характер и появляется уверенность в собственных силах. Поэтому такие ситуации надо постоянно создавать на уроках.
Этому отлично способствует профилирование преподавания предмета, то есть максимальное приближение изучаемых физических законов и явлений к будущей профессиональной деятельности сегодняшних обучаемых. И тогда наши выпускники впоследствии не раз испытают ни с чем несравнимое наслаждение от благополучного завершения работы над сложной проблемой, теоретической или производственной. 
У Галилео Галилея есть прекрасное высказывание: «Математика и физика являются самыми могущественными средствами для изощрения наших умственных способностей и дают нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
Как преподаватель физики в профессиональном училище направляю или, по крайней мере, стараюсь связать свой очередной урок с практикой и трудовой деятельностью учащихся по специальности.
Учебные элементы программы можно использовать в качестве примеров к изучаемому теоретическому материалу. Например: при изучении темы «Механическое движение и его характеристики» в качестве примера поступательного движения можно рассмотреть, а лучше показать, пригласив мастера п/о, движение руки кондитера и кондитерского мешка при украшении торта; также можно показать различные виды траекторий в виде узоров на торте; при изучении темы «Основы МКТ. Взаимодействие молекул» в качестве примера на взаимодействие молекул можно привести следующий пример: если при украшении торта, крем из кондитерского мешка выпускать непосредственно на сухой бисквит, то ввиду слабого притяжения между молекулами бисквита и крема, крем будет сползать с поверхности бисквита. Поэтому у кондитеров есть маленькая хитрость – сначала на поверхность бисквита механическим путем наносят тонкий слой крема и лишь, потом наносят узор. В этом случае крем не падает, так как молекулы крема между собой хорошо притягиваются. Доказательством притяжения молекул также служит явление смачивания, поэтому здесь целесообразно привести пример пропитки бисквитов разными сиропами
А при изучении темы «Свойства ионизирующих излучений» в качестве учебного элемента можно рассмотреть вопрос о питании на радиоактивно-зараженных территориях и о радиопротекторных свойствах пищи.
А можно весь урок связать с поварским искусством, например повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика» можно провести в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственного обучения или преподавателя кулинарии, которые будут непосредственно проводить саму «чайную церемонию», а роль преподавателя физики на данном уроке вовремя задать нужный вопрос из раздела молекулярной физики и внимательно выслушать ответ обучаемого.
Творческие исследовательские задания.
Для привития обучаемым стойкого интереса к предмету и своей будущей профессии, как на уроках, так и в качестве домашнего задания, можно использовать творческие исследовательские задания, экспериментальные задачи.
Решение качественных задач.
В ходе любого урока при объяснении нового материала, проведении различного вида опросов и контрольных работ можно постоянно задавать учащимся нестандартные вопросы производственного характера.
Занимательные опыты.
Иногда, во время урока, чтобы разрядить напряженность, связанную с изучением нового материала, целесообразно провести занимательный эксперимент, связанный с изучаемой темой. Такие эксперименты также могут быть профилированы.
Домашний эксперимент.
После обсуждения темы на занятиях, ребятам предлагается дома проделать экспериментальные задания, тем или иным образом связанные с их будущей профессией и сделать выводы по их результатам.
Физический практикум.
Работы физического практикума наиболее подходят для профилирования, так как эти уроки можно интегрировать с уроками профессиональных дисциплин, ввиду того что их не обязательно привязывать к строгой последовательности программы, а проводить тогда, когда данная тема изучается по программе профессиональной дисциплины или профессионального модуля. Единственное условие такой интеграции заключается лишь в том, чтобы данная тема уже была изучена учащимися.
Внеаудиторная работа.
Развивать познавательные интересы обучаемых, закреплять знания, приобретенные на уроках физики, активизировать мыслительную деятельность обучаемых, раскрывать их творческий потенциал, а также формировать познавательный интерес к предмету и профессии можно не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Профилировать можно не только целые внеклассные мероприятия, но и включать отдельные элементы с профессиональным содержанием в те мероприятия, которые имеют другую тематику, на первый взгляд, не связанную с профессией.
Например, при проведении внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне «Наука ковала Победу» в него были включены сведения о работе приморских ученых инженеров-технологов, которые разработали и начали выпускать на масложиркомбинате пищевые концентраты и витаминизированный рыбий жир, изготовленные из местного сырья, для пайков солдат и офицеров на фронте.
А при проведении внеклассного мероприятия, посвященного первому полету человека в космос, рассматривался вопрос о питании космонавтов во время пребывания на Международной космической станции.
Цель профилирования и межпредметных связей – расширить и углубить знания, показать их практическое применение в жизни,  пробудить у обучаемых стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко изложить и суметь применить в будущей профессии.Особенностью моей работы является не просто обучение общеобразовательному предмету – физике, но обучение предмету через развитие профессиональных знаний и навыков обучаемых. Это является, на мой взгляд, обязательным условием работы педагога-предметника в сфере начального профессионального образования.
Если деятельность педагогов будет разрозненна, и каждый будет решать только конкретные задачи, связанные с преподаванием своего предмета, преследовать свои цели обучения и воспитания, в результате не будет слаженной, единой системы работы над конкретной целью, к которой стремится все учебное заведение. Поэтому считаю, что преподаватель должен работать в команде единомышленников своего педагогического коллектива, родителей, реализовывать задачи, поставленные правительством перед педагогами всей страны, и тогда успех обеспечен.
Достаточно долгое время работая в системе профессионального образования, убеждаешься в том, что полноценное образование не исчерпывается только передачей обучаемым необходимых им знаний и выработкой у них трудовых навыков - мы должны выпускать в самостоятельную жизнь достойных членов общества. По прошествии многих лет приятно слышать от них слова благодарности: «Вы в нас воспитали уверенность в себе, трудолюбие, доброе отношение к людям». Понимаешь: успех учеников - безошибочный индикатор качества учительского труда.