УРОК — РАССЛЕДОВАНИЕ «ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ»

Тема: Урок - расследование «Династия Романовых»
Предмет: история,7-ой класс.
Тип урока: урок использования знаний.
Технология: технология развивающего обучения
Цель: Выработать умение применять знания в нетрадиционных ситуациях.
Обучающая:
Систематизация знаний учащихся по теме: «Династия Романовых»;
Обеспечить условия применения знаний;
Дать дополнительные сведения о династии Романовых;
Воспитательные:
Возбудить интерес к истории России;
Формирование положительной мотивации учебной деятельности;
Умение работать в группе, умение слышать и слушать;
Развивающая:
Формирование логического мышления, познавательных умений;
Формирование коммуникативных навыков;
Оборудование:
Мультимедийная презентация
Компьютер
Проектор
Наглядные предметы: бумажный тюльпан,
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные
Овладение мотивационной основой учебной деятельности;
Использование адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные
Принятие учебной задачи;
Планирование своих действий в соответствии поставленной задачей;
Коммуникативные
Работа в парах;
Умение договариваться и прийти к общему решению;
Познавательные
Сравнения и классификация по заданным критериям;
Осуществление анализа текста;
Ход урока.
Организационный этап
(Звучит музыка из кинофильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»)
-Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Парасковья Яковлевна! Мне очень приятно с вами познакомится!
- Хочу начать наш урок с музыки. Давайте послушаем. А также подумаем какую ассоциацию вызывает это музыка. (ответы учащихся) Вы помните из какого фильма это музыка? Назовите героев фильма. И чем они занимаются?
Правильно! Это Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Они расследуют разные уголовные дела.
Сегодня каждому из вас дается почетное имя Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Мы будем работать по командам. А команды уже сидят по партам. Перед вами рабочие листочки на них нужно написать ответы. В первой колонке написаны номера заданий. Во второй колонке пишутся ваши ответы. И в третей ваша самооценка, насколько вы справились заданием и насколько усвоили вы данный материал. Какая группа найдет ответ пишем на листочках. Начинаем наше расследование
Основной этап
- нам поручено задание расследовать одно очень важное дело. Дело касающиеся династии Романовых.
Перед вами 10 правителей России. (Слайд 3)
( Алексей Михайлович, Екатерина 2, Екатерина 1, Михаил Федорович, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр2, Петр 1).
Из них один особенный человек, который умел почти все, но не сумел сделать то, что умели в, то время в каждой избе. Это плести лапти и считал это дело самым трудным. Вы знаете, что такое плести лапти? (Русская обувь, делали ее из природных материалов например из бересты или соломы) (Слайд4)
Нам нужно найти этого человека.
А вы знаете, как ведется расследование? (Для расследование сыщики находят улики(вещественные доказательства), работают с документами, находят подозреваемых и раскрывают дело. И это очень трудное дело.)
Молодцы!
(1 мин). Немало важную роль в работе сыщика играет интуиция. Давайте проверим ваши интуиции. В рабочем листе под пунктом 1 пишем имя того человека который не смог научиться плести лапти. А в конце урока мы проверим, настолько развиты ваши интуиции.
Все написали? Отлично!
Приступаем к работе, для знакомства с делом перед вами лежит папка «Дело №1» «Династия Романовых». 1 страница это путевой лист, где написано цель работы и круг подозреваемых. На рассмотрения этого документа вам дается только 2 минуты.
Документ №1.(Слайд 5) Характеристика династии Романовых. Читаем и делаем выводы устно.
В 1613 году 21 февраля сын Федора Никитича Михаил Федорович был избран Земским собором на царство, и его потомство (которое традиционно называется «Дом Романовых») правило Россией до 1917 года.
Династия Романовых правило Россией триста четыре года.
Всего титул Императора Всероссийского носило 14 человек: 10 мужчин и 4 женщины.
Задание: Сколько лет исполняется в этом году с начала правления династии Романовых?
Ответ: Мы в этом году отмечаем 500 лет с начала правления династии Романовых. И они правили ровно триста четыре года.
1 задание.
Сейчас, мы будем работать вещественными документами. А что такое вещественные документы? (Это любые предметы касающиеся к делу)
. Давайте поищем у себя на местах вещественные доказательства. А вдруг этот человек оставил отпечатки. Ищем под партой, под стульями.
Кто нашел молодец. Что это? Этот размер ног, чьим он может быть(Слайд 6) Берем линейки и измеряем размер стопы. И выявляем размер. Кто закончил поднимаем руки.
Документ №2.(Слайд 7) Император.
Император- (лат. Imperator от imperare- повеливатель, приказывать)- высший титул монархов. В период ранней Римской республики обозначал как полководца вообще, так и полководца- победителя. Как правило, давался солдатами своему командующему после победы и носил временный неофициальный характер. Начиная с Юлия Цезаря и августа стал их постоянным атрибутом и превратился в один из титулов правителя. (Гуманитарный словарь, 2002г.)
Впервые в России титул императора Всероссийского был принят 1721 году Петром I по случаю победы над шведами в Северной войне 1700-1721 гг.
Задание: Из этих подозреваемых оставить только тех, которые носили титул императора (императрицы).
У нас остались: (Слайд8). Екатерина 2, Екатерина1, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр2, Петр1.
Документ №3. (Слайд 9). Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762гг)
Дворцовый переворот-это захват политической власти в России XVIII столетия, причиной которого являлось отсутствие четких правил наследование престола.
В 1722 году Петр1 издал «Указ о престолонаследии»- указ отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха.
Задание: Исключить тех, кто правил во времена дворцовых переворотов.
(Слайд 10). Правильно у нас остались только 2 представителя из династии Романовых. Это Екатерина 2 и Петр 1. Мы приблизились к итогам нашего расследования.
Задание №2.
Уликой может быть любое интересное вещь в нашем окружении. Давайте искать. (Тюльпаны)
Да это цветы тюльпаны. А как этот человек может быть связан с этими цветами?
(Догадки учащихся)
Задание №3. Черный ящик. Как вы думаете, что в нем? Я говорила для сыщика интуиция самая важная. Опять таки мы ее проверяем. Давайте откроем и узнаем, что же там находится.
Что-то на блюдце. Пишем ваши догадки на листочках. Ее можно попробовать.
Если вы узнали, что это такое и как оно может, быть связано с одним из представителей пишем на листочках.
Задание №4.(Слайд11). Перед нами картинки эти картинки тоже связаны с этим человеком. Как вы думаете как?
Смотрим на слайд. И кто же этот человек, который не умел плести лапти?
Да правильно, (Слайд 12) Вы настоящие сыщики как легендарные Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Это Петр Великий наше расследование закончилось, поздравляю вас. Петр первый удивительный человек. (Слайд 12 щелчок)
Он всю жизнь учился. Освоил ремесло плотника, научился изготовлению часов, любил и освоил ремесло садовника, практиковался в хирургии, привез тюльпаны из Голландии, в двухметровом росте имел 38 размер ноги и конечно привез картофель. И очень-очень многое можно сказать о Петре. Этот Великий человек сделал нашу Россию могучей!!!
(Слайд 12) Из всех ремесел ему не далось только одно – это плести лапти. И говорил об этом ремесле «нет ремесла мудренее лапотного».
Заключительный этап
А для вас у меня сюрприз, у меня только три самолета, которые жаждят найти своих хозяев. Но этот хозяин или хозяйка должен ответить только на один вопрос. Что ты понял или поняла из урока?
В конце хочу закончить урок словами, которые были вырезаны на личной печати Петра1 «Я ученик и нуждаюсь в учителях».
-(Слайд 13) Открываем дневники, записываем домашнее задание: Найти удивительные факты в правителях Российской империи.
-Молодцы! Все очень хорошо работали! Вам дается только одна минута на выставление самооценок. И выявляем общий балл. У кого балл свыше 20? Те получают отметки 5, У кого больше 15? Они получают 4, У кого больше 10? Они получают 3. Я выставляю оценки за сегодняшнюю работу те, которые получили отличные оценки, Вы можете идти по стопам легендарных наших сыщиков.
А теперь ответьте на вопрос: понравился ли вам сегодняшний урок- расследование? А отвечаете вы следующим образом. В документах в отдельном файле находится конверт со смайликами.
Вам необходимо приклеить его на одном из колонок этой бумаги.
Первая колонка- вам понравился урок;
Вторая колонка- Мне не понравился урок;
Третья колонка- я думаю над уроком