«Сложные предложения с разными видами связи».


Тема: «Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.
Задачи урока
Обучающая – углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
Развивающая – развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности;
Воспитательная – воспитание любви к русскому языку, литературе. На уроке, который является интегрированным, поскольку основан на межпредметных связях (русский язык и литература), учащиеся углубляют представление о структуре сложных предложений, совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Кроме того, на этом уроке используются мультимедийные средства обучения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Орфоэпический диктант
Агрономия, алфавит, асимметрия, бармен, благовест, бряцание, верховенство, генезис, гражданство, дедовщина, дефис, древко, жалюзи, завидно, мусоропровод, односоставное, осведомиться, подростковый, санитария, табу, украинский. 2. Воспроизведение теоретической части
Разминка
1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых...2. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых...3. Бессоюзные предложения – это такие предложения, в которых...
4. Сложная синтаксическая конструкция – это такое предложение, в котором... 
Повторим бессоюзные сложные предложения
Какое утверждение является неверным?
В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и при помощи интонации
В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзныхПостановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями
В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.
2. В каком варианте ответа указано БСП?
1) Поднявшись наверх, он не знал, то ли пройти на пересадку, то ли выйти из метро.
2) Примерно через два километра лес поредел, и впереди замаячило светлое пространство.
3) Всю зиму медведица пролежала под снегом, сильно проголодалась и с подросшими медвежатами вылезла теперь на белый свет.
3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.
Однако вскоре ему пришлось пожалеть о своем решении: не зная здешних дорог , он свернул на незнакомую тропинку и за первым же поворотом чуть не угодил в болото.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Содержание второй части сложного бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говориться в первой части.
Первая часть сложного предложения содержит условие того, о чем говориться во второй части.
Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых все знаки препинания расставлены правильно?
Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.
Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались всё ниже и ниже.
То там, то здесь замаячили бивачные огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.
От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так всё сверкало, переливалось.
1)А,D 2)B,C 3) A,C 4) B,D
5. Укажите правильный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.
Однажды я увидел эту птицу днём среди камней и очень испугался её стеклянных глаз круглые как пуговицы они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнём.
1,2,3,4 – запятые
3,4 – запятые; 2 - двоеточие
2,4 – запятые
2 – двоеточие; 4 – запятая.
Записать предложения, расставить знаки препинания, указать значение.
Улетело лето красное, замолчали, отзвенев , леса. (одновременность, союз и)
Я одобряю ваш поступок: вы очень помогли моему сыну. (причина, потому что)
Предметы потеряли свою форму: в густеющем сумраке они слились в одну сплошную массу( пояснение, а именно)
Я вижу: лицо моего собеседника озаряется улыбкой.( что, и увидел что)
Мир строит- война разрушает.( противопоставление ,а)
Распахнешь окно- в лицо тебе дышит майский вечер.(когда - условие)
4. Схематический диктант.
1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.[ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] .2. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.[ ] : […, (которой…), … ].3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.
(Когда…), [ ] : [ ].
4. […фамилия героя…] был доволен чрезвычайно и, поддерживая рукою спину своего гостя, готовился таким образом препроводить его в гостиную, как вдруг гость объявил с весьма значительным видом, что он намерен с ним поговорить об одном очень нужном деле. (Манилов) [ ], [ ], (что…).
5. Хозяйка вышла , с тем чтобы привести в исполненье мысль насчет загнутия пирога и, вероятно, пополнить ее другими произведениями домашней пекарни и стряпни; а Чичиков вышел в гостиную, где провел ночь, с тем чтобы вынуть нужные бумаги из своей шкатулки. (Коробочка)
[ ], (с тем чтобы…); а [ ], (где…), (с тем чтобы…).
6.[…фамилия героя…] в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять. (Ноздрев)
[ …таков…], (каким…): [ ].
7. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом. (Собакевич о Плюшкине) [ ], (чем…): [ ].
8. А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади; хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту! (Собакевич) […такая… ], (какой…); [ ], (где…).
Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.
5. Сообщение темы урока и его цели.
Предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока.
Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”. 
Цель нашего урока - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. 
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи: Сочинение + подчинение
Подчинение + бессоюзная связь
Сочинение + бессоюзная связь
Сочинение + подчинение + бессоюзная связь
Схема разбора СПРВС
6. Упр №457
7. Самостоятельная работа
8 . Конструирование текста.
Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.
Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.
Ученики работают самостоятельно, в группах.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.
Проверка: ученики читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал, комментируют знаки, указывают тип предложения.
- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари.На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.
Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.
9. Подведение итогов урока
10. Домашнее задание упр № 458 (1в-1-6 предл; 2в-7-12)
Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке. 
Создание проблемной ситуации:
- всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?
Работа с текстом
Задание: прочитайте текст, который видите на карточке, ответьте на вопросы:
Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту
утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять. 
- каков стиль речи данного текста?
- определите автора и название произведения;
- какие синтаксические конструкции используются в тексте?
(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Бэла”, используются предложения с различными видами связи);
- почему автор использует такие предложения?
(Чтобы выразить более сложные мысли)
Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.
Технологическая карта урока
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Орфоэпический диктант: Агрономия, алфавит, асимметрия, бармен, благовест, бряцание, верховенство, генезис, гражданство, дедовщина, дефис, древко, жалюзи, завидно, мусоропровод, односоставное, осведомиться, подростковый, санитария, табу, украинский. 2.Воспроизведение теоретической части
3. Записать предложения, расставить знаки препинания, указать значение.
Улетело лето красное замолчали отзвенев леса. .Я одобряю ваш поступок вы очень помогли моему сыну. Предметы потеряли свою форм в густеющем сумраке они слились в одну сплошную массу. Я вижу лицо моего собеседника озаряется улыбкой.. Мир строит война разрушает. Распахнешь окно в лицо тебе дышит майский вечер.
 4.Схематический диктант.
1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
2. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.
3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.
4. […фамилия героя…] был доволен чрезвычайно и, поддерживая рукою спину своего гостя, готовился таким образом препроводить его в гостиную, как вдруг гость объявил с весьма значительным видом, что он намерен с ним поговорить об одном очень нужном деле.
5. Хозяйка вышла , с тем чтобы привести в исполненье мысль насчет загнутия пирога и, вероятно, пополнить ее другими произведениями домашней пекарни и стряпни; а Чичиков вышел в гостиную, где провел ночь, с тем чтобы вынуть нужные бумаги из своей шкатулки.
6.[…фамилия героя…] в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять.
7. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом.
8. А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади; хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту!
5. Сообщение темы урока и его цели.
Предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока.
8. Самостоятельная работа. Конструирование текста..Ученики работают самостоятельно, в парах
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
10. Подведение итогов урока
11. Домашнее задание: Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.