Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактический материал М.Монтессори


муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 97 г.о.Самара
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактический материал М.Монтессори».
                         Подготовила: Бросова Т.В.
Педагог-психолог
Описание проекта
Воспитание чувств надо начинать методически,
С самого раннего возраста, и продолжать его
Во весь период обучения, который подготавливает
индивида для жизни в обществе.
М.Монтессори
Под сенсорным развитием ребёнка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: об их форме, размерах, цвете, положении в пространстве, а также вкусе, запахе, звучании, температуре.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ
Главное значение сенсорного воспитания Монтессори видела в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.
Важной предпосылкой развития мышления является способность находить сходство предметов по некоторым качествам. Сенсорные упражнения дают ребёнку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости их поверхностей, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
А также служит базой для изучения математики и овладения письмом.
Формирование сенсорных эталонов:
цвет
форма
величина
вкус
запах
звучание
температура и т.д.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
Образовательные:
развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
формировать умения работать с материалом и соблюдать правила; «Пользуйся всеми благами, но не мешай другим.
формировать умение слушать и слышать, понимать инструкции педагога;
Развивающие:
развивать познавательные процессы;
развивать мелкую моторику.
Актуальность проекта
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Ученые считают, что чем выше интеллект человека, тем более упорядоченной и дифференцированной системой понятий, образов, знаний он обладает. М.Монтессори подчеркивала, что процессы различения, группировки и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка и составляют мышление. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Цель проекта 
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.  
        Задачи проекта:
· Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
· Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста с использованием Монтессори метода.
-Ознакомить родителей с системой М.Монтессори.
· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста совместно с родителями.
· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
 Ожидаемый результат:
 – повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста
            Сроки проекта: октябрь – май 2013 г. (долгосрочный)
Участники проекта: дети, педагог-психолог, воспитатели, родители
Необходимые материалы: 
1). Материалы для развития зрения подразделяются на следущие подгруппы:
- материалы для различения размеров и развития глазомера: цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги;
-материалы для различения цветов и их оттенков: цветные таблички(ящики 1-4);
-материалы для различения формы плоских фигур: « геометрический комод»;
-продвинутые материалы для различения размеров и формы плоских фигур и пространственных тел: «биологический комод», конструктивные треугольники ( 5 ящиков), деканомический квадрат или таблица Пифагора, накладывающиеся геометрические фигуры, цветные цилиндры, биномальный и триномальный кубы;
2). Материалы для развития осязания: доски для ощупывания А, В и С, шершавые таблички, ткани;
3). Материалы для развития слуха: шумящие коробочки, звоночки;
4). Материалы для развития чувства тяжести: весовые таблички;
5). Материалы для развития чувства тепла: тепловые бутылочки, тепловые таблички;
6). Материалы для развития обоняния: коробочки с запахами;
7). Материалы для развития вкуса: вкусовые баночки;
8). Материалы для развития стереогностического чувства: геометрические тела, сортировка, волшебный мешочек.
 Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность ребёнка.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
Занятия с использованием метода Монтессори.
Дидактические игры.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Работа с предметными и сюжетными картинками.
 
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
повышение уровня профессиональной компетентности;
определение объема материала, который будет адресован детям.
планирование занятия с использованием системы Монтессори на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
Изучение специализированной литературы;
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Сортировка», «Носок», «Рукавички с разными наполнителями» ;
Подготовка специально организованной среды для заняти;
Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
Проведение диагностики Стребелевой Е.А.;
По результатам диагностики дать рекомендации родителям и воспитателям;
Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
включает:
Проведение мастер класс для родителей по материалам Монтессори;
Оформление стендов для родителей по теме проекта;
Консультации для родителей.
реализация:
Создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
включает:
Подведение итогов
реализация:
Диагностика детей;
Проведение заключительного занятия;
Самооценка, выводы.
Практическая значимость проекта
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
Разработка дидактического материала и дидактических игр;
Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Информационные ресурсы
Сорокова М.Г. Система М.Монтессори. Теория и практика.,М.,Академия,2003
Хилтунен Е.Практическая Монтессори – педагогика,М.ЮНИОН – Паблик,2005г.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -  Ярославль: Академия развития, 1997;
Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;