Внеклассное мероприятие Занимательный мир задач


Внеклассное мероприятие
«Занимательный мир задач» 
Нескина Ольга МухтяровнаВнеклассное мероприятие
Цели:
1. Повышение интереса к изучению математики, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления. 2. Обучение решению арифметических задач различного типа. 3. Формирование приемов умственной и исследовательской деятельности. 4. Воспитание интереса к истории математики, навыков учебного труда.
Оборудование:
название темы мероприятия, таблички с названиями команд и конкурсов, отпечатанные условия задач для конкурсов, плакаты с высказываниями, карточки с задачами для болельщиков, фишки трех цветов.
Плакаты: 1. «Математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд, и напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис». Д.Пойа. 2. «Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия». Д.ПойаХод мероприятия: I. Организационный момент. Представление команд. II. Восьмиклассники читают стихотворение: Опять ужасная. Опять В журнале будет двойка. Слеза стекает на тетрадь, Нет сил, держаться стойко. Их целых пять. Их даже - шесть! Они страшней прививки. Они мешают спать и есть, Глотать кефир и сливки. Как час расплаты настает Такая вот работа Холодный прошибает пот В глазах круги без счета.
III. Ведущий (учитель): Ну хватит, хватит совсем запугали ребят, нагнали на них тоску, это до XVIII века решать задачи было очень сложно, потому что их решали с помощью 30 различных правил, которые надо было знать наизусть, причем обоснование выбора способа их решения не давалось. Ученик должен был заучивать эти правила наизусть и строго придерживаться их при решении заданий. Названия у этих правил тоже являются для нас незнакомыми: фальшивое, тройное, слепое или девичье, аварийное и т.д. Запомнить их все и научиться определять, какое правило, к какой задаче применимо, было очень трудно. С тех пор, видимо, и сложилось у некоторых людей мнение об арифметике как науке сложной и скучной. Но это далеко не так (прочитать высказывание 1). И мы постараемся это опровергнуть нашим путешествием в занимательный, увлекательный и удивительный мир задач. IV. Конкур 1:! «Смекалкины обгонялки». (2 конверта с задачами для команд и 2 конверта с задачами для болельщиков)
Задачи для команд. 1. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит «Я тебе мать, но ты мне не сын». Что это значит? (она обращается к девочке) 2. Угадайте слово: «Первое предлог, второе - летний дом. А целое порой решается с трудом?» (Задача) 3. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (горошины не ходят) 4. Почему в поездах стоп краны всегда красные, а в самолетах голубые? (в самолетах нет стоп-крана) 5. Сколько земли в дыре глубиной 2 метра, шириной 2 метра, длиной 2 метра? (нисколько) 6. Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей, (год, месяцы, дни). 7. Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему пошла каждая коза? (козы по деньгам не ходят) 8. Математическое отношение: чем больше из нее берешь, тем больше она становится? (яма) 9. Петух, стоя, на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе? (5 кг) 10. Увеличьте число 666 в полтора раза, не производя над этим числом никаких арифметических действий. (перевернуть число)
Задача для болельщиков. По дороге вдоль кустов Шло 11 хвостов. Сосчитать я также смог, Что шагало 30 ног. Это вместе шли куда-то, Петухи и поросята. И вопрос мой к вам таков: Сколько было петухов? ( 7 петухов)
V. Конкурс 2: «Логический Фейерверк». (На доске оформлен фейерверк с разноцветными кружочками, на которых написаны числа, соответствующие № задач) 1. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. как же это могло быть? (этот человек родился 29 февраля и день рождения у него бывает один раз в 4 года) 2. Ослица и мул шли вместе, нагруженные мешками равной массы. Ослица жаловалась на тяжесть ноши. «Чего ты жалуешься? — сказал мул. — Если ты дашь мне один свой мешок, моя ноша станет вдвое больше твоей, а если я дам тебе один свой мешок, то наши грузы только сравнятся». Сколько мешков было у каждого? (7 и 5 мешков) 3. Двое ели сливы. Один сказал другому: «Дай мне свои две сливы, тогда слив у нас будет поровну». На что другой ответил: «Нет, лучше ты дай мне свои две сливы, тогда у меня будет в два раза больше, чему тебя». Сколько слив было у каждого? (8 и 12) 4. Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными числами. Сколько лет дедушке? (102 года) 5. По Шотландии в одном купе поезда едут два пассажира. Один из них поглядев в окно, удивился: - Смотрите! — воскликнул он. В Шотландии оказывается овцы черные!- Отнюдь, - ответил попутчик.- В Шотландии есть хотя бы одна овца, у которой хотя бы один бок черный. Кто из них лучше знает математику?(Второй)
VI.Конкурс 3: «Математический ералаш». 1. Собственная скорость катера 11 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Какой путь пройдет катер за 4 часа против течения реки?(3 7 км) 2. В библиотеке 4600 книг. Книг на иностранном языке 18% всего количества, остальные книги на русском языке. Сколько в библиотеке книг на русском языке? (3772 книги) 3. Сахарный песок при переработке в рафинад теряет своего веса. Сколько надо взять сахарного песка, чтобы получилось 104 кг рафинада? (120 кг) 4. В карьере добыто 150 тонн руды, которая содержит железа, а остальное — пустая порода. Сколько железа и пустой породы в этой руде? (108 кг железа, 42 кг породы) 5. Отец старше сына в 3 раза, или на 34 года. Каков возраст отца и сына? (17 лет сыну, 51 год отцу)
VII.Конкурс 4: «Исторический звездопад». (Задачи оформлены на звёздочках, с одной стороны которых наклеены портреты известных людей, а с другой – тексты их задач. Если участники команд смогут назвать фамилию исторической личности, то они получают дополнительные баллы. Задачи взяты из учебника математики 5-6 класса под редакцией Петерсона) а) Задача Толстого. б) Задача Ньютона. в) Задача Магницкого. г) Задача Пифагора. д) Задача Пуассона.
VIII. Конкурс 5: «А вам слабо?» Задача Дидоны. Финикийская царевна Дидона, спасаясь от своего брата, тирана Пигмалиона, отплыла из родного города Тира с небольшим отрядом своих сторонников. Было это, если верить легенде, около 825 года до нашей эры. Долго плыли царевна и ее спутники по Средиземному морю, пока не пристали к берегу Африки. Жили в тех местах нулидийцы. Пришельцы им были совершенно ни к чему. Но Дидоне некуда было деться, место ей понравилось, и царевна стала упрашивать нулидийского царя Ярба продать ей немного земли. Желая, видимо, отделаться от назойливой финикиянки, Ярб заломил баснословную цену за клочок земли, который можно окружить одной бычьей шкурой. К его удивлению и разочарованию, Дидона приняла это издевательское предложение, расплатилась и отправилась отмерить свою землю. Только она не стала расстилать шкуру на берегу. Как она это сделала?(Учащимся предлагается макет бычьей шкуры, вырезанный из альбомного листа бумаги и ножницы) (Ответ: Сначала она разрезала ее так, что получила тонкий кожаный ремешок (а он вышел очень длинный), и этим ремешком окружила солидный участок, на котором и основала в последствии великий город Карфаген. Ярб был в ярости: так, как его, мало кого одурачивали за всю историю человечества. Но он был честным человеком и сдержал слово: земля осталась за Дидоной. Так это было или не так - теперь судить трудно. Но, между прочим, карфагенская цитадель называлась Бирса, что и значит «бычья шкура» Итак, задача, которую пришлось решить Дидоне, такова: какую наибольшую площадь можно окружить веревкой заданной длины? Или, иначе: какая геометрическая фигура среди фигур с одинаковым периметром имеет наибольшую площадь? (оказывается, круг)
IX.Конкурс: «Домашнее задание». Каждая команда готовит дома задачу в рисунке (на ватмане) и задает ее другой команде. X.Подведение итогов. (Независимые наблюдатели считают количество набранных баллов). 1) грамоты 2) призы Концовка: прочитать 2 высказывания и слова: Конкурс сегодня завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут!
Очень люблю проводить различные внеклассные мероприятия по предмету "Математика". В школе работаю с 1987 года: сначала в Казахстане близ города Алматы, а с 2003 года работаю в школе города Костромы, учитель первой квалификационной категории, в соей работе применяю технологию деятельностного метода обучения.