Программа учебной дисциплины Основы программирования и баз данных

Республика Крым
Министерство образования, науки и молодежи
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский политехнический колледж»


УТВЕРЖДЕНО
Заведующим технико- информационным отделением

_______ ___________________
подпись инициалы, фамилия зав. отделением

«___» _____________201__г.





ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ


специальность 09.02.02 Компьютерные сети











Симферополь, 2016г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.02 Компьютерные сети, входящих в укрупнённую группу направлений специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский политехнический колледж».

Разработчики:

А.Ю. Степанюк, преподаватель специальных дисциплин ГБОПУ РК «СПК»


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании цикловой методической комиссии
информационных технологий
протокол № 1 от « 30 » августа 2016 г.
____________ _____________________
Подпись ФИО председателя ЦМК



© А.Ю. Степанюк
СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

19

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

21


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования и баз данных

1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.02 Компьютерные сети, входящих в укрупнённую группу направлений специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы программирования и баз данных» входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– использовать языки программирования высокого уровня;
– строить логически правильные и эффективные программы;
– использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– общие принципы построения алгоритмов;
– основные алгоритмические конструкции;
– системы программирования;
– технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
– основы теории баз данных;
– модели данных;
– основы реляционной алгебры;
– принципы проектирования баз данных;
– средства проектирования структур баз данных;
– язык запросов SQL.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 2.2. Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах.
ПК 2.3. Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей.
ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 335 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) – 228 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося – 107 часов.



2курс+3курс
Макс 335 = 176 + 159
Срс 107=56 + 51
Всего 228=120 + 108
Лекции 114= 60 + 54
Лабор 114=60 + 54
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
335

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
228

в том числе:


лабораторные работы
114

практические занятия
-

контрольные работы, зачеты
2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
107

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-

Разработка программы по теме дисциплины
Разработка алгоритма по теме дисциплины
Завершение оформления отчета по лабораторной работе

77
18
12


Итоговая аттестация в форме:
- зачёта (4 семестр)
- экзамена (5 семестр)












2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования и баз данных»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся.
Домаш. задание
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4
5

4 семестр




Раздел 1. Основы программирования

56


Тема 1.1
Основные принципы алгоритмизации
Содержание учебного материала,

8




Общее понятие алгоритма.
Краткий обзор существующих алгоритмических языков.
Общие принципы построения алгоритмов
Основные конструкции алгоритма
О2 с.7-15
О3 с.8-17
4
1



Разработка алгоритмов линейной структуры
Выполнение
СР №1
2
2



Самостоятельная работа №1 Построение алгоритма линейной структуры

2
3

Тема 1.2 Выполнение логических операций
Содержание учебного материала

26




Построение алгоритмов разветвляющейся структуры
Общие принципы построения разветвляющихся алгоритмов
Основные конструкции алгоритма
Построение алгоритмов разветвляющейся структуры
Примеры построения алгоритма
О2 с.15-24
О3 с.17-26
4

1



Разработка алгоритмов разветвляющейся структуры
Выполнение
СР №2
2
2



Самостоятельная работа №2 Построение алгоритмов разветвляющейся структуры

2
3



Циклы
Построение алгоритмов циклической структуры.
Цикл с параметром.
Примеры применения
О2 с.24-30
О3 с.17-26
2
1



Разработка алгоритмов циклической структуры. Цикл с параметром
Выполнение
СР №3
2
2



Самостоятельная работа №3 Построение алгоритмов циклической структуры Цикл с параметром

2
3



Циклы с предусловием
Построение алгоритмов циклической структуры с предусловием.
Примеры применения
О2 с.24-30
О3 с.17-26
2
1



Разработка алгоритмов циклической структуры. Циклы с предусловием
Выполнение
СР №4
2
2



Самостоятельная работа №4 Разработка алгоритмов циклической структуры. Циклы с предусловием

2
3



Циклы с постусловием
Построение алгоритмов циклической структуры с постусловием.
Примеры применения
О2 с.24-30
О3 с.17-26
2
1



Разработка алгоритмов циклической структуры. Циклы с постусловием
Выполнение
СР №5
2
2



Самостоятельная работа №5 Построение алгоритмов циклической структуры. Циклы с постусловием

2
3

Тема 1.3 Хранение данных в массивах
Содержание учебного материала

22




Массивы.
Создание алгоритмов обработки массивов данных.
Алгоритмы нахождение экстремумов.
Примеры
О2 с.31-39
О3 с.33-38
2
1



Разработка алгоритма обработки данных в массиве.
Выполнение
СР №6
2
2



Самостоятельная работа №6 Построение алгоритмов обработки данных в массиве. Нахождение экстремумов массива.

2
3



Нахождение экстремумов массива.
Выполнение
СР №7
2
2



Самостоятельная работа №7 Построение алгоритмов обработки данных в массиве. Алгоритмы поиска.

2
3



Массивы.
Алгоритмы поиска данных в массиве
Алгоритмы сортировка данных в массиве
Примеры
О2 с.31-39
О3 с.33-38
2
1



Разработка алгоритма обработки данных в массиве Алгоритмы поиска
Выполнение
СР №8
2
2



Самостоятельная работа №8 Построение алгоритмов обработки данных в массиве. Алгоритмы сортировки

2
3



Построение алгоритма обработки данных в массиве Алгоритмы сортировки
Оформление отчета
ЛР №9
2
2



Разработка алгоритма обработки данных в двумерном массиве
Выполнение
СР №9
2
2



Самостоятельная работа №9 Построение алгоритмов обработки данных в двумерном массиве

2
3








Раздел 2. Технологии структурного и объектно-ориентированного программирования

228


Тема 2.1 Основные определения языка Pascal
Содержание учебного материала

6




Операторы ввода-вывода данных.
Компиляторы, интерпретаторы и трансляторы 
Понятия алфавита, синтаксиса и семантики.
Типы данных. Комментарии. Переменные. Константы.
Среда программирования Delphi.
Консольный режим.
Операторы ввода-вывода данных
Примеры применения операторов ввода-вывода
О1 с.5-7
О2 с.40-51
О3 с.39-64

2
1



Построение программы линейной структуры
Выполнение
СР №10
2
2



Самостоятельная работа №10 Построение программы линейной структуры

2
3

Тема 2.2 Структурированные операторы
Содержание учебного материала

30



30
Структурное программирование.
Построение алгоритмов ветвящейся структуры.
Условный оператор IF, полная и краткая форма
Примеры применения
О2 с.88-93
О3 с.81-96
2
1



Построение программы разветвляющей структуры
Выполнение
СР №11
2
2



Самостоятельная работа №11 Построение программы разветвляющей структуры

2
3



Структурное программирование.
Оператор варианта Case, краткая и полная форма
Примеры применения
О2 с.88-93
О3 с.81-96
2
1



Построение программы с применением оператора вариантов
Выполнение
СР №12
2
2



Самостоятельная работа №12 Построение программы с применением оператора вариантов

2
3



Построение алгоритмов циклической структуры. Цикл FOR
Циклы
Построение программ циклической структуры.
Циклы FOR.
Примеры применения
О3 С.275-282
2
1



Построение программы циклической структуры. Цикл с параметром FOR
Выполнение
СР №13
2
2



Самостоятельная работа №13 Построение программы циклической структуры. Циклы c оператором FOR

2
3



Построение алгоритмов циклической структуры. Цикл WHILE.
Цикл WHILE.
Примеры применения
О3 С.275-282
2
1



Построение программы циклической структуры. Циклы с предусловием WHILE
Выполнение
СР №14
2
2



Самостоятельная работа №14 Построение программы циклической структуры. Циклы с предусловием WHILE

2
3



Построение алгоритмов циклической структуры.
Цикл REPEAT.
Цикл REPEAT.
Примеры применения
О3 С.275-282
2
1



Построение программы циклической структуры. Циклы с постусловием REPEAT.
Выполнение
СР №15
2
2



Самостоятельная работа №15 Построение программы циклической структуры. Циклы с постусловием REPEAT

2
3


Тема 2.3 Структурированные типы данных






Содержание учебного материала

76




Массивы.
Создание алгоритмов обработки массивов данных.
Примеры применения
О3 С.294-302
2
1



Построение программы обработки данных в массиве.
Выполнение
СР №16
2
2



Самостоятельная работа №16 Построение программы обработки данных в массиве

2
3



Массивы.
Нахождение экстремумов в массиве
Примеры применения
О3 С.294-302
2
1



Нахождение экстремумов в массиве
Оформление отчета ЛР№18
2
2



Массивы
Поиск данных в массиве
Примеры применения
О3 С.294-302
2
1



Построение программы обработки данных в массиве.
Выполнение
СР №17
2
2



Самостоятельная работа №17 Поиск данных в массиве

2
3



Массивы
Cортировка данных в массиве
Примеры применения
О3 С.294-302
2
1



Построение программы обработки данных в массиве. Сортировка данных в массиве
Выполнение
СР №18
2
2



Самостоятельная работа №18 Построение программы обработки данных в массиве Сортировка данных в массиве

2
3



Двумерные массивы
Обработка данных в двумерных массивах
Нахождение экстремумов в массиве.
Примеры
О3 с.302-313
2
1



Построение программы обработки данных в двумерных массивах
Выполнение
СР №19
2
2



Самостоятельная работа №19 Построение программы обработки данных в двумерных массивах.

2
3



Двумерные массивы
Поиск данных в массиве
Сортировка данных в массиве
Примеры
О3 с.302-313
2
1



Построение программы обработки данных в двумерных массивах
Выполнение
СР №20
2
2



Самостоятельная работа №20 Построение программы обработки данных в двумерных массивах

2
3



Строки.
Тип данных строки.
Функции объединения строк.
Функция поиска текста
Функция копирования текста
Функция удаления текста.
Примеры
О2 с.111-117
О3 с.123-129
2
1



Обработка текста, удаление, копирование, объединение
Выполнение
СР №21
2
2



Самостоятельная работа №21 Обработка текста, удаление, копирование, объединение

2
3



Строки.
Функция нахождение позиции,
Функция определения длины текста
Примеры
О2 с.111-117
О3 с.123-129
2
1



Разработка программ обработки текста, удаления, копирования
Выполнение
СР №22
2
2



Самостоятельная работа №22 Обработка текста, определение позиции, замена текста

2
3



Файлы. Текстовые файлы
Файлы.
Описание текстовых файлов.
Функции для работы с файлами.
Примеры
О3 с.140-151
2
1



Работа с текстовыми файлами
Выполнение
СР №23
2
2



Самостоятельная работа №23 Работа с текстовыми файлами

2
3



Типизированные файлы
Описание типизированных файлов
Функции для работы с файлами.
Примеры
О3 с.140-151
2
1



Работа с типизированными файлами
Выполнение
СР №24
2
2



Самостоятельная работа №24 Работа с типизированными файлами

2
3



Не типизированные файлы
Описание не типизированных файлов
Функции для работы с файлами.
Примеры
О3 с.140-151
2
1



Работа с не типизированными файлами
Выполнение
СР №25
2
2



Самостоятельная работа №25 Работа с не типизированными файлами

2
3



Тип записи.
Объявление типа записи.
Обработка данных типа запись
Примеры применения
О3 с.151-156
2
1



Обработка данных типа запись в программе
Выполнение
СР №26
2
2



Самостоятельная работа №26 Обработка данных типа запись в программе

2
3



Тип записи.
Разработка программ с данными типа запись
Примеры применения
О3 с.167-170
2
1



Обработка данных в программе типа запись
Выполнение
СР №27
2
2



Самостоятельная работа №27 Обработка данных в программе типа запись

2
3

Тема 2.4 Динамические переменные и указатели
Содержание учебного материала

6




Динамические переменные и указатели
Указатель.
Работа с динамической памятью.
Работа со структурами данных
Примеры применения
О3 с.156-166
2
1



Работа с динамическими данными
Выполнение
СР №28
2
2



Самостоятельная работа №28 Работа с динамическими данными

2
3

Зачетное занятие (4 семестр)

2



5 семестр




Тема 2.5 Процедуры и функции
Содержание учебного материала

6




Процедуры и функции.
Подпрограммы
Процедуры и функции.
Разработка и практическое применение процедур и функций
О3 с.166-173
2
1



Создание программ с применением процедур и функций
Выполнение
СР №29
2
2



Самостоятельная работа №29 Создание программ с применением процедур и функций

2
3

Тема 2.6
Объектно – ориентированное программирование
Содержание учебного материала

104




Визуальное программирование
Основы визуального программирования в среде Delphi. Компоненты и их свойства и методы.
Компоненты меню, панели инструментов.
О1 с.11-33
О3 с.210-214
2
1



Создание проекта c использованием визуальных компонентов Borland Delphi
Оформление отчета ЛР№32
2
2



Компоненты кнопок, их свойства
Общие свойства
Компонент Button, свойства и методы
Компонент BitBtn, свойства и методы
Компонент SpeedButton, свойства и методы
Применение компонентов
О1 с.52-101
О3 с.214-228
2
1



Разработка программы «Калькулятор»
Выполнение
СР №30
2
2



Самостоятельная работа №30 Создание проекта с выполнением вычислительных операций

2
3



Форма, ее свойства и методы
Общие свойства
Проектирование форм
Включение компонентов в формы
Размещение кода, соответствующего компонентам
Разработка форм
О3 с.228-232
2
1



Работа с формами.
Выполнение
СР №31
2
2



Самостоятельная работа №31 Работа с формами.

2
3



Компоненты списки
Общие свойства
Компонент ListBox, свойства и методы
Компонент ComboBox, свойства и методы
Применение компонентов
О1 с.65-69

2
1



Простой и комбинированный списки
Выполнение
СР №32
2
2



Самостоятельная работа №32 Завершение оформления отчета по лабораторной работе

2
3



Стандартные диалоги
Стандартные диалоговые окна, свойства и методы
Типовые диалоги, свойства и методы
Применение стандартных диалогов
О1 с.101-103
Д1 с.682-711
Д4 с.197-202
2
1



Работа со стандартными диалогами. Текстовой редактор
Выполнение
СР №33
2
2



Самостоятельная работа №33 Завершение оформления отчета по лабораторной работе

2
3



Компоненты меню
Главное и контекстное меню
Дизайнер меню
Пункты меню
Разделительные линии
Клавиатурные сокращения
Обработка команд меню
О1 с.97-101
Д4 с.118-124
2
1



Разработка текстового редактора с применением компонентов меню
Выполнение
СР №34
2
2



Самостоятельная работа №34 Завершение оформления отчета по лабораторной работе

2
3



Панели инструментов
Панели инструментов на основе компонента Panel;
Панели инструментов на основе специальных компонентов ToolBar и CoolBar;
Панели инструментов на основе компонента Form.
Применение компонентов
Д4 с.397-408
2
1



Работа с компонентами панелей инструментов
Выполнение
СР №35
2
2



Самостоятельная работа №35 Завершение оформления отчета по лабораторной работе

2
3



Элементы с закладками
Компоненты с закладками
Свойства и методы
Применение компонентов
Д4 с.412-418
2
1



Применение компонентов TabControl и PageControl
Выполнение
СР №36
2
2



Самостоятельная работа №36 Применение компонентов TabControl и PageControl

2
3



Переключатели
Логические элементы
Флажок CheckBox
Радиокнопка RadioButton
Список с флажками CheckListBox
Примеры применения
О1 с.60-63
Д4 с.274-284
2
1



Разработка тестирующей программы
Выполнение
СР №37
2
2



Самостоятельная работа №37 Завершение оформления отчета по лабораторной работе

2
3



Файлы в Delphi
Работа с файлами и каталогами.
Текстовые файлы
Типизированные файлы
Нетипизированные файлы
Примеры
О1 с.68-90
Д4 с.135-141

2
1



Применение компонентов для работы с файлами и каталогами
Оформление отчета ЛР№41
2
2



Компоненты ShellListView, ShellTreeView и ShellComboBox
Компонент ShellListView
Компонент ShellTreeView
Компонент ShellComboBox
Взаимосвязь компонентов
Применение компонентов
О1 с.68-90
Д4 с.135-141

2
1



Разработка приложения для работы файлами
Выполнение
СР №38
2
2



Самостоятельная работа №38 Применение компонентов для работы с файлами и каталогами

2
3



Основы объектно-ориентированного программирования (ООП).
Основы ООП
Принципы ООП
Принцип слабой связности
Абстракция
Наследование детально
Инкапсуляция детально, преимущества
О3 с.199-202
Д6 с.152-161
2
1



Разработка и использование классов
Выполнение
СР №39
2
2



Самостоятельная работа №39 Разработка и использование классов

2
3



Исключительные ситуации
Возникновение ошибок и подходы к их обработке
Исключения и их классификация
Объявляемые исключения
Отлов исключений
Выбрасывание исключений
Создание типов исключений
Подходы к отладке приложений
О1 с.244-256
2
1



Обработка исключительных ситуаций в приложении
Выполнение
СР №40
2
2



Самостоятельная работа №40 Обработка исключительных ситуаций в приложении

2
3



Графические компоненты
Графические компоненты
Свойство объектов Canvas
Объект TPaintBox
Д1 с.395-425
2
1



Разработка проекта с применением диаграмм
Оформление отчета ЛР№45
2
2



Графические компоненты
Печать в текстовом режиме
Вывод содержимого формы на печать
Графическая печать (объект TPtinter)
Д1 с.395-425
2
1



Разработка проекта приложений с применением графических компонентов
Выполнение
СР №41
2
2



Самостоятельная работа №41 Разработка приложений с применением графических компонентов

2
3



Разработка проекта приложений с применением строки состояния
Выполнение
СР №42
2
2



Самостоятельная работа №42 Разработка проекта приложений с применением строки состояния

2
3



Таблицы
Компоненты таблиц
Свойства и методы обработки
Выполнение обработки данных в таблице
Сохранение и чтение данных из файла
Вывод данных в виде таблицы;
Примеры применения
Д1 с.163-165
Д4 с.185-188
2
1



Разработка проекта программы с применением таблиц
Выполнение
СР №43
2
2



Самостоятельная работа №43 Разработка проекта программы с применением таблиц

2
3



Разработка проекта программы с применением таблиц
Выполнение
СР №44
2
2



Самостоятельная работа №44 Разработка проекта программы с применением таблиц

2
3



Таблицы
Добавление, редактирование существующих данных
Удаление выбранных из списка данных;
Сортировка списка данных по алфавиту.
Примеры применения
Д1 с.163-165
Д4 с.185-188
2
1



Разработка проекта программы с применением таблиц
Выполнение
СР №45
2
2



Самостоятельная работа №45 Разработка проекта программы с применением таблиц

2
3


Раздел 3. Основы теории баз данных.

49


Тема 3.1 Основы теории баз данных
Содержание учебного материала

4




Базы данных. Основные определения
Требования к базам данных
Основные концепции реляционных баз данных
Шаги проектирования базы данных
Приведение к первой нормальной форме
Приведение ко второй нормальной форме
Приведение к третьей нормальной форме
О1 с.204-206
Выполнение
СР №46
2
1



Самостоятельная работа №46 Этапы разработки базы данных

2
3

Тема 3.2 Модели данных
Содержание учебного материала

6




Модели данных
Трехуровневая модель организации баз данных
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О2 с.35-47
Д3. с.82-166
Д6 с.20-57
2
1



Разработка реляционной модели для заданной предметной области
Выполнение
СР №47
2
2



Самостоятельная работа №47 Завершение оформления отчета по лабораторной работе

2
3

Тема 3.3 Основы реляционной алгебры
Содержание учебного материала

4




Основы реляционной алгебры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О2 с.11-22
Д3 с.24-47
Выполнение
СР №48
2
1



Самостоятельная работа №48 Основные операции реляционной алгебры

2
3

Тема 3.4 Принципы проектирования баз данных
Содержание учебного материала

12




Проектирование баз данных
Требования, предъявляемые к базе данных
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 H
·YPERLINK "http://www.bseu.by/it/tohod/lekcii4_6.htm" 14Этапы проектирования базы данных и их процедуры15
О2 с.72-75
О6 с.72-97
Д3 с.166-200
Д6 с.20-57

4
1



Проектирование однотабличной базы данных.
Выполнение
СР №49
2
2



Самостоятельная работа №49 Завершение оформления отчета по лабораторной работе

2
3



Создание и использование фильтров
Выполнение
СР №50
2
2



Самостоятельная работа №50 Завершение оформления отчета по лабораторной работе

2
3


Тема 3.5 Средства проектирования структур баз данных
Содержание учебного материала

10




Средства проектирования
Проектирование баз данных
Этапы проектирования баз данных
Что такое case технологии
Case технологии в проектировании баз данных
О6 с.106-120
Д3 с.245-266
4
1



Создание элементов управления на форме.
Оформление отчета ЛР№53
2
2



Создание главной кнопочной формы.
Выполнение
СР №51
2
2



Самостоятельная работа № 51 Средства проектирования структур баз данных

2
3

Тема 3.6 Язык запросов SQL
Содержание учебного материала

13




Основы синтаксиса языка SQL
Типы данных языка SQL
Манипулирование таблицами
Выборка данных из таблиц
Манипулирование строками таблиц
О2 с.187-191
О6 с.143-205
Д3 с.304-324

4
1



Создание и управление базой данных с помощью SQL – операторов
Выполнение
СР №52
2
2



Самостоятельная работа №52 Создание базы данных с заданной предметной областью и выполнением указанных запросов

2
3



Использование подзапросов в запросах
Выполнение
СР №53
2
2



Самостоятельная работа №53 Использование соотнесенных подзапросов

3
3

Экзамен (6 семестр)




Всего

33513 =SUM(ABOVE) 1415




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места студентов;
стулья;
классная доска;
рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:
ПЭВМ с выходом в сеть Интернет;
мультимедиапроектор;
ноутбук;
экран проекционный;
интерактивная доска.

Программное обеспечение дисциплины
операционная система
СУБД Access 2007
среда программирования Delphi 7



3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Культин Н. Б. Основы программирования в Delphi XE. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 416 с.: ил. + CD-ROM (Самоучитель)
Семакин И.Г Основы программирования и баз данных: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 224 с.
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ учреждений сред. проф. образования М. : Издательский центр «Академия», 2013. 304 с.
Семакин И. Г. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум : учеб. пособие для студ учреждений сред. проф. образования / Семакин И. Г., Шестаков А. П. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 144 с.
Фуфаев Э.В. Базы данных: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Э.В Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320с.
Федорова Г.Н. Основы проектирования баз данных: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Н.Федорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224с.

Дополнительные источники:
Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 7. М.: ООО «Бином-Пресс», 2003 г. 1152 с.: ил.
Бейли Л. Изучаем SQL. СПб.: Питер, 2012. 592 с.: ил.
Кренке Д. Теория и практика построения баз данных. – СПб.: Питер, 2003. – 800 с. ил.
Осипов Д. Л. Delphi. Программирование для Windows, OS X, iOS и Android. СПб.: БХВ-Петербург, 2014. 464 с.: ил. (Профессиональное программирование)
Ржеуцкая С.Ю. Базы данных. Язык SQL: учеб. пособие / СЮ. Ржеуцкая. - Вологда: ВоГТУ, 2010. - 159 с.
Семакин И.Г., Шестаков Л.II. Основы программирования: Учебник. М.: Мастерство, 2002.-432 с.
Фаронов В.В. Delphi 2005. Разработка приложений для баз данных и Интернета. – СПб.: Питер, 2006. – 603 с.:ил.

Интернет ресурсы:
http//www.intuit.ru – интернет-университет информационных технологий
http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=127937&demo=Y – издательство «Академия»

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата

Умения:


использовать языки программирования высокого уровня;
применять операторы, процедуры и функции, способы и методы обработки данных

разрабатывать логически правильные и эффективные программы;

создавать оптимально правильную алгоритмическую конструкцию на языке программирования с выводом результирующих данных,
выполнять обработку исключительных ситуаций

использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.
разрабатывать программы с возможностью обработки сведений расположенных в базах данных с применением SQL - запросов

Знания:


общих принципы построения алгоритмов;

сбор необходимого массива информации, определение особенности, выявление и формализацию структуры творческого процесса, обеспечение инструментальной информацией, изучение примеров применения

основных алгоритмические конструкции;
применение алгоритмических конструкции ветвления, циклических конструкций

системы программирования;

применение компилятора, интегратора, интегрированной среды разработки, средств создания и редактирования программ, отладки программ

технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
использование принципов модульной разработки программ, классов, принципов объектно-ориентированного программирования


основы теории баз данных;
применение основных понятий теории баз данных

моделей данных
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ой, объектной, объектно-ориентированной, объектно-реляционной, реляционной, сетевой, функциональной модели

основ реляционной алгебры;
применение ограничений на операции

принципов проектирования баз данных
использование принципов декомпозиции и иерархичности описания объектов, многоэтапности и итерационности проектирования, типизации и унификациипроектных решений и средств проектирования.

средств проектирования структур баз данных
применение средств проектирования структур баз данных

языка запросов SQL
использование основных команд запросов по обработке информации в базе данных

средств администрирования сетевых ресурсов
администрирование сетевых ресурсов в информационных системах

способов и методов программной обработки данных
сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей.

технических, программно-аппаратных средства компьютерных сетей.
установка, настройка, эксплуатирование и обслуживание технических и программно-аппаратных средства компьютерных сетей.



Вопросы к зачету (4 семестр)

Общие принципы построения алгоритмов
Свойства алгоритма
Основные конструкции алгоритма
Разработка алгоритмов разветвляющейся структуры. Полная форма, Краткая форма
Разработка алгоритмов циклической структуры. Цикл с пред условием.
Разработка алгоритмов циклической структуры. Цикл с пост условием.
Разработка алгоритмов циклической структуры. Цикл с параметром
Создание алгоритмов обработки массивов данных
Нахождение экстремумов массива.
Алгоритмы поиска данных в массиве.
Алгоритмы сортировка данных в массиве.

Вопросы к зачету (5 семестр)

Современные системы разработки эффективных программ на языке программирования высокого уровня.
Современные системы программирования
Среда программирования Delphi. Консольный режим.
Операторы ввода-вывода данных. Понятия алфавита, синтаксиса и семантики. Типы данных. Комментарии. Переменные. Константы. Операторы ввода, вывода, присвоения.
Структурное программирование.
Условный оператор, оператор вариантов
Построение алгоритмов циклической структуры. Циклы FOR.
Построение алгоритмов циклической структуры. Циклы REPEAT.
Построение алгоритмов циклической структуры. Циклы WHILE.
Массивы.
Создание алгоритмов, обработки массивов данных.
Нахождение экстремумов массива.
Поиск данных в массиве.
Сортировка данных в массиве
Строки. Функции объединения, поиска, копирования, удаления.
Файлы текстовые.
Файлы типизированные.
Файлы не типизированные.
Функции для работы с файлами.
Тип записи. Обработка данных типа запись
Динамические переменные и указатели
Работа с динамической памятью.
Работа со структурами данных

Вопросы к экзамену (6 семестр)
Теоретические вопросы (Object Pascal)

Идентификатор. Правила задания имени идентификатора. Примеры.
Операторы ввода – вывода. Ввод вывод данных различного типа. Примеры.
Условный оператор. Варианты применения.
Оператор цикла с предусловием, и его применение.
Оператор цикла с постусловием, и его применение.
Оператор цикла с параметром, и его применение.
Оператор варианта. Варианты применения.
Описание переменных, постоянных значений в программе, примеры описания структурированных данных.
Основные функции для работы с файлами. Примеры.
Функции для удаления, добавления, объединения строк. Примеры.
Функции для выделения части текста, определения позиции, определения длины строки. Примеры.
Создание функций в программе. Локальные и глобальные переменные. Примеры.
Файлы в среде программирования Pascal. Типы файлов.
Данные типа структура. Описание. Примеры.
Одномерный массив. Описание массива в программе. Ввод и вывод данных из массива. Примеры.
Нахождения экстремумов массива. Сортировка и поиск данных в массиве.
Двумерный массив. Описание массива в программе. Ввод и вывод данных из массива. Примеры.
Характеристики формы. Организация взаимодействия форм. Основные свойства и методы. Организация и взаимодействие форм. Особенности модальных форм.
Компоненты для работы со списками. Общая характеристика списков. Основные свойства и методы.
Компоненты для создание кнопок. Основные события. Свойства и методы для работы с кнопками.
Компоненты диалогов. Вызов диалога. Свойства и методы. Настройка диалога.
Компоненты главного и контекстного меню. Свойства и методы. Конструктор меню.
Окна среды интегрированной разработки Delphi: Конструктор формы, Редактор кода, Проводник кода, Инспектор объектов. Характеристика проекта. Файл проекта. Файл формы.
Функции и процедуры для работы с файлами и каталогами. Компоненты для работы с файлами и каталогами.

Практические задания (ObjectPascal)

Написать программу, которая вычисляет сумму первых членов ряда: 13 EMBED Equation.3 1415
Написать программу, которая вычисляет сумму первых членов ряда: 13 EMBED Equation.3 1415
Написать программу, которая вычисляет сумму первых членов ряда:
13 EMBED Equation.3 1415
Написать программу, которая вычисляет сумму первых членов ряда:
13 EMBED Equation.3 1415
Написать программу, которая вычисляет сумму первых членов ряда:
13 EMBED Equation.3 1415
Написать программу, которая вы водит таблицу значений функции
Y=(-3x2+2x-8)/3x. Диапазон изменения аргумента (x) от -4 до 4, с шагом 0,5.
Ввести текст из нескольких слов. Подсчитать кол-во слов в тексте. Удалить указанное повторяющееся несколько раз слово в тексте.
Написать программу, которая выводит на экран содержимое указанного файла.
Напишите программу, которая дописывает в файл текст введенных пользователем. Убедитесь при помощи текстового редактора о наличии дописанного текста.
Ввести текст из нескольких слов. Подсчитать кол-во слов в тексте. Вывести эти слова в столбик.
Ввести текст из трех слов. Сохранить первое слово в другой переменой.
Дан массив A(N,M). Сохранить в одномерном массиве строку с минимальным элементом.
Дан массив A(3,3). Поменять местами элемент массива с номерами [2,1] c максимальным элементом.
Дан массив A(N,M). Отсортировать по убыванию элементы 1-ой строки.
Дан массив A(3,3). Поменять местами элементы массива с номерами [3,2] и [2,2];
Дан массив A(N,M). Сохранить в одномерном массиве 2-й столбец.
Дан массив A(3,3). Поменять местами 1 и 3 строки массива.
Дан массив A(N,N).Отсортировать по возрастанию строку с нулевым элементом.
Дан массив A(N,M). Сохранить в одномерном массиве строку с нулевым элементом.
Дан массив A(N,N). Сохранить в одномерном массиве элементы побочной диагонали.
Дан массив A(3,3). Поменять местами максимальный элемент массива c отрицательным.
Дан массив A(15). Поменять отрицательные значения элементов массива на максимальное значение.
Дан массив A(N,N). Сохранить в одномерном массиве элементы главной диагонали
Дан массив A(15). Заменить нечетные элементы массива минимальным значением.


Практические задания (Delphi)

Установить на форму компонент Edit. Ввести в компонент числа от 0 до 9 в любом порядке. Вычислить сумму всех чисел, их среднеарифметическое значение, максимальное и минимальное. Вывести сумму используя компонент Label, а среднеарифметическое, максимальное и минимальное значения вывести в строку состояния StatusBar.

Установить на форму компонент Edit. Ввести в компонент числа (15 чисел) от 0 до 9 в любом порядке. Вычислить произведение чисел больше среднеарифметического значения введенных чисел. Вывести произведение используя компонент StaticText, среднеарифметическое значение вывести в компонент Label.

Установить на форму компонент Memo. Используя компонент Edit ввести в список Memo 10 чисел. Вычислить количество отрицательных, положительных и нулевых. Вывести количество отрицательных используя компоненты Label, а количество положительных и нулевых - вывести в строку состояния StatusBar.

Установить на форму компонент ListBox. Используя компонент Edit ввести в список ListBox 15 чисел. Вычислить произведение отрицательных элементов меньших -3, среднеарифметическое значение введенных чисел, количество отрицательных. Вывести среднеарифметическое значение, используя компонент StaticText, а количество отрицательных вывести в заголовке окна формы, произведение отрицательных элементов вывести в компонент Label.

Установить на форму компонент ListBox. Используя компонент Edit ввести в список ListBox 15 чисел. Вывести четные числа в заголовке окна форм, а нечетные используя компонент Label. Количество четных и нечетных вывести в строку состояния StatusBar, каждое значение в отдельном окне.

Установить на форму компонент RichEdit. Используя компонент MaskEdit ввести в список RichEdit 15 чисел. Определить максимальное и минимальное значение из этих чисел. Заменить отрицательные элементы на ноль. Вывести числа после замены используя компонент Memo. Максимальное и минимальное значение вывести в строку состояния StatusBar.

Установить на форму компонент ListBox. Используя компонент Edit ввести в список ListBox 12 чисел. Вычислить сумму отрицательных чисел, количество положительных. Поменять местами минимальное и максимальное значения. После замены результат вывести в компонент ComboBox. Результаты сумму отрицательных вывести в компонент Label, а количество положительных вывести в компонент MaskEdit.

Установить на форму компонент ListBox. Используя компонент Edit ввести в список ListBox 12 чисел. Найти сумму чисел расположенных между минимальным и максимальным значениями. Результат суммы вывести в компонент StaticText. Вычислить количество не нулевых элементов массива, произведение положительных, результаты вывести в строку состояния StatusBar каждое значение в отдельной панели.

Установить на форму компонент ListBox. Используя компонент Edit ввести в список ListBox 12 чисел. Заменить отрицательные элементы массива на 3 результат вывести в компонент Memo. Далее определить среднеарифметическое значение и произведение отрицательных чисел. Результаты вывести в строку состояния StatusBar каждое значение в отдельной панели.

Установить на форму компонент ListBox. Используя компонент Edit ввести в список ListBox 12 чисел с повторяющимися значениями. Удалить числа с повторяющими значениями. Результат вывести в компонент ComboBox. Вычислить произведение отрицательных элементов меньших -5, сумму положительных элементов массива. Результаты вывести в строку состояния StatusBar каждое значение в отдельной панели.

Установить на форму компонент StringGrid (4x4). Используя компонент Edit ввести в StringGrid 16 чисел. Заменить нулевые элементы на максимальное, а отрицательные на ноль. Результат замены вывести в другом компоненте StringGrid. Определить количество положительных и отрицательных чисел, а результаты вывести в строку состояния StatusBar каждое значение в отдельной панели.

Установить на форму компонент StringGrid (4x4). Используя компонент Edit ввести в StringGrid 16 чисел. Найти минимальное и максимальное значение в каждой строке. Результат вывести в компоненте ListBox. Вычислить произведение положительных чисел и сумму отрицательных. Результаты вывести в строку состояния StatusBar каждое значение в отдельной панели.

Установить на форму компонент StringGrid (4x4). Используя компонент Edit ввести в StringGrid 16 чисел. Поменять местами минимальный и максимальный элемент в каждой строке. Результат замены вывести в другом компоненте StringGrid. Определить сумму чисел по главной и побочной диагонали таблицы. Результаты вывести в строку состояния StatusBar каждое значение в отдельной панели.

Установить на форму компонент StringGrid (4x4). Используя компонент Edit ввести в StringGrid 16 чисел. Заменить нулями числа, лежащие ниже главной диагонали. Результат замены вывести в другом компоненте StringGrid. Определить количество отрицательных и сумму положительных чисел в таблице. Результаты вывести в строку состояния StatusBar каждое значение в отдельной панели.

Установить на форму компонент ComboBox. Используя компонент Edit ввести в ComboBox 11 чисел. Заменить отрицательные элементы массива на 5, затем определить максимальное и минимальное значения которые поменять местами. Результат вывести в компоненте Memo. Максимальное и минимальное значения вывести в строку состояния StatusBar каждое значение в отдельной панели.

Установить на форму два компонента Edit1 и Edit2. Ввести текст в оба компонента. Определить количество повторений текста в компоненте Edit1 в тексте компонента Edit2. Тексты из обоих компонентов вывести в строку StatusBar каждый текст в отдельной панели. Количество повторений вывести в заголовке формы.

Установить на форму два компонента Edit1 и Edit2. Ввести текст в оба компонента. Определить количество символов в каждом компоненте, а результат вывести в строку StatusBar каждое число в отдельной панели. Удалить текст (Edit1), из компонента Edit2.

Установить на форму компонент Edit1. Ввести текст с повторяющимися словами (например: привет пока привет пока привет пока). Определить количество слов в строке. Удалить указанное повторяющееся слово, определив их количество. В компонент Memo вывести результат вычислений– каждое число в отдельной строке с пояснениями.

Установить на форму компонент Edit1. Ввести предложение, содержащая избыточные пробелы. Преобразовать предложение так, чтобы между словами был ровно один пробел. Определить количество слов в тексте, количество букв а’. В компонент RichEdit вывести результат вычислений– каждое число в отдельной строке с пояснениями.
Критерии оценки знаний студентов при проведении зачета по дисциплине «Основы программирования и баз данных»


В качестве критерия оценки знаний студентов выбрана следующая система:
«Зачтено» - выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.

«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы.
Критерии оценки знаний студентов при проведении экзамена по дисциплине «Основы программирования и баз данных»


Оценка «отлично» ставится, если учащийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «хорошо» ставится, если учащийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «не удовлетворительно» ставится, если учащийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерий оценки зачета

При выставлении зачета преподаватель учитывает:

правильность и полноту ответа на вопрос:
знание фактического материала по программе;
степень активности студента на лабораторных и практических занятиях;
правильность и своевременность выполнения практических и лабораторных работ;
уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, разработать программу;
наличие пропусков занятий по неуважительным причинам.

Зачет проводится на основе итогового теста по дисциплине. Студенту предлагается индивидуальный тест из 45 вопросов. Зачет ставится при сдаче всех тем теста (тема считается сдана, если правильно ответов по данной теме 8 из 15).













13PAGE 15


13PAGE 142015