Рабочая программа Основы программирования и баз данных


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании предметно-цикловой комиссии приказом №___ от «___»_______г.
вычислительной техники и электротехники
Председатель ПЦК ________/Иванова О.Н./
подпись Ф.И.О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.05 Основы программирования и баз данных
специальность 09.02.02 Компьютерные сети
базовая подготовка
Разработчик:
Иванова О.Н., преподаватель Новочебоксарского химико-механического техникума Минобразования Чувашии
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Аннотация к рабочей программе
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы программирования и баз данных разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и является частью программы подготовки специалистов среднего звена.
Основной целью дисциплины является изучение основ программирования.
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Дисциплина включает следующие темы: Основы алгоритмизации, Программирование на языке Паскаль, СУБД MS ACCESS, Язык запросов SQL.
Требования к результатам освоения: компетенциям, знаниям и умениям
Результатом освоения данной учебной дисциплины является освоение студентами следующих компетенций, знаний и умений:
Результаты освоения
(перечень в строгом
соответствии с ФГОС) Основные показатели
оценки результата
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес изучает техническую литературу и современные научные разработки в области будущей профессии
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество выбирать и применять методы и способы решения профессиональных задач;
оценивать эффективность и качество выполнения;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития быстро находить необходимую информацию;
использовать различные источники, включая электронные
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации организовывать самостоятельные занятия при изучении профессионального модуля
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности анализировать инновации
ПК 2.2. Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах организует сбор данных, используя информационные системы по назначению

ПК 2.3 Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей. - Проектирует и создает базу данных.
Решает арифметические задачи средством языков программирования.
ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей - устанавливает программное обеспечение
- работает с прикладными программами
должен знать
- общие принципы построения алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции;
- системы программирования;
- технологии структурного и объектно–ориентированного программирования;
- основы теории баз данных;
- модели данных;
- основы реляционной алгебры;
- принципы проектирования баз данных;
- средства проектирования структур баз данных;
- язык запросов SQL.
- перечисляет блоки алгоритма
- строит алгоритм по задаче
- называет системы программирования
- перечисляет технологии структурного и объектно–ориентированного программирования
- называет принципы построения и структуру баз данных
- проектирует и создает базу данных
- применяет макросы на языке запросов SQL
должен уметь
- использовать языки программирования высокого уровня;
- строить логически правильные и эффективные программы;
- использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.
- пишет программу для решения конкретной задачи
- знает и применяет построение эффективной программы
- использует язык запросов SQL при решении задач
1.3 Виды учебной работы и объем часов
Вид учебной работы Объем часов
по учебному плану
Максимальная учебная нагрузка 180
Самостоятельная работа 48
Консультации 8
Обязательная учебная нагрузка, в том числе: 124
теоретическое обучение 44
практические занятия 80
Промежуточная аттестация проводится в форме: дифференцированного зачета

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Наименование раздел и тем Содержание учебного материала Домашнее задание Объем
часов
Раздел 1.
Основы алгоритмизации Тема 1.1
Основы алгоритмизации Теоретическое обучение
Введение. Техника безопасности
Алгоритмы и величины
Линейные вычислительные алгоритмы
Ветвления и циклы в вычислительных алгоритмах
Логические основы алгоритмизации
Вспомогательные алгоритмы и процедуры
Основы структурного программирования ОИ 1, стр.8,
Составить схему-конспект 2
2
2
2
2
2
2
Практические работы
Решение квадратного уравнения
Решение факториала
Вспомогательные алгоритмы 2
2
2
Самостоятельная работа:
Свойства алгоритмов и методы построения.
Формы представления алгоритмов: естественный язык, блок-схема, формальный язык.
Составление блок-схем алгоритмов
История развития языков программирования ОИ 1,
стр. 34-41
Составить конспект-схему 8
Раздел 2. Язык программирования Паскаль Тема 2.1. Элементы языка
Теоретическое обучение
Первое знакомство с языком Паскаль
Элементы языка ТурбоПаскаль 2
2
Практические работы
Знакомство с языком Паскаль 2
Самостоятельная работа:
Решение задач на темы:
- Линейные вычислительные алгоритмы
- Ветвления и циклы в вычислительных алгоритмах
ОИ 1,
стр.252-354
Решение задач 2
Тема 2.2. Операции и операторы
Теоретическое обучение
Арифметические операции. Оператор присваивания
Ввод данных с клавиатуры и вывод на экран
Управление символьным выводом на экран
Логические величины, операции, выражения
Функции, связывающие различные типы данных
Программирование алгоритмов 2
2
2
2
2
2
Практические работы
Формулы
Математические задачи
Логические выражения
Области, описываемые логическими выражениями
Ветвление. Текстовые задачи
Ветвление. Значения функций
Оператор выбора
Циклы
Числовые последовательности
Итерационные циклы
Ввод и обработка последовательностей 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа:
Решение задач на темы:
- Формулы
- Математические задачи
- Логические выражения
- Области, описываемые логическими выражениями
- Ветвление
- Функции
- Оператор выбора
- Циклы
- Числовые последовательности ОИ 1,
стр.252-354
Решение задач 12
Раздел 3. Базы данных Тема 3.1. Теория баз данных
Теоретическое обучение
Основные понятия и определения теории БД
Общее понятие модели БД
Обзор современных СУБД.
Принципы построения и средства проектирования структур баз данных 2
2
2
2
Тема 3.2. Принципы построения баз данных Теоретическое обучение
СУБД MS Access
Построение баз данных с использованием СУБД MS Access 2
2
Практические работы
Проектирование таблицы в режиме Конструктора
Импорт данных из Excel
Создание формы
Поиск в Access
Фильтры в Access
Самостоятельная работа «Фильтры»
Создание отчетов
Создание запросов
Классификация
Перекрестный запрос
Самостоятельная работа «Запросы»
Схема данных.
Подчиненные формы
Самостоятельная работа «Подчиненные формы»
Проектирование прикладной базы данных
Создание прикладной базы данных 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа:
Выполнение индивидуального проекта «Проектирование прикладной базы данных». 14
Раздел 4. Язык запросов SQL Тема 4.1. Язык запросов SQL
Теоретическое обучение
Значения, базовые функции и выражения SQL 2
Практические работы
Поиск несоответствующих записей
Условие отбора с использованием оператора IN
Исключение записей с помощью оператора NOT
Ввод параметров в запрос
Возвращение записей
Настройка фильтрации с помощью подчиненных запросов
Использование псевдонимов для упрощения SQL-инструкций
Создание внешних объединений
Выполнение вычислений в запросах 2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа
Решение задач по теме:
- Разработка запросов к таблицам.
- Разработка выборок данных.
- Ограничение и сортировка данных 12
Консультации 8
Всего 180
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: учебного кабинета, лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных;
Оборудование учебного кабинета
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- экран.
Оборудование лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирование и баз данных и рабочих мест:
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель;
- комплект нормативных документов;
- рекомендации по подготовке к практическим занятиям;
- задания для проведения практических занятий;
- проектор;
- сканер;
- принтер;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
ОИ – Основные источники учебной литературы:
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и прграммирования.-М:Академия, 2008
Кумскова И.А. Базы данных.-М:Кнорус, 2010
Свиридова М.Ю. Система управления базами данных ACCESS.-М:Академия, 2010
Павлоская Т.А. C# Программирование на языке высокого уровня: учебник: гриф МО РФ. –3 изд. – СПб.: Питер, 2010. – 461 с.
ДИ – Дополнительные источники:
Сайт свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki
Национальный открытый университет http//intuit.ru