Психолого-педагогическая характеристика 1 класса (шаблон)


 Психолого-педагогическая характеристика 1 класса (шаблон)
    В 1 классе обучается 24 учащихся, из них 10 девочек и 14 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в класс в 2011 году на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. До поступления в школу  20 детей воспитывались в детском саду, 2 человека посещали подготовительный класс школы, 2 воспитывались дома.  При медицинском осмотре всего лишь 9 детей были признаны практически здоровыми.  Во время тестирования и собеседования ни один ребенок не показал высокий уровень подготовленности к обучению в школе, только несколько детей садиковской подготовки – выше среднего уровня (………………………………………….. ). К сожалению, у большинства будущих первоклассников выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи и  четверо детей (………………………………………………… ) с низким уровнем подготовленности к школе. Есть дети, которые уже владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Некоторые дети не умеют считать,  писать цифры, не знают букв; путаются в отношении «право-лево». При прохождении двухнедельного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но есть и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места . Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Такое поведение тоже свойственно детям этого возраста, но это не мешает им  все воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя. К данным группам относятся дети: ……………………………………………………………………………………. Тревожит и тот факт, что у 7 детей проявились признаки завышенной самооценки.
    Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким  учащимся необходимо отнести ……………………………………………………………...
    В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как  правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал.
    И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке, хотя  на переменах общительны и иногда даже задиристы (…………………………………………………………………………….)
    Есть и такой ребенок, который все воспринимает, все понимает, что от него требуется, но инициативы не проявляет и считает, что это ему и не очень-то нужно («Я все знаю») – ………….. Но во время ответов очень рассудителен, правильно оценивает ситуацию, только ему постоянно надо напоминать, что надо все делать вовремя.
      В классе только 5 читающих детей (………………………………………..).    Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
   Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но есть и те, кто предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе.
   В классе обучается два ребенка из многодетной семьи (……………..). Четверо учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца или в разводе)- ……………………………………………………...  
       Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних  учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. На собрание некоторые родители ходят вдвоем. Выявлена одна неблагополучная семья-………... Мать нигде не работает, часто уходит из дома на длительное время и поэтому воспитанием ребенка занимается отец.
 В этом году предстоит большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.
   \s   В заключении хочу сказать, что поставленные перед нами задачи мы выполнили. Мой класс – сплоченный, дружный коллектив. Работая в микрогруппах, ребята научились вместе жить, вместе принимать решения о несложных общих делах, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Каждый из учеников попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя пусть маленькие, но какие-то выводы. Изменения, которые произошли в моем классе незамедлительно дали свои результаты. Наряду с интересными школьными конкурсами, акциями, делами мои ребята стали активно проявлять себя на районном уровне.
  Окрепли связи межличностного общения. А ведь основными, ведущими потребностями детей младшего школьного возраста являются потребность в общении, в выполнении общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям. Думаю, что такая организация жизнедеятельности классного коллектива имеет большие возможности для развития и удовлетворения этих потребностей.
  Психолого-педагогическая характеристика
ученика __ класса, _____школы
1. Общие сведения о ребенке:Ф.И.О.Дата рождения.Домашний адрес.Дата поступления ребенка в школу, который год учится, в каких школах, были ли длительные перерывы в обучении, по каким причинам.2. Характеристика семьи:Ф.И.О. родителей, год рождения, место работыСостав семьи: полная, неполная, ученик __ класса.Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка в др.).Взаимодействие семьи и школы (наличие контакта, характер контакта, формы работы школы с семьей).Степень помощи родителей ребенку в учебе.3. Характеристика познавательной сферы ребенка:3.1 Характеристика внимания: (выберите соответствующий вариант (один или более)).В классе не может быть внимательным или длительно на чем-либо сосредоточиться.Постоянно отвлекается.Поведение не предсказуемо. Никто не знает, что он сделает в следующий миг.Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.Легко переносит наказания, не запоминает замечания или указания взрослых.Способен длительно сосредоточиться на каком-либо деле.Старателен и аккуратен в выполнении заданий.Другое______________________________________________________3.2 Характеристика восприятия: (выберите соответствующий вариант (один или более)). Восприятие формы:Соотносит предметы по форме.Выделяет по слову геометрические формы.Называет плоскостные и объемные геометрические формы.Не имеет представления о форме (не отличает круг от квадрата и др.). Восприятие цвета:Узнает и называет основные цвета.Различает цвета (выделяет по слову).Представление о цвете отсутствует. Восприятие величины:Соотносит предметы по величине.Представление о величине отсутствует.Степень сформированности пространственно-временных восприятий и представлений.3.3 Характеристика памяти: (выберите соответствующий вариант (один или более)).Не может запомнить инструкцию к заданию, постоянно переспрашивает учителя.Тяжело даётся заучивание стихотворений, правил, и т.д.Неточно пересказывает какое-либо правило, постоянно забывает какие-то детали, нуждается в наводящих вопросах.Пересказывая содержание текста (сказки, рассказа), привносит вымышленные заимствования (то, чего в тексте нет).Пересказывая рассказ, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл.Концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания.Пересказывает близко к тексту, старается передать основной смысл.Допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения.Другое_______________________________________________________________Преобладающий вид памяти (зрительная, словесная, двигательная, смешанная). Преобладание логической или механической памяти.3.4 Характеристика мышления: (выберите соответствующий вариант (один или более)). При выполнении задания постоянно требуется помощь учителя.Испытывает значительные затруднения в осуществлении математических операций (сложения, вычитания, умножения, деления) (нужное подчеркнуть). Буквально понимает смысл пословиц, афоризмов.Плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, из, под, над и т.д.) Недостаточный уровень знаний об окружающем мире. Небогатый лексический запас (для своего возраста).Испытывает затруднения в установлении различий и сходств (между правилами, геометрическими фигурами в т.д.)При выполнении задания нужна постоянная опора на образец.Не может выделить основной смысл текста (правши, рассказа).Другое_____________Уровень владения операциями синтеза, анализа, умение делать выводы и обобщения, умение устанавливать причинно-следственные связи.4. Характеристика речи ребенка:4.1 Звуковом сторона речи (охарактеризовать особенности звукопроизношения, голоса, темпа, ритма речи).4.2 Словарь (указать, ограничен или нет, в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов - частей речи - ограничен).4.3 Фразовая речь (указать характер предложений, употребляемых ребенком: сложные, простые, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные).4.4 Развернутое самостоятельное высказывание (указать, может ли построить сам или строит только с помощью педагога, охарактеризовать со стороны полноты, последовательности, соблюдения логических связей; отметить выразительность или общую примитивность высказывания).5. Характеристик» работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, снижение работоспособности к концу урока, заинтересовывается заданием, стремиться ли довести работу до конца, проявляет ли настойчивость при преодолении трудностей, быстро ли утомляется и как проявляется утомление, наблюдаются ли резкие колебания работоспособности на протяжении урока, дня, недели, учебного года).6. Характеристик» эмоционально-личностной сферы (особенности поведения в школе, дома: нарушения поведения, вредные привычки; склонность к гневу, страху, их отсутствие, замкнутость, агрессивность, негативизм; чувство дружбы в товарищества; наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; степень внушаемости, уверенность в себе или ее отсутствие; особенности темперамента ребенка; реакция на замечания, на оценку деятельности).7. Взаимоотношения ученика с окружающими (положение ученика в коллективе (авторитет, влияние на других); дорожит лв мнением коллектива, является ли хорошим товарищем; противопоставляет ли себя коллективу; внешняя форма общественного поведения: вежливость, грубость, развязность, нахальство; доминирующие увлечения и интересы).8. Знания и навыки по программному материалу8.1 По языку: (сформнрованность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, умение работать с деформированными текстами, характер ошибок письма под диктовку).8.2 По математике: (умение определять и сравнивать предметы и их множества, знания последовательности чисел натурального ряда, соотношение числа в цифры, знания состава числа, знания вычислительных приемов, понимание конкретного смысла терминов и действий, умение устанавливать логические связи при решении простых, составных задач).8.3 Чтение: (способ чтения - побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое; качество чтения -правильность, плавность, выразительность, сознательность; пересказ - самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, фрагментарный).9. Характеристика обучаемости:9.1 Затруднения, возникающие при усвоении учебного материала.Чем, по Вашему мнению, они вызваны (особенностями внимания, памяти, работоспособности, темпа учебной деятельности и др.)9.2 Какие виды помощи применялись учителем для преодоления трудностей (усиленный контроль и помощь при выполнении классных заданий, облегченные индивидуальные задания в процессе фронтальной работы с классом, дополнительные занятия в школе после уроков, дополнительные задания на дом, указания родителям, как помочь ребенку при подготовке уроков и т. д.)10. В результате коррекционно-педагогической работы показал продвижение (указать какое: значительное или незначительное или отсутствие его; указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: речи, мышления, пространственной ориентировки, в овладении умениями и навыками в поведении, в учебной деятельности, улучшилась ли успеваемость, удалось ли преодолеть затруднение, научился ли работать самостоятельно, насколько продвинулся ребенок в усвоении школьных навыков и за какой период времени были получены сдвиги и т.д.).
       Психолого-педагогическая характеристика класса начальной школы
Дата:
09.03.2015
Хиты:
1237
Характеристика школьного класса, отражающая педагогические и психологические результаты исследований – это основополагающий документ начальной школы, без которого невозможно получить впечатление о классе в целом и об учениках, его составляющих. Характеристика класса позволяет раскрыть сильные стороны коллектива и определить слабые места, требующие педагогической коррекции.
В психолого-педагогической характеристике важно все: чем больше сведений об учащихся, тем объективнее документ.
Психолого-педагогическая характеристика класса предполагает настойчивый и кропотливый сбор данных об учениках. Характеристика несет информацию о поведении детей и их успеваемости, об интересах и способностях, о физическом и умственном развитии. Информацию можно получить из личного дела, из материалов классного журнала, путем непосредственного наблюдения за учениками во время уроков и во время внешкольных мероприятий, с помощью тестов, анкет и специальных психологических методик, а также беседуя с учениками и их педагогами.
Исключительно важной будет педагогическая характеристика класса для нового учителя, к которому сформировавшийся класс пришел впервые, а также для педагогического состава школы в целом.
 
 
Основные сведения, которые должны отражаться в характеристике класса начальной школы
 
 

Общая информация о классе:
 
дата формирования класса;
возраст и пол учащихся;
степень готовности детей к школе;
информация о семьях детей;
количество часто болеющих детей, наличие в классе детей-инвалидов.
 
 
Направленность деятельности класса:
 
какой вид деятельности является в классе предпочтительным – общение, познание, труд или другие;
какова роль класса в жизни школьника (потребность в самореализации, желание выделиться, подражание другим, потребность в общении, получение поощрения);
существуют ли в классе традиции, нормы и ценности, какова роль класса среди других классов школы;
ведется ли в классе общественная работа и как к ней относятся школьники;
как класс проявляет себя во внешкольных мероприятиях.
 
 
Учебная деятельность в школьном коллективе:
 
отношение школьников к учебе;
уровень успеваемости класса, умение работать самостоятельно;
контроль над успеваемостью со стороны учителей, родителей и одноклассников;
взаимопомощь (организация и формы);
дисциплина класса (формы, причины нарушения дисциплины и методы воздействия на нарушителей со стороны учителей и одноклассников);
отношение класса к отличникам, лидерам, прогульщикам, двоечникам.
 
 

Межличностные отношения в классе:
 
насколько дружен класс (основа взаимоотношений – местожительство, общие интересы, учеба, взаимопомощь, место за партой);
отношения между мальчиками и девочками;
существуют ли в классе группировки по интересам, их характеристика (ценности, нормы поведения, способы самовыражения), отношения между группировками;
есть ли в классе «отверженные» (количество, причины неприятия);
как учащиеся строят отношения между собой, с учителями, с родителями;
существует ли в классе солидарность в решении вопросов жизни коллектива;
есть ли у школьников потребность во встречах с одноклассниками за стенами школы;
причины конфликтов между школьниками, способы их разрешений.
 
 
Психологический климат в школьном коллективе:
 
комфортно ли учащимся в классе;
насколько в классе выражена терпимость к иному мнению, добры ли ребята друг к другу, важны ли для них такие категории как честность, ответственность, чувство такта, уважение к другому человеку, понятие долга и достоинства;
могут ли ребята объединяться для того, чтобы решать общие задачи, насколько быстро им это удается, доводят ли школьники начатое до конца.
 
 
Выводы и предложения:
 
общая оценка класса;
плюсы и минусы класса;
предложения по совершенствованию класса.
 
Каждый учебный год школьный коллектив, на который составлена психологическая характеристика класса, меняется в большей или меньшей степени. Приходят новые ученики или уходят старые, меняются педагоги, дети взрослеют, привыкают к каждодневным занятиям и самоконтролю, учатся сосуществовать рядом длительное время, определяются с выбором друзей и недругов. Педагог начальной школы хорошо знает своих учеников и дополняет психолого-педагогическую характеристику новыми фактами.
Именно поэтому характеристики начальной школы 1, 2, 3 и 4 классов будут отличаться друг от друга в зависимости от того, настолько увеличивается количество существенных факторов, необходимых для построения реальной картины.
Для примера, можно взять характеристику 1 класса обычной школы и на ее основе показать, как будут меняться характеристики во 2, 3, и 4 классах.
 
 
Психолого-педагогическая характеристика 1 класса (образец)

 
Средняя школа № 1 г. Смоленска. 1 «А» класс.
Классный коллектив образован в 2011 году.
В классе 25 человек - 15 мальчиков и 10 девочек.
20 детей – 2004 года рождения, 5 – 2005 года. До поступления в школу 22 ребенка посещали детский сад, 3 ребенка находились на домашнем воспитании. 10 детей прошли подготовку к школе на базе данного учебного заведения.
20 детей из полных семей, 5 детей из неполных.Из многодетных семей 3 мальчика.
В классе три девочки с ослабленным здоровьем и один мальчик с хроническим заболеванием.
Дети, в большинстве своем, достигли семилетнего возраста и готовы к школе. Среди шестилеток четыре мальчика с низким уровнем готовности к школе.
В классе 18 детей умеют читать и писать, 4 человека читать не умеют совсем, 3 читают очень медленно.
Основной вид деятельности класса – познание (учеба) и общение. В детях сильно развито желание выделиться и получить похвалу от учителя. В классе складываются свои традиции – поздравление именинников, девочек с Международным женским днем, мальчиков с Днем защитника Отечества. Ребята посещают музеи и библиотеки, детские театры и выставки.
Учеба большинству первоклассников дается легко. 7 человек испытывают трудности с чтением, письмом и речью. В классе 6 школьников имеют высокий уровень подготовки. Большинство родителей контролируют успеваемость своих детей, прислушиваются к замечаниям педагога.
Дисциплина в классе неплохая. Есть дети с неустойчивым вниманием, они с трудом концентрируются на занятиях, не могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство старается выполнять правила поведения в классе. Учатся правильно реагировать на происходящее, отвечать за свои поступки.
Адаптация в школьном коллективе проходит легко. У детей складываются хорошие дружеские отношения. Мелкие стычки могут возникать на перемене, но школьники научились их разрешать самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу. Большинство детей обладают высоким уровнем коммуникативности, 2 мальчика и 2 девочки застенчивы и трудно идут на контакт. Между девочками и мальчиками нет конфликтов. Дети постепенно собираются в группы по интересам.
Выводы: необходима грамотно выстроенная работа по адаптации первоклассников к школьной жизни. Ученикам необходимо научиться сосуществовать в коллективе, воспитать у них чувство дружбы и товарищества.
 
 
Характеристика 2 класса

 
Психолого-педагогическая характеристика 2 класса будет содержать те же сведения о численности и составе класса. Если в класс пришли или из класса выбыли ученики, педагог отразит эти сведения в характеристике.
В характеристике 2 класса появится информация об успеваемости, будут выделены ученики, у которых существуют трудности в обучении. Педагог проанализирует отношения между школьниками, даст характеристику лидерам и детям, которых отвергают. Если в классе появились микрогруппы, учителю важно понять, на какой основе они созданы, и какие нормы поведения в них приняты. Необходимо определить ощущают ли школьники себя коллективом и насколько активно участвуют в школьных мероприятиях?
Выделив плюсы и минусы школьного класса, педагог будет планировать методы и способы дальнейшей работы с классом в следующем учебном году.
 
 
Характеристика 3 класса
 
Психолого-педагогическая характеристика 3 класса вновь отразит сведения о численности и составе класса. В характеристике будут данные об успеваемости, сведения о неуспевающих школьниках, и мероприятия, направленные в помощь таким учащимся. Педагог сделает выводы об уровне дисциплины в классе, о творческом потенциале школьников, об активном либо пассивном участии в школьных мероприятиях.
Важной будет информация о том, дружен ли коллектив, насколько школьников волнуют проблемы их одноклассников, стараются ли они помочь друг другу? Каковы отношения внутри микрогрупп? Остались ли прежними лидеры в классе, и изменилось ли отношение школьников к «отвержденным»? Насколько комфортно школьникам в классе?
Педагог будет планировать учебный процесс и психолого-педагогическую работу с учетом возрастных и педагогических особенностей детей.
 
 
Характеристика 4 класса

 
Психолого-педагогическая характеристика 4 класса будет отличаться более пристальным вниманием педагога к успеваемости в классе. Значимым будет то, насколько серьезное отношение к учебе выработалось у школьников за эти годы. Учитель отразит сведения о дисциплине в классе. Расскажет о том, какие традиции сложились в школьном коллективе.
Важной будет информация об активе класса – кто в него избран, авторитетны ли избранные для своих одноклассников? Удается ли активу планировать и проводить совместные мероприятия? Умеют ли школьники высказывать свое мнение, защищать свою точку зрения, формировать свое отношение к поступкам одноклассников, оценивать свою работу и работу других? Необходимо отразить в характеристике, насколько дружен класс, существуют ли конфликты внутри микрогрупп и между ними. Есть ли в классе изгои, комфортно ли школьникам в своем коллективе? Часты ли конфликты и как они разрешаются? Дружат ли дети за пределами школы?
 
Психолого-педагогическая характеристика класса начальной школы уникальна тем, что составляется на новый, только формирующийся школьный коллектив. Опытный педагог видит зарождающиеся отношения между школьниками, лучше понимает причины конфликтов, может корректировать поведение школьников с самого раннего школьного возраста. Опытный педагог способен направить энергию младших школьников в нужное русло и определить векторы дальнейшего развития класса.
 
Автор статьи: Ольга Анатольевна