Статья Соблюдение единых требований к устной и письменной речи учащихся


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43»
ДОКЛАД
на тему:
«Соблюдение единых требований к устной и письменной речи учащихся»
Автор: Слонова Л.С.,учитель
начальных классов


Махачкала – 2016
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.
Развитие устной и письменной речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов.
Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно совершенствование мышления, воображения. Поэтому развитие речи осуществляется на уроках обучения грамоте, чтения. Оно неотделимо от любой языковой работы.
Известно, что общество предъявляет одинаковые требования к устной и письменной речи учащихся как городской так и сельской местности. Но надо учитывать, что к нам, порой, приходят дети не владеющие не только русской речью, но и родным литературным языком. Поэтому наша задача, задача учителя сельской школы со смешанным национальным составом учащихся- в двое, а то и в трое больше работать над устной речью учащихся. Так, начиная обучение детей в 1 классе, мы уже с первых дней ведем работу по развитию устной речи школьников. Сюда входит работа по разучиванию скороговорок, стихотворений, потешек, работа по сюжетным картинам, чтение учителем и пересказ учащимися сказок, описание любимой игрушки, животного.
Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас не только обеспечивает школьнику развитие речи, но и создает условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке.
Словарь учащегося обогащается ежедневно в среднем 4-5 словами. Большая роль в этом отводиться урокам чтения.
Однако активный словарь детей растет медленно и часто бывает беден. Зачастую учащиеся повторяют одни и те же слова, т.е. занимаются тавтологией. Для обогащения словарного запаса учащихся необходимо вести систематическую и целенаправленную работу. Сюда входят специальные упражнения: 1. на нахождение и устранение повторяющихся слов в тексте; 2. упражнение на дополнение предложений до целого; 3. Составление связных текстов с использованием синонимов.
Устная речь учащихся должна быть не только правильной, но и выразительной. В работе над выразительностью речи нам помогают стихотворении, потешки, скороговорки. Так, например, разучиваем потешку «скажи по громче слово «гром». Грохочет слово словно гром. Скажи по тише «шесть мышат» и сразу мыши зашуршат.» произнося 1 часть, мы говорим ее громко, показывая силу грома. Вторую часть произносим тихо, создавая имитацию шуршания мышат.
Работая над речью учащихся, нельзя забывать о фразеологических оборотах. Фразеологизмы делают нашу речь более четкой, меткой. Например, выражение «мы встали очень рано», можно заменить выражением «мы встали чуть свет».
Фрагмент урока русского языка в 4 кл.
Тема:«Склонение имен прилагательных».
Задание 1. Составить предложение со словосочетанием живая вода.
Задание 2. Составить предложение со словосочетанием желторотый птенец.
-желторотый птенец выпал из гнезда.
-желторотыми птенцами мы приходим в первый класс.
Задание 3.Подчеркнуть главные и второстепенный члены предложения.
Знакомя с фразеологизмами, учитель обогащает не только устную, но и письменную речь учащихся.
Начиная работу над связной письменной речью учащихся в конце 1 класса, мы продолжаем эту работу во 2, 3,4 классе, ведя ее более углубленно и целенаправленно. Письменная речь учащихся должна быть орфографически грамотной. Для этого очень важна работа по выделению и запоминанию орфограмм в слове.
Предупреждение ошибок-важный этап при работе над связной письменной речью учащихся. Для этого проводиться большая работа: над словарными словами, задания с пропуском букв, проговаривание слов так, как надо писать, диктант с подчеркиванием (во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда пропущенное слово с какой-либо орфограммой. Учащихся это заставляет думать, искать правильный ответ).
При обучении письменной речи учащихся большую роль играют сочинения и изложения. Изложение должно быть написано грамотно не только орфографически, но и синтаксически. При написании изложения, учащиеся должны уметь передать содержание текста, строя предложение синтаксически правильно. Эту работу надо начинать вести уже с 1 класса, задавая вопрос с заложенным ответом. Например : «Сколько зайчиков на полянке?» здесь уже заложен ответ : «На полянке 6 зайчиков.» В дальнейшем вопросы становятся более абстрактными, когда детям приходится искать ответ в тексте.
Работу над сочинением мы проводим в несколько этапов: 1. Работа по картинке; 2. Дополнение предложения до целого; 3. Придумать начало или конец рассказа.
В работе над сочинением важно научить ребенка не просто составлять грамотно предложение, но и помочь ему употребить уже изученные фразеологические обороты, что сделает работу ученика более живой и разнообразной.
Учитывая вышесказанное, предлагаю уделять больше внимания развитию устной речи на уроках чтения. На уроках русского языка больше внимания уделять правописанию слов с орфограммами.