Технологическая карта урока по теме: Мюзикл. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «Мюзикл».
Ф.И.О. Кайгородова Анастасия Борисовна.
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Урок проводится в II четверти.
Содержание в соответствии с ФГОС:
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт – художник; родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений зарубежной музыки . Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас.
Музыкальный материал урока:
Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»
Фрагменты мюзиклов: «Волк и семеро козлят», «Нотр дам де Пари», «Мери Поппинс».
Фрагменты мюзикла кошки: «Песня Джелликл кошек», ария Гризабеллы «Память».
Фрагмент видеозаписи мюзикла «Кошки».
Дополнительный материал урока:
Словарь эмоциональных характеристик.
Словарь музыкальных терминов.
Тема урока «Мюзикл»
Цель урока
Углубить представления учащихся о музыке, познакомить с творчеством Э.-Л.Уэббера. Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Задачи урока
Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
Развивать творческие способности, вокально хоровые навыки (кантеленное пение, на легато, дыхание), умение анализировать музыкальные произведения.
Воспитывать любовь к музыке, театру, литературе, чувство сострадания к ближнему, любовь, милосердие.
Углубить знания учащихся о творчестве Э.-Л.УэббераСпособствовать развитию интереса к музыке
Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.
Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.
Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.
Планируемые результаты (предметные)
Высказывать свое мнение о значении литературы для музыки.
Расширение музыкального и общего культурного кругозора.
Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности, исполнять музыкальные произведения различных жанров. Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов, музыкально-театральных композиций
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Личностные:
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Развитие эмоционального восприятия произведения.
Познавательные:
Развитие умения глубже понимать смысл произведения.
Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Учатся выделять специальную информацию из нотного текста.
Формирование умения излагать свою точку зрения.
Коммуникативные:
Участвуют в коллективной исполнительской деятельности.
Учатся строить понятные аргументированные высказывания.
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Регулятивные:
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Учатся воспринимать музыку как образное искусство.
Развитие умения осмысливать полученную информацию.
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность
Основные понятия Мюзикл, либретто.
Виды музыкальной деятельности используемые на уроке Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»
Фрагменты мюзиклов: «Волк и семеро козлят», «Нотр дам де Пари», «Мери Поппинс».
Фрагменты мюзикла кошки: «Песня Джелликл кошек», ария Гризабеллы «Память».
Фрагмент видеозаписи мюзикла «Кошки».
Методы музыкального образования используемые на уроке. метод размышления о музыке;
перспективы и ретроспективы;
метод эмоциональной драматургии;
метод создания художественного контекста;
метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки;
метод интонационно-стилевого постижения музыки.

Формы работы
Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение, работа с учебником, со словарем музыкальных терминов, эмоциональным словарем.

Организация пространства Работа фронтальная, групповая.
Этап урока Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организация начала урока
Приветствие учащихся.
Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место. Учитель настраивает учащихся на позитивный лад. Приветствие учителя.
Выполняют требование учителя
Видеоряд, содержащий в себе информационное начало. Готовит учащихся к обсуждению увиденного и услышанного. (музыкальное сопровождение видеоряда на выбор учителя) Создает определенный эмоциональный настрой. Пробуждает любопытство. Включение учащихся в активную деятельность.
2 Актуализация опорных знаний учащихся по предмету
Проанализируйте, звуковой видеоряд:
Сегодня Вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою фантазию. Мы совершим третье путешествие в музыкальный театр. На предыдущих уроках мы уже «посещали» музыкальный театр, говорили о двух крупных музыкально-сценических жанрах в музыке. Назовите их (Опера и балет.
- Какие отличительные черты оперы и балета Вы можете назвать?
-Что объединяет этих два жанра?
- Для того чтобы вы сами могли назвать жанр, с которым мы сегодня будем знакомиться, послушайте фрагмент.
Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение,) и познавательных процессов(внимание, память). Коллективное обсуждение видеоряда
Вспоминают и перечисляют крупные музыкально-сценические жанры в музыке их отличительные черты.
Обобщают знания о жанре опера и балет, (опираясь на ранее изученный материал).
3 Введение в тему урока
Фрагмент из оперы Коваля М. «Волк и семеро козлят».
-Как называется прослушанный фрагмент?
К какому жанру относится этот фрагмент? (Мюзикл)
- Совершенно верно. С этим мюзиклом мы знакомились во 2 классе. А подробнее с этим жанром мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
Какие вы ещё знаете мюзиклы, музыкальные мультфильмы и фильмы?
-Скажите, пожалуйста, какая манера исполнения в мюзикле? Отличается ли от оперы?
-Эстрадный вокал звучит в сопровождении каких музыкальных инструментов?
-В опере и балете мы это слышим?
-Вспомните, пожалуйста, постановки мюзиклов, что еще, во время пения делают актеры в музыкальном спектакле?
-Верно. Самая яркая черта мюзиклов - танец.
Сформулируйте тему нашего урока
Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими знаниями.
Формулирует вопрос, на который в процессе урока дети получают ответ.
Организует беседу, выявляющую знания учащихся.
Слушают фрагмент из оперы Коваля М. «Волк и семеро козлят»
Высказывают предположения.
Определяют тему урока под руководством учителя.
Совместно с педагогом формулируют вопрос.
Слушают собеседника,
высказывают свое мнение.
В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.
Предоставляет краткую информацию о связи народной и композиторской музыки
Выявление связей народной и композиторской музыки
Этот жанр появился сравнительно недавно, в середине прошлого века, в Америке. Слово мюзикл английского происхождения, сокращённо musical comedy-музыкальная комедия. Отдельные мелодии мюзикла становятся очень популярными.
Итак, Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств.
Подводит итог. Работа со словарем.
Характерные особенности:
Широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);
Ведущая роль музыки эстрадного плана;
Равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля;
В основе – литературные произведения;
Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики.
-В данное время существует достаточно много интересных мюзиклов. И сегодня мы будем знакомиться с увлекательным английским мюзиклом.
Как бы Вы назвали данный спектакль
? (слайд: фрагменты мюзикла «Кошки»
-Все верно, мюзикл называется «Кошки», «Cats».
-Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках, для своих племянников. Эта книга и стала литературной основой мюзикла. Скажите, как называется литературная основа к опере, балету? (либретто).
-Совершенно верно. Литературная основа мюзикла тоже называется либретто.
- Английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку к либретто. Так и получился мюзикл «Кошки».
-В мае 1981 года состоялась премьера мюзикла «Кошки». Этот спектакль был поставлен более чем 30-ти странах, переведен на 14 языков, его посмотрело 50 млн. человек.
Символом и эмблемой мюзикла стал черный кот, которого выдают сверкающие глаза. В 2006 году этот мюзикл ставили у нас в Москве.
-Визитной карточкой стал высококачественный грим (кошачий).
Организует беседу.
Активизация знаний о композиторе Высказывают свое мнение.
Определяют специфику деятельности композитора.
Контролируют правильность ответов своих одноклассников
Где можно услышать мюзикл?
Кто принимает в создании мюзикла?
Активизация знаний о мюзикле.
Выделять существенную информацию о понятии, затем сравнивают с информацией представленной учителем на слайде
4 Открытие нового знания

СЛУШАНИЕ
-Итак, полночь, гигантская помойка и в свете луны начинают с разных щелей выползать коты. Это собирается на ежегодное собрание племя «джелли». Они пришли сюда, чтобы повеселиться и продемонстрировать друг другу свои уникальные умения петь и танцевать, а затем выбрать самого достойного для путешествия в кошачий рай. В центре свалки лежит автомобильная шина, именно на ней лучшая кошка отправляется на небо. Все кошки в сборе и звучит первая песня, в которой все коты поют о своем племени «джелли».
Давайте послушаем небольшой фрагмент и ответим каков характер кошек?
Организует прослушивание аудиозаписи. Слушают фрагмент.
Отвечают на поставленный вопрос.
«Песня Джелликл кошек».
-Каков характер кошек?
-Что Вы себе представили, слушая фрагмент?
-Как двигались кошки? Попробуйте передать их характер с помощью движения. Они двигались по-разному: кто-то изящно, кокетливо, кто-то хвастливо, а кто-то очень злился.
-Попробуем изобразить их в танце, добавляя хлопки руками.
Импровизируют.
-Вот, например, главная героиня мюзикла кошка Гризабелла
-Послушайте главную тему Гризабеллы ( наигрывает главную тему).
-Какой характер музыки? Какой нам музыка нарисовала героиню?
-Пофантазируем, какая Гризабелла, судя по мелодии
- Действительно Гризабелла-старая кошка, которая когда-то в молодости, когда была красива и очаровательна, покинула племя, а теперь, постаревшая и одинокая пытается уговорить кошек принять её назад. Организует работу с учебником. Отвечают на вопросы
Знакомятся с материалом учебника.
Слушают.
Участвуют в совместном исполнении песни.
5 Пение -Дети разучивают мелодию арии Гризабеллы «Память»
Вокально-хоровая работа (кантиленное пение, работа над дыханием).
-Разучивание песни со словами. Вокально-хоровая работа (дыхание, дикция)
Исполнение.
Дети исполняют песню
-Гризабелла после этой песни падает без сил. Как бы Вы отнеслись к Гризабелле после этой арии?
-Верно, ведь кошки очень похожи на людей. А одно из главных достоинств человека - уметь прощать, сострадать. И кошки простили Гризабеллу, и дали право возродиться для новой жизни в кошачьем раю.
Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.
Аккомпанирует.
Подводит итог. Анализируют средства музыкальной выразительности.
Работа с учебником.
Пение с ориентацией на нотную запись.
Участковую в коллективной исполнительской деятельности
Применяют словарь эмоций для характеристики звучащей музыки.

Высказывают свое мнение.
Совместный поиск ответов на вопросы.
- Фрагмент видеозаписи мюзикла «Кошки».
Организует просмотр. видеофрагмента финала мюзикла «Кошки».
Просмотр видеофрагмента, с целью сравнения художественного и музыкального образа.
Находят жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Какая музыка больше понравилась вам?
Передают свои музыкальные впечатления в устной форме.
6 Вывод. –А теперь определим черты и особенности прослушанной музыки, и сравним ее с характерными чертами оперы и балета.
Работа с таблицей.
Подводит итог Анализируют информацию на слайде.
Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальному произведению при исполнении.
7 ПЕНИЕ Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»
Участвуют в совместном исполнении.
8 Подведение итогов урока
Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.
Что их объединяет? (Связь с литературой).
Организует рефлексию.
Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом.
Оценивает деятельность учащихся на уроке.
Учащиеся называют цели и задачи, которые они совместно с педагогом формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.
Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.
Литература:
Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ.
Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5-6 классы», Поурочные разработки.
Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Просвещение
Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)
Интернет ресурсы:
www.openclass.ru ;
www.pedsovet.ru ;
www.proshkolu.ru