Конспект урока по музыке на тему Вечные темы искусства и жизни. Мир образов камерной музыки (6 класс)


Конспект урока музыки в 6 классе
Тема урока: «Вечные темы искусства и жизни. Мир образов камерной музыки».
Цель: на материале урока подвести обучающихся к самостоятельному выводу о том, что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства; приобщить учащихся к вечным темам искусства и жизни, воплощенным в различных жанрах камерной инструментальной музыки, и осознать образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства.
Задачи: углубить знания о творчестве Ф.Шопена; развивать слушательское внимание, образно - ассоциативного мышление учащихся;  воспитывать интерес  к творчеству Ф.Шопена, целостное отношение к музыке, а также эмоциональную чувствительность и эстетический вкус.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные: Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики; Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся
Метапредметные: развивать чувство ритма; Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности; Развивать вокально-хоровые навыки; Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Предметные: Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения; продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров.
Оборудование: проектор, компьютер, доска, аккордеон.
Музыкальный материал: музыкальные произведения Ф. Шопена: этюд №12 «Революционный», «прелюдия 24» , А.Соловьв-Седой «Баллада о солдате».
Ход урока
Орг. Момент. Приветствие.
Мотивация учебной деятельности.
-Давайте вспомним материалы прошлых уроков: ответим на некоторые вопросы  и разгадаем кроссворд. Если кроссворд отгадаем верно, то ключевое слово будет означать композитора, с творчеством которого мы сегодня познакомимся на уроке.
1.Кто автор самой популярной колыбельной в мире? (Гершвин)
2.Струнно-ударный клавишный инструмент (Фортепиано)
3.Музыкальный спектакль на котором говорят языком песни (опера)
4.Небольшое музыкальное инструментальное произведение (пьеса)
5. Высокий мужской голос (тенор)
- Какое ключевое слово у нас получилось? (Шопен)
- Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?
Изучение нового материала. Формулировка темы, целей урока.
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством выдающегося польского композитора 19 века Ф.Шопена. . Тема нашего урока называется: « Вечные темы искусства. Образы камерной музыки».
  Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце композитора: “Мое сердце там, где моя Родина”.
Узнать, что такое камерная музыка, чем она отличается от других музыкальных жанров поможет музыка Ф.Шопена.
Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, а также солирующих инструментов, эта музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. 400 лет тому назад в конце 16 века, итальянские мастера говорили: соната для кьеза и соната да камера. Что означало: инструментальное произведение для церкви и инструментальное произведение для комнаты, при этом комнатами скромно именовались богатые апартаменты во дворцах, где знатные хозяева в уютной домашней обстановке любили в достойном обществе посвятить время музыке. Надо отметить, что раньше в 17 и 18 веках люди были с другим менталитетом и особое внимание уделяли искусству музыки, живописи и театру. На приёмах, встречах знатные люди устраивали небольшие концерты и вели беседы о последних музыкальных премьерах.
А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?
(Баркарола, серенада, сюита, трио, квартет, пьеса, романс, песня, прелюдия, соната, ноктюрны.). Одним из ярких представителей камерной музыки мы можем назвать Ф.Шопена. О творчестве польского композитора расскажут нам ребята.(Презентация) (читают ученики) Знакомство с биографией Шопена.
1(слайд): Фридерик Шопен родился в смешанной французско-польской семье 22.02.1810 г. в деревне Желязова  Воля, недалеко от Варшавы. Мать Шопена была полячка, отец – француз. Отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Кроме Фридерика,  в семействе Шопен было еще три сестры, родным языком Шопена был польский.
 
2 (Слайд): В 6 лет Фридерик начал систематически заниматься на фортепиано. Первым и единственным его учителем по фортепиано был Войцех Живный. Именно он воспитал в Шопене любовь к И. С. Баху и В. А. Моцарту.  Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время появилось одно из первых его сочинений - полонез  соль-минор. 
3 (Слайд): В 1829 и 1831 Шопен с успехом концертировал в Вене. Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте. Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже. Эта разлука с родиной  была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине.
4 (Слайд):Когда Шопен отчизну покидал,Друзья ему любовно поднесли.В старинном кубке горсть родной земли,Чтоб милый дар его сопровождал.
Шопену было 20 лет. Счастливая юношеская пора, полная надежд и  успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда. Шопен…Музыка…Родина… Эти три слова объединяет любовь: любовь Шопена к музыке, Родине, народу Польши. В 1831 г. Шопен переселился в Париж, где его ожидали новая жизнь и слава.  Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Но жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины. Он становится великим музыкантом и композитором, великим пианистом – виртуозом. 
5 (Слайд): Шопен сильно заболел, у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.
6 (Слайд): Осенью 1836 года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд.     Десятилетнее сожительство с Жорж Санд,   сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., вызвал у него совершенно ненужный стресс. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием.  17 октября 1849 г. его не стало. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.
-Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер – это один из крупнейших пианистов XX века, владевший виртуозной техникой писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».
- Ребята как вы думаете, ко всем ли композиторам во время их жизни быстро приходит слава?
-Можно вспомнить, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти, а вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно.
Ф.Шопен – создатель гениальных прелюдий. Что такое прелюдия? – небольшое инструментальное сочинение, раскрывающие как правило один образ.
24 прелюдии Шопена, входящие в цикл, по числу всех мажорных и минорных тональностей, по сравнению с другими его произведениями малых форм - например, мазурками, вальсами - в большей степени представляют собой единое целое и часто исполняются целиком в той последовательности, в которой они записаны Шопеном.
Прелюдии - жанр, широко распространенный в творчестве композиторов романтической эпохи. Каждая прелюдия Шопена создаёт образ-настроение. «Двадцать четыре кратких слова» сказал о прелюдиях Шопена известный русский ……..Б. Асафьев.Каждая из прелюдий воплощает одно из поразительных по своему богатству человеческих переживаний. Послушайте прелюдии .Слушание прелюдии (Видеофрагмент) --Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф. Шопен? Что изображает музыка, какие чувства передает?
- Из услышанного видеофрагмента мы узнали, что когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф.Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину. Однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага, но своё горе и гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события (в 1831г). Появились такие сочинения Шопена, как знаменитый Этюд №12 названный «Революционный». Жанр этюда у других композиторов в основном означает «упражнение». В творчестве Фридерика Шопена этот жанр имеет иное значение, его этюды представляет собой законченную пьесу, гармонически и мелодически яркую и запоминающуюся.
В этом произведении композитор использует в мелодии ритм национального польского танца — полонеза. Этот приём создаёт как национальный характер этюда, так и патетическое настроение пьесы. Слушание Этюд № 12. (Видеофрагмент) - какой образ этого произведения?
– это творческий отклик на происходящие события, чувства переживания за свою Родину. Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.
А правильно понять музыкальные произведения вам помогут задания. Надо объединиться в группы.
1 группа – составляет синквейн.
2 группа – выбирает образы – характеристики, которые передают внутренний мир этюда. На доске предоставлено большое количество характеристик. На основе этого составляем кластер.
-Какая тема из того что вы слушали волновала Ф.Шопена? (Любовь к Родине). Можем ли мы сказать ,что тема Родины является вечной? Советский композитор Соловьев-Седой тоже обращался к теме Родины и написал произведение которое называется «Баллада о солдате»
Вокально-хоровая работа.
Распевание по ладовым жестам. Ритмические упражнения.
Работа над чистотой интонирования.
Обобщение темы урока.
- Что нового вы узнали на уроке? 
- Можно ли музыкальные произведения, фрагменты которых звучали сегодня на уроке, назвать вечными и почему?
- Эти произведения можно назвать вечными, потому что в них авторы передали чувства, переживания, которые человек может испытать не зависимо от того, в какое время он живет. Эти темы буду волновать человечество всегда.
- Приведите свои примеры произведений разных искусств, которые вы назвали бы вечными. Ответ поясните.
- Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Но каждый человек переживает в своей жизни чувства и мысли, переживаемые другими людьми. Именно они и становятся «вечными темами искусства и жизни».
Рефлексия.
- Урок подошел к концу, скажите, что такое камерная музыка?
С каким композитором мы сегодня познакомились?
Как называются произведения, которые мы сегодня слушали?
Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?
Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?
Нарисуйте в тетради смайлик с улыбкой если сегодня хорошо работали на уроке и смайлик с грустный если плохо.
Оценивание учащихся. Спасибо всем за урок!