Анализ и план работы проблемной группы учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ в 2014-2015 уч.г.


УТВЕРЖДАЮ
Начальник информационно-
методического центра
___________ И.А.Белова «_____» ________ 2014 г
ПЛАН
работы проблемной группы
учителей русского языка
по подготовке учащихся к ЕГЭ
на 2014-2015 учебный год
2014
I. Анализ работы ПГ
по подготовке учащихся к ЕГЭ
2013-2014 уч.г.
В 2013-2014 уч.г. проблемная группа учителей русского языка работала над темой: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов при подготовке обучающихся к выполнению заданий части С ЕГЭ по русскому языку».
Основной целью работы ПГ в 2013-2014 учебном году стала поддержка профессионального развития педагогов при подготовке обучающихся к выполнению заданий высокого уровня и части С ЕГЭ по русскому языку.
ПГ учителей русского языка в 2013-2014 уч.г. включала 18 педагогов (84% от количества учителей, работающих в 11-х классах) из 7 ОУ города и 7 ОУ села.
В работе ПГ по подготовке обучающихся к ЕГЭ, из 20 ОУ, не принимали участия педагоги из сельских - МБОУ Чернышихинская ООШ МБОУ ООШ с. Подлесово, МБОУ СОШ п. Прокошево.
Все педагоги имеют высшее образование.
Высшую квалификационную категорию имеют 7 педагогов: Пряхина А.А. (МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов); Зуйкова Т.А. (МБОУ Гимназия №4);Торгашова В.К. (МБОУ Гимназия №4); Тараканова Н.Г. (МБОУ СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов); Авдонина Г.Ю. (МБОУ СОШ с.Ближнее Борисово); Ершова О.Н. (МБОУ СОШ с.Стан-Шелокша); Кутякова Е.Б., МБОУ СОШ с.Чернуха. 11 учителей имеют первую квалификационную категорию.
В 2013-2014 уч.г. 19 (91 %) педагогов, членов проблемной группы, повысили свою квалификацию по теме «Методика оценки заданий с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку и литературе».
В экзаменационном тестировании по русскому языку в 2013-2014 учебном году принимали участие 888 учащихся (что составило 98,3% от количества выпускников, которые подлежали аттестации с участием территориальной экзаменационной комиссии) из 24 муниципальных образовательных учреждений Кстовского муниципального района: Лицей №7, Гимназия №4, СОШ №3 и №8 с углубленным изучением отдельных предметов, 15 СОШ, 4 ООШ, ВСОШ.
Средний общий балл за выполнение всей работы по русскому языку составил 30,8 в 2013-2014 уч.г. (30,3 в 2012-2013 уч.г.; 29,26 в 2011-2012 уч.г.; 27,55 в 2010-2011 уч.г.), что на 0,5 баллов выше 2012-2013 уч.г., критерий 30,8 баллов соответствует отметке «4». Средняя экзаменационная отметка в 2013-2014 уч.г.в Кстовском муниципальном районе составила 3,8 баллов как и в 2012-2013 уч.г. (3,7 в 2011-2012 уч.г. и 3,6 в 2010-2011 уч.г.). (Справка прилагается)
В 2013-2014 учебном году государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ прошли 484 человек (2013 г. – 545).
По результатам ЕГЭ 2014 года 0,41% экзаменующихся не преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором, по русскому языку и 1,45% – по математике. В результате 3 учащихся получили справки.
Средний балл по русскому языку по ОО Кстовского муниципального района – 61,84 (по области – 64,43).
Более высокий результат показали:
МБОУ Гимназия № 4 (72,1)
МБОУ Запрудновская СОШ (71,82)
МБОУ СОШ № 3 (70,1)
МБОУ Лицей № 7 (68,52)
МБОУ СОШ с.Новоликеево (65,33)
Не преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором, по русскому языку учащиеся МБОУ СОШ №6, МБОУ ВСОШ.
В 2013-2014 учебном году учитель русского языка и литературы Афанасьева Е.П. (МБОУ СОШ №3) подготовила выпускницу, сдавшую ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов.
В 2013-2014 учебном году состоялось 3 занятия ПГ, проходивших на базе МБОУ СОШ №3 и форум учителей русского языка и литературы Кстовского района на странице группы в Дневнике. Ру. Основной формой работы ПГ были семинарские занятия, практикумы. В ходе работы ПГ были направлены в ОУ методические рекомендации по подготовке обучающихся к выполнению заданий высокого уровня ЕГЭ по темам:
«Использование ИКТ в деятельности учителя русского языка при подготовке к ЕГЭ», «Авторская позиция. Аргументация собственной позиции», «Подготовка обучающихся к решению части «А» и «В» через использование инновационных технологий», «Изобразительно-выразительные средства – В8». «Подготовка к ЕГЭ по литературе с помощью Интернет-ресурсов»
Особенностью этого года работы проблемной группы стало тесное взаимодействие в сетевом сообществе учителей Кстовского района на сервере Дневник.Ру. 1 ноября 2013года была организована ПГ http://groups.dnevnik.ru/group. =216330 , где учителя обменивались полезной информацией дистанционно. Этим ресурсом пользуются не только активно работающие в группе педагоги, но и другие учителя.
Методистом ИМЦ Погожевой Л.И. был организован форум словесников по вопросам подготовки к ЕГЭ по литературе. Учителя Кстовского района приняли в нём активное участие. Этот опыт работы оказался и востребованным, и результативным. Планируем в дальнейшем использовать Интернет-ресурсы для организации работы группы.
Важным этапом работы ПГ по подготовке к ЕГЭ стали тренинги по проверке работ обучающихся (часть С в 11 классе). «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку». На занятиях ПГ учителя района изучали документы по Г(И)А и ЕГЭ, знакомились с текстами различных типов и жанров, с материалами сети Интернет, учились методике развития у обучающихся таких умений, как самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать аргументированные умозаключения, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия, извлекать из текстов необходимую информацию, представленную в виде оценочных суждений, описания, аргументации.
На первом занятии, состоявшемся 20.09. 2013г., был утверждён план работы проблемной группы на 2013/2014 уч.г., учителя были ознакомлены с результатами ЕГЭ по русскому языку (за 2012 -2013 уч. г.) и основными положениями и изменениями по проведению ЕГЭ по русскому языку в новом учебном году. Результаты в Кстовском районе ниже средних областных показателей. Наибольшие затруднения вызывают заданияА3, А5, А8-А10, 25, задания части В2,В3,В4,В5. Все пришли к решению о необходимости систематической работы над повышением уровня грамотности и целенаправленной отработки названных видов заданий.
По теме «Методика подготовки учащихся к заданиям раздела «Речеведение» в формате ЕГЭ» выступила Миронова С.Л.(МБОУ СОШ №5). Светлана Леонидовна отметила, что в последнее время улучшились результаты выполнения этого задания, за которое можно получить 4 балла. Однако учащиеся не всегда чувствуют себя уверенно при выполнении В8. Систематическая работа, проводимая учителем не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, позволит подготовить выпускников к выполнению заданий подобного типа. Миронова С.Л. использует в своей работе опыт учителя русского языка и литературы Перовой Инессы Николаевны , с сайтом которой знакомы учителя нашего района.
Второе занятие проходило 31.10.2013. по теме «Методика подготовки обучающихся к выполнению заданий В и С» выступали Пряхина А.А. (МБОУ СОШ №3) и Яковлева М.В. (МБОУ Лицей №7).
Пряхина А.А представила свой опыт подготовки учащихся к выполнению заданий высокого уровня сложности. Она раскрыла особенности собственной системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Яковлева М.В. уделила особое внимание приёмам предупреждения ошибок в формулировании авторской позиции и подборе, раскрытии аргументов. Подготовленные этими педагогами материалы рекомендованы к использованию в работе. На этом же занятии рассматривались вопросы, связанные с лингвистическими и литературоведческими аспектами подготовки обучающихся 9 классов к ГИА по русскому языку и литературе. Торгашова В.К., учитель высшей категории МБОУ Гимназии №4, представила свой опыт подготовки учащихся к выполнению заданий С Г(И)А на лингвистическую тему. Валентина Константиновна предложила использовать тематические блоки, поэтапно отрабатывая навыки написания текстов. Торгашова В.К. подчеркнула, что должна быть система подготовки выполнения заданий данного типа и начинать данную работу надо с 5 класса. Пряхина А.А. познакомила присутствующих с типичными ошибками в употреблении литературоведческих терминов (на материалах экзаменационных работ девятиклассников 2013года)
Третье занятие проходило 21.12.2013г. по теме «Задания с развернутым ответом ограниченного объема по поэтическим текстам (С1-С4) ( Интернет-форум)» Данная форма организации работы ПГ применялась впервые. Обращение к ней было обусловлено большой нагрузкой учителей русского языка и литературы во 2 учебной четверти (муниципальные олимпиады, промежуточный контроль в школах по итогам 1 полугодия). В связи с анализируемыми вопросами второго занятия ПГ было решено уделить особое внимание формированию терминологической культуры учащихся и методике обучения литературоведческому анализу в старших классах. Поэтому предметом обсуждения на форуме стали вопросы подготовки к ЕГЭ по литературе, которые, безусловно, связаны и с проблемами преподавания русского языка в условиях подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Учителя района получили возможность познакомиться с документами, представленными на странице форума в Дневнике.Ру. (страница РМО учителей русского языка и литературы). Данные материалы подготовили Погожева Л.И., методист ИМЦ и Пряхина А.А., руководитель ПГ учителей русского языка и литературы. Активно обсуждались следующие материалы: «Задания с ответами и комментариями», «Демо 9 класс litgia2014», «Структура экзамена», «Анализ. Задание С1», « Анализ.Задание С3», «МР по литературе ФИПИ 2013», «Литература С1-С4 2013-2014 уч.г.»
По проблеме «Специфика подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА по литературе» интересные соображения высказала Ханова С.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п. Ждановский, которая отметила, что «очень важно, чтобы дети использовали при ответах литературоведческие термины». В своей работе Ханова С.В использует дополнительные папки по литературе, куда дети собирают воедино пройденный теоретический материал: словарик терминов, планы анализов литературных произведений, планы сравнительных характеристик героев, правила написания сочинений, эссе, отзывов, рецензий. В эту же папку добавляется и теоретический материал по русскому языку, которого нет в учебниках для ЕГЭ (например, когда придаточное нельзя заменить причастным оборотом или как правильно продолжить предложение с деепричастным оборотом)
К обсуждению данного вопроса присоединилась и Ершова О, Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ пос. Стан-Шёлокша., которая считает литературу самым трудным предметом для ЕГЭ. Она отметила, что надо хорошо знать и художественное произведение, и теорию литературы.
Коллеги согласились с тем, что вопросы подготовки к экзаменам должны быть в фокусе внимания педагога, начинающего работать с детьми с 5 класса. На этапе активной подготовки (9-11классы) необходимо использовать планы, схемы для анализа и прозаического, и поэтического текста, литературных образов (их достаточно много и в пособиях, и в Интернете), учить составлять план, использовать шаблоны так же, как и по русскому языку.
Все участники форума признали эту форму работы полезной и плодотворной.
Четвёртое занятие проходило 25.04.2014г. Тема: «Анализ работы проблемной группы за 2012-2013 учебный год. Определение задач на 2013-2014 учебный год».
Пряхина А.А., руководитель ПГ, представила свой опыт выполнения анализа работ учащихся во время подготовки к ЕГЭ. Она предложила применять таблицы Excel и калькулятор пересчёта баллов по русскому языку. Кроме того, обратила внимание на то, что в протоколах ШМО должны быть утверждены соответствия первичных баллов тренировочных работ школьным отметкам. Коллеги приняли решение уделить особое внимание данной проблеме при планировании работы ШМО в новом учебном году.
Интересным было выступление Таракановой Н.Г., учителя МБОУ СОШ № 8, ознакомившую с присутствующих с разными вариантами подготовки к ЕГЭ по литературе с использованием ИКТ.
Также педагоги ознакомились с новыми требованиями к работе экспертов проверки экзаменационных работ ГИА и было принято решение об обязательной курсовой подготовке каждого члена ТППЭК по русскому языку.
На этом же занятии подводили итоги работы проблемной группы в 2013-2014 учебном году. Учителям было предложено заполнить анкеты, позволяющие проанализировать результативность занятий в этом году и отследить нерешённые методические вопросы.
Анализируя проделанную работу 2013-2014 года можно отметить, что уровень методической компетентности учителей, выпускающих 9 и 11 классы заметно вырос, что должно положительно сказаться и на уровне сдачи ЕГЭ в Кстовском районе. Кроме того, неизменный в течение ряда лет формат экзамена по русскому языку в 9 и в 11 классе тоже позволил учителям увереннее чувствовать себя в процессе преподавания русского языка и литературы и во время непосредственного консультирования и тренинга учащихся по подготовке к итоговой аттестации.
Использование новых информационных технологий углубило содержание материала в рамках занятий ПГ, а применение нетрадиционных методик обучения, оказало заметное влияние на формирование практических умений и навыков, обучающихся по подготовке к выполнению заданий высокого уровня частей А, В и С ЕГЭ по русскому языку, литературе.
Однако готовящиеся изменения в формате ЕГЭ по русскому языку( удаление части А) и введение обязательного итогового сочинения в 11 классе в 2014-2015 учебном году диктует необходимость дальнейшего сотрудничества учителей русского языка и литературы, работающих в старших классах, в рамках проблемной группы района по подготовке к ЕГЭ.
Анализ работы ПГ по подготовке обучающихся к ЕГЭ позволил выделить проблемное поле и определить субъективные и объективные проблемы подготовки учителей, обучающихся к ЕГЭ и Г(И)А.
Субъективные проблемы:
недостаточное знание учителями обновляющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение ЕГЭ и Г(И)А;
недостаточная психологическая подготовка учителей, обучающихся, родителей к сдаче экзаменов;
низкий уровень владения проектными технологиями в подготовке учащихся к написанию сочинения в 9 и 11 классах;
недостаточное внимание к проблемам преподавания литературы в 9-11 классах и вопросам формирования терминологической культуры учащихся;
Объективные проблемы:
введение сочинения в 11 классе как формы итогового контроля по русскому языку и литературе;
изменение формата ЕГЭ по русскому языку в 11 классе;
отсутствие чётких критериев оценивания обучающихся, совпадающих с требованиями оценивания результатов ЕГЭ и Г(И)А;
отсутствие алгоритма эффективного управления процессом подготовки, обучающихся к ЕГЭ и Г(И)А.
Перечисленные выше проблемы определили задачи на 2014-2015 уч.г., подготовки участников образовательного процесса к ЕГЭ и Г(И)А.
Выводы:
Обеспечить пополнение электронного банка методических и дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ и Г(И)А как по русскому языку, так и по литературе.
Следует активнее использовать «выездные» занятия ПГ по подготовке учащихся к ЕГЭ (мастер-классы - Зуйковой Т.А., учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназии №4; Красновой Н.В., учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Вязовка), внедрять в практику опыт учителей, обучающиеся которых стабильно показывают высокие результаты на ЕГЭ.
Освоить дистанционные формы педагогического интернет - общения (форумы и вебинары в Дневнике.ру)
II. Тема, цель, задачи на 2014-2015 уч. г.
Тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов при подготовке обучающихся ЕГЭ по русскому языку».
Цель: поддержка профессионального развития педагогов при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
Оказать методическую поддержку педагогам ОО Кстовского муниципального района в выборе эффективных форм и методов подготовки к обучающихся к написанию итогового сочинения в 11 классе и к обновлённому ЕГЭ по русскому языку, обеспечивающих стабильность и высокое качество образования.
Совершенствовать формы сотрудничества педагогов района в рамках проблемной группы с целью повышения качества методической компетентности учителей русского языка и литературы в вопросах подготовки выпускников к итоговой аттестации.
III. Занятия ПГ в 2014 – 2015 уч. г.

Сентябрь, МБОУ СОШ №3
Тема «Изучение нормативных, организационно - методических документов и материалов, касающихся государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников 2014-2015учебного года.
Приказы, письма министерства образования Нижегородской области об изменениях в ЕГЭ по русскому языку в 2015 году и об организации написания сочинения как новой формы итогового контроля.
Отв. Погожева Л.И. (методист ИМЦ )Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Методические рекомендации ФИПИ по совершенствованию форм и приёмов работы по предупреждению типичных ошибок в тестовых частях ЕГЭ и по оценке заданий части С с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку.
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ).
Разработка стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку в новом формате (с учетом методических рекомендаций ФИПИ)
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Миронова С.Л. (МБОУ СОШ №5).
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по русскому языку (в том числе и элективных курсов) с учётом требований к уровню подготовки выпускников 11 классов.
Отв. Афанасьева Е.П. (МБОУ СОШ №3)
Ноябрь, МБОУ СОШ №3.
Тема «Методика подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11 классе».
Использование проектных технологий на уроках русского языка и литературы как эффективного средства повышения речевой культуры учащихся при подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ высокого уровня. Методические рекомендации с учетом опыта работы..Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Гнечко Е. В., (МБОУ СОШ №3).
Использование опыта организации работы над исследовательскими
филологическими проектами НОУ для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе
Отв. Темирова М.А. (МБОУ СОШ №3),
Торгашова В.К.(МБОУ Гимназия №4).
О предупреждении ошибок в употреблении лингвистических и литературоведческих терминов в самостоятельных письменных высказываниях обучающихся». Методические рекомендации с учетом опыта работы.
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ)
4. Использование опыта работы с одарёнными учащимися в формате сетевого взаимодействия как возможной формы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Отв. Тараканова Н.Г. (МБОУ СОШ №8)
Февраль, МБОУ СОШ №3
Тема «Совершенствование методов и приемов подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку» (вебинар)
Эффективные приёмы формирования лингвистических компетенций и орфографических , пунктуационных навыков учащихся старших классов
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ);
Силантьева М.Б. (МБОУ СОШ №8)
Погожева Л.И.(методист ИМЦ)
Эффективные приёмы формирования терминологической культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Отв. Погожева Л.И.(методист ИМЦ)
Пряхина А.А. (руководитель ПГ);
Авдонина Г.Ю.(МБОУ СОШ с. Б.- Борисово)
Апрель, МБОУ СОШ №3
Тема «Пути повышения профессиональной культуры учителя-словесника в вопросах формирования филологической культуры учащихся».
1. Новые формы аналитической деятельности учителя русского языка и литературы как средство повышения качества обучения русскому языку.
Отв. УТВЕРЖДАЮ
Начальник информационно-
методического центра
___________ И.А.Белова «_____» ________ 2014 г
ПЛАН
работы проблемной группы
учителей русского языка
по подготовке учащихся к ЕГЭ
на 2014-2015 учебный год
2014
I. Анализ работы ПГ
по подготовке учащихся к ЕГЭ
2013-2014 уч.г.
В 2013-2014 уч.г. проблемная группа учителей русского языка работала над темой: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов при подготовке обучающихся к выполнению заданий части С ЕГЭ по русскому языку».
Основной целью работы ПГ в 2013-2014 учебном году стала поддержка профессионального развития педагогов при подготовке обучающихся к выполнению заданий высокого уровня и части С ЕГЭ по русскому языку.
ПГ учителей русского языка в 2013-2014 уч.г. включала 18 педагогов (84% от количества учителей, работающих в 11-х классах) из 7 ОУ города и 7 ОУ села.
В работе ПГ по подготовке обучающихся к ЕГЭ, из 20 ОУ, не принимали участия педагоги из сельских - МБОУ Чернышихинская ООШ МБОУ ООШ с. Подлесово, МБОУ СОШ п. Прокошево.
Все педагоги имеют высшее образование.
Высшую квалификационную категорию имеют 7 педагогов: Пряхина А.А. (МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов); Зуйкова Т.А. (МБОУ Гимназия №4);Торгашова В.К. (МБОУ Гимназия №4); Тараканова Н.Г. (МБОУ СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов); Авдонина Г.Ю. (МБОУ СОШ с.Ближнее Борисово); Ершова О.Н. (МБОУ СОШ с.Стан-Шелокша); Кутякова Е.Б., МБОУ СОШ с.Чернуха. 11 учителей имеют первую квалификационную категорию.
В 2013-2014 уч.г. 19 (91 %) педагогов, членов проблемной группы, повысили свою квалификацию по теме «Методика оценки заданий с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку и литературе».
В экзаменационном тестировании по русскому языку в 2013-2014 учебном году принимали участие 888 учащихся (что составило 98,3% от количества выпускников, которые подлежали аттестации с участием территориальной экзаменационной комиссии) из 24 муниципальных образовательных учреждений Кстовского муниципального района: Лицей №7, Гимназия №4, СОШ №3 и №8 с углубленным изучением отдельных предметов, 15 СОШ, 4 ООШ, ВСОШ.
Средний общий балл за выполнение всей работы по русскому языку составил 30,8 в 2013-2014 уч.г. (30,3 в 2012-2013 уч.г.; 29,26 в 2011-2012 уч.г.; 27,55 в 2010-2011 уч.г.), что на 0,5 баллов выше 2012-2013 уч.г., критерий 30,8 баллов соответствует отметке «4». Средняя экзаменационная отметка в 2013-2014 уч.г.в Кстовском муниципальном районе составила 3,8 баллов как и в 2012-2013 уч.г. (3,7 в 2011-2012 уч.г. и 3,6 в 2010-2011 уч.г.). (Справка прилагается)
В 2013-2014 учебном году государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ прошли 484 человек (2013 г. – 545).
По результатам ЕГЭ 2014 года 0,41% экзаменующихся не преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором, по русскому языку и 1,45% – по математике. В результате 3 учащихся получили справки.
Средний балл по русскому языку по ОО Кстовского муниципального района – 61,84 (по области – 64,43).
Более высокий результат показали:
МБОУ Гимназия № 4 (72,1)
МБОУ Запрудновская СОШ (71,82)
МБОУ СОШ № 3 (70,1)
МБОУ Лицей № 7 (68,52)
МБОУ СОШ с.Новоликеево (65,33)
Не преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором, по русскому языку учащиеся МБОУ СОШ №6, МБОУ ВСОШ.
В 2013-2014 учебном году учитель русского языка и литературы Афанасьева Е.П. (МБОУ СОШ №3) подготовила выпускницу, сдавшую ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов.
В 2013-2014 учебном году состоялось 3 занятия ПГ, проходивших на базе МБОУ СОШ №3 и форум учителей русского языка и литературы Кстовского района на странице группы в Дневнике. Ру. Основной формой работы ПГ были семинарские занятия, практикумы. В ходе работы ПГ были направлены в ОУ методические рекомендации по подготовке обучающихся к выполнению заданий высокого уровня ЕГЭ по темам:
«Использование ИКТ в деятельности учителя русского языка при подготовке к ЕГЭ», «Авторская позиция. Аргументация собственной позиции», «Подготовка обучающихся к решению части «А» и «В» через использование инновационных технологий», «Изобразительно-выразительные средства – В8». «Подготовка к ЕГЭ по литературе с помощью Интернет-ресурсов»
Особенностью этого года работы проблемной группы стало тесное взаимодействие в сетевом сообществе учителей Кстовского района на сервере Дневник.Ру. 1 ноября 2013года была организована ПГ http://groups.dnevnik.ru/group. =216330 , где учителя обменивались полезной информацией дистанционно. Этим ресурсом пользуются не только активно работающие в группе педагоги, но и другие учителя.
Методистом ИМЦ Погожевой Л.И. был организован форум словесников по вопросам подготовки к ЕГЭ по литературе. Учителя Кстовского района приняли в нём активное участие. Этот опыт работы оказался и востребованным, и результативным. Планируем в дальнейшем использовать Интернет-ресурсы для организации работы группы.
Важным этапом работы ПГ по подготовке к ЕГЭ стали тренинги по проверке работ обучающихся (часть С в 11 классе). «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку». На занятиях ПГ учителя района изучали документы по Г(И)А и ЕГЭ, знакомились с текстами различных типов и жанров, с материалами сети Интернет, учились методике развития у обучающихся таких умений, как самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать аргументированные умозаключения, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия, извлекать из текстов необходимую информацию, представленную в виде оценочных суждений, описания, аргументации.
На первом занятии, состоявшемся 20.09. 2013г., был утверждён план работы проблемной группы на 2013/2014 уч.г., учителя были ознакомлены с результатами ЕГЭ по русскому языку (за 2012 -2013 уч. г.) и основными положениями и изменениями по проведению ЕГЭ по русскому языку в новом учебном году. Результаты в Кстовском районе ниже средних областных показателей. Наибольшие затруднения вызывают заданияА3, А5, А8-А10, 25, задания части В2,В3,В4,В5. Все пришли к решению о необходимости систематической работы над повышением уровня грамотности и целенаправленной отработки названных видов заданий.
По теме «Методика подготовки учащихся к заданиям раздела «Речеведение» в формате ЕГЭ» выступила Миронова С.Л.(МБОУ СОШ №5). Светлана Леонидовна отметила, что в последнее время улучшились результаты выполнения этого задания, за которое можно получить 4 балла. Однако учащиеся не всегда чувствуют себя уверенно при выполнении В8. Систематическая работа, проводимая учителем не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, позволит подготовить выпускников к выполнению заданий подобного типа. Миронова С.Л. использует в своей работе опыт учителя русского языка и литературы Перовой Инессы Николаевны, с сайтом которой знакомы учителя нашего района.
Второе занятие проходило 31.10.2013. по теме «Методика подготовки обучающихся к выполнению заданий В и С» выступали Пряхина А.А. (МБОУ СОШ №3) и Яковлева М.В. (МБОУ Лицей №7).
Пряхина А.А представила свой опыт подготовки учащихся к выполнению заданий высокого уровня сложности. Она раскрыла особенности собственной системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Яковлева М.В. уделила особое внимание приёмам предупреждения ошибок в формулировании авторской позиции и подборе, раскрытии аргументов. Подготовленные этими педагогами материалы рекомендованы к использованию в работе. На этом же занятии рассматривались вопросы, связанные с лингвистическими и литературоведческими аспектами подготовки обучающихся 9 классов к ГИА по русскому языку и литературе. Торгашова В.К., учитель высшей категории МБОУ Гимназии №4, представила свой опыт подготовки учащихся к выполнению заданий С Г(И)А на лингвистическую тему. Валентина Константиновна предложила использовать тематические блоки, поэтапно отрабатывая навыки написания текстов. Торгашова В.К. подчеркнула, что должна быть система подготовки выполнения заданий данного типа и начинать данную работу надо с 5 класса. Пряхина А.А. познакомила присутствующих с типичными ошибками в употреблении литературоведческих терминов (на материалах экзаменационных работ девятиклассников 2013года)
Третье занятие проходило 21.12.2013г. по теме «Задания с развернутым ответом ограниченного объема по поэтическим текстам (С1-С4) (Интернет-форум)» Данная форма организации работы ПГ применялась впервые. Обращение к ней было обусловлено большой нагрузкой учителей русского языка и литературы во 2 учебной четверти (муниципальные олимпиады, промежуточный контроль в школах по итогам 1 полугодия). В связи с анализируемыми вопросами второго занятия ПГ было решено уделить особое внимание формированию терминологической культуры учащихся и методике обучения литературоведческому анализу в старших классах. Поэтому предметом обсуждения на форуме стали вопросы подготовки к ЕГЭ по литературе, которые, безусловно, связаны и с проблемами преподавания русского языка в условиях подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Учителя района получили возможность познакомиться с документами, представленными на странице форума в Дневнике.Ру. (страница РМО учителей русского языка и литературы). Данные материалы подготовили Погожева Л.И., методист ИМЦ и Пряхина А.А., руководитель ПГ учителей русского языка и литературы. Активно обсуждались следующие материалы: «Задания с ответами и комментариями», «Демо 9 класс litgia2014», «Структура экзамена», «Анализ. Задание С1», «Анализ. Задание С3», «МР по литературе ФИПИ 2013», «Литература С1-С4 2013-2014 уч.г.»
По проблеме «Специфика подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА по литературе» интересные соображения высказала Ханова С.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п. Ждановский, которая отметила, что «очень важно, чтобы дети использовали при ответах литературоведческие термины». В своей работе Ханова С.В. использует дополнительные папки по литературе, куда дети собирают воедино пройденный теоретический материал: словарик терминов, планы анализов литературных произведений, планы сравнительных характеристик героев, правила написания сочинений, эссе, отзывов, рецензий. В эту же папку добавляется и теоретический материал по русскому языку, которого нет в учебниках для ЕГЭ (например, когда придаточное нельзя заменить причастным оборотом или как правильно продолжить предложение с деепричастным оборотом)
К обсуждению данного вопроса присоединилась и Ершова О, Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ пос. Стан-Шёлокша., которая считает литературу самым трудным предметом для ЕГЭ. Она отметила, что надо хорошо знать и художественное произведение, и теорию литературы.
Коллеги согласились с тем, что вопросы подготовки к экзаменам должны быть в фокусе внимания педагога, начинающего работать с детьми с 5 класса. На этапе активной подготовки (9-11классы) необходимо использовать планы, схемы для анализа и прозаического, и поэтического текста, литературных образов (их достаточно много и в пособиях, и в Интернете), учить составлять план, использовать шаблоны так же, как и по русскому языку.
Все участники форума признали эту форму работы полезной и плодотворной.
Четвёртое занятие проходило 25.04.2014г. Тема: «Анализ работы проблемной группы за 2012-2013 учебный год. Определение задач на 2013-2014 учебный год».
Пряхина А.А., руководитель ПГ, представила свой опыт выполнения анализа работ учащихся во время подготовки к ЕГЭ. Она предложила применять таблицы Excel и калькулятор пересчёта баллов по русскому языку. Кроме того, обратила внимание на то, что в протоколах ШМО должны быть утверждены соответствия первичных баллов тренировочных работ школьным отметкам. Коллеги приняли решение уделить особое внимание данной проблеме при планировании работы ШМО в новом учебном году.
Интересным было выступление Таракановой Н.Г., учителя МБОУ СОШ № 8, ознакомившую с присутствующих с разными вариантами подготовки к ЕГЭ по литературе с использованием ИКТ.
Также педагоги ознакомились с новыми требованиями к работе экспертов проверки экзаменационных работ ГИА и было принято решение об обязательной курсовой подготовке каждого члена ТППЭК по русскому языку.
На этом же занятии подводили итоги работы проблемной группы в 2013-2014 учебном году. Учителям было предложено заполнить анкеты, позволяющие проанализировать результативность занятий в этом году и отследить нерешённые методические вопросы.
Анализируя проделанную работу 2013-2014 года можно отметить, что уровень методической компетентности учителей, выпускающих 9 и 11 классы заметно вырос, что должно положительно сказаться и на уровне сдачи ЕГЭ в Кстовском районе. Кроме того, неизменный в течение ряда лет формат экзамена по русскому языку в 9 и в 11 классе тоже позволил учителям увереннее чувствовать себя в процессе преподавания русского языка и литературы и во время непосредственного консультирования и тренинга учащихся по подготовке к итоговой аттестации.
Использование новых информационных технологий углубило содержание материала в рамках занятий ПГ, а применение нетрадиционных методик обучения, оказало заметное влияние на формирование практических умений и навыков, обучающихся по подготовке к выполнению заданий высокого уровня частей А, В и С ЕГЭ по русскому языку, литературе.
Однако готовящиеся изменения в формате ЕГЭ по русскому языку( удаление части А) и введение обязательного итогового сочинения в 11 классе в 2014-2015 учебном году диктует необходимость дальнейшего сотрудничества учителей русского языка и литературы, работающих в старших классах, в рамках проблемной группы района по подготовке к ЕГЭ.
Анализ работы ПГ по подготовке обучающихся к ЕГЭ позволил выделить проблемное поле и определить субъективные и объективные проблемы подготовки учителей, обучающихся к ЕГЭ и Г(И)А.
Субъективные проблемы:
недостаточное знание учителями обновляющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение ЕГЭ и Г(И)А;
недостаточная психологическая подготовка учителей, обучающихся, родителей к сдаче экзаменов;
низкий уровень владения проектными технологиями в подготовке учащихся к написанию сочинения в 9 и 11 классах;
недостаточное внимание к проблемам преподавания литературы в 9-11 классах и вопросам формирования терминологической культуры учащихся;
Объективные проблемы:
введение сочинения в 11 классе как формы итогового контроля по русскому языку и литературе;
изменение формата ЕГЭ по русскому языку в 11 классе;
отсутствие чётких критериев оценивания обучающихся, совпадающих с требованиями оценивания результатов ЕГЭ и Г(И)А;
отсутствие алгоритма эффективного управления процессом подготовки, обучающихся к ЕГЭ и Г(И)А.
Перечисленные выше проблемы определили задачи на 2014-2015 уч.г., подготовки участников образовательного процесса к ЕГЭ и Г(И)А.
Выводы:
Обеспечить пополнение электронного банка методических и дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ и Г(И)А как по русскому языку, так и по литературе.
Следует активнее использовать «выездные» занятия ПГ по подготовке учащихся к ЕГЭ (мастер-классы - Зуйковой Т.А., учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназии №4; Красновой Н.В., учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Вязовка), внедрять в практику опыт учителей, обучающиеся которых стабильно показывают высокие результаты на ЕГЭ.
Освоить дистанционные формы педагогического интернет - общения (форумы и вебинары в Дневнике.ру)
II. Тема, цель, задачи на 2014-2015 уч. г.
Тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов при подготовке обучающихся ЕГЭ по русскому языку».
Цель: поддержка профессионального развития педагогов при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
Оказать методическую поддержку педагогам ОО Кстовского муниципального района в выборе эффективных форм и методов подготовки к обучающихся к написанию итогового сочинения в 11 классе и к обновлённому ЕГЭ по русскому языку, обеспечивающих стабильность и высокое качество образования.
Совершенствовать формы сотрудничества педагогов района в рамках проблемной группы с целью повышения качества методической компетентности учителей русского языка и литературы в вопросах подготовки выпускников к итоговой аттестации.
III. Занятия ПГ
по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ в 2014 – 2015 уч. г.

Сентябрь, МБОУ СОШ №3
Тема «Изучение нормативных, организационно - методических документов и материалов, касающихся государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников 2014-2015учебного года.
Приказы, письма министерства образования Нижегородской области об изменениях в ЕГЭ по русскому языку в 2015 году и об организации написания сочинения как новой формы итогового контроля.
Отв. Погожева Л.И. (методист ИМЦ )Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Методические рекомендации ФИПИ по совершенствованию форм и приёмов работы по предупреждению типичных ошибок в тестовых частях ЕГЭ и по оценке заданий части С с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку.
Отв. Погожева Л.И.(методист ИМЦ);
Пряхина А.А. (руководитель ПГ).
Разработка стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку в новом формате (с учетом методических рекомендаций ФИПИ)
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ).
Стерлягова И.В. (МБОУ СОШ №1)
Использование методических рекомендаций ГБОУ ДПО НИРО для экзаменаторов-экспертов Г(И)А.
Отв. Погожева Л.И.(методист ИМЦ);
Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Ершова О. Н. (МБОУ СОШ п. Стан-Шёлокша)
Методика составления и использования опорных схем (в том числе, кластеров) при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Краснова Н.В. (МБОУ СОШ с. Вязовка).
Миронова С.Л. (МБОУ СОШ №5).
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по русскому языку (в том числе и элективных курсов) с учётом требований к уровню подготовки выпускников 11 классов.
Отв. Погожева Л.И.(методист ИМЦ);
Афанасьева Е.П. (МБОУ СОШ №3)
Ноябрь, МБОУ СОШ №3.
Тема «Методика подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11 классе».
Использование проектных технологий на уроках русского языка и литературы как эффективного средства повышения речевой культуры учащихся при подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ высокого уровня. Методические рекомендации с учетом опыта работы..Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Гнечко Е. В., (МБОУ СОШ №3).
Использование опыта организации работы над исследовательскими
филологическими проектами НОУ для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе
Отв. Темирова М.А. (МБОУ СОШ №3),
Торгашова В.К.(МБОУ Гимназия №4).
О предупреждении ошибок в употреблении лингвистических и литературоведческих терминов в самостоятельных письменных высказываниях обучающихся». Методические рекомендации с учетом опыта работы.
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ)
Использование опыта работы с одарёнными учащимися в формате сетевого взаимодействия как возможной формы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Отв. Тараканова Н.Г. (МБОУ СОШ №8)
Февраль, МБОУ СОШ №3
Тема «Совершенствование методов и приемов подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку» (вебинар)
1. Эффективные приёмы формирования лингвистических компетенций и орфографических , пунктуационных навыков учащихся старших классов
Отв. Погожева Л.И.(методист ИМЦ);
Пряхина А.А. (руководитель ПГ);
Силантьева М.Б. (МБОУ СОШ №8)
2. Эффективные приёмы формирования терминологической культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Отв. Погожева Л.И.(методист ИМЦ);
Пряхина А.А. (руководитель ПГ);
Авдонина Г.Ю.(МБОУ СОШ с. Б.- Борисово)
Апрель, МБОУ СОШ №3
Тема «Пути повышения профессиональной культуры учителя-словесника в вопросах формирования филологической культуры учащихся».
1. Новые формы аналитической деятельности учителя русского языка и литературы как средство повышения качества обучения русскому языку.
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ).
Стерлягова И.В. (МБОУ СОШ №1)
2. Использование методических рекомендаций ГБОУ ДПО НИРО для экзаменаторов-экспертов Г(И)А.
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Ершова О. Н. (МБОУ СОШ п. Стан-Шёлокша)
3. Методика составления и использования опорных схем (в том числе, кластеров) при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Краснова Н.В. (МБОУ СОШ с. Вязовка).
IV. Состав проблемной группы
№п.п. ФИО ОУ
Пряхина А. А., руководитель ПГ МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
Авдонина Г.Ю. МБОУ СОШ с. Б-Борисово
Борисова И.И. МБОУ СОШ с. Новоликеево
Владыкина Е.Л МБОУ СОШ № 6
Глушкова Т.Д. МБОУ СОШ д. Афонино
Гнечко Е.В. МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
Дриневский Н.Ф. МБОУ СОШ № 5
Ершова О. Н. МБОУ СОШ п. Стан-Шёлокша
Есина Н.А. МБОУ СОШ с. Запрудное
Кислова С.В. МБОУ СОШ №2
Короленко В. М. МБОУ СОШ № 1
Краснова Н.В
МБОУ СОШ с. Вязовка
Кутякова Е.Б. МБОУ СОШ с. Чернуха
Миронова С.Л. МБОУ СОШ № 5
Мочалкина О.Д. МБОУ СОШ № 1
Полшкова В.А. МБОУ СОШ п. Селекция
Силантьева М. Б. МБОУ СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов
Торгашова В.К. МБОУ Гимназия №4
Шилова И.А. МБОУ ВСОШ
Яковлева М.В. МБОУ Лицей №7
Консультации руководителя ПГ
Время проведения: с 10-00 до 13-00 – вторая пятница месяца.
Место поведения: ИМЦ – Пряхина А.А.
Руководитель ПГ ____________
IV. Состав проблемной группы
№п.п. ФИО ОО
ПряхинаА.А., руководитель ПГ МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
Авдонина Г.Ю. МБОУ СОШ с. Б-Борисово
Борисова И.И. МБОУ СОШ с. Новоликеево
Владыкина Е.Л МБОУ СОШ № 6
Глушкова Т.Д. МБОУ СОШ д. Афонино
Гнечко Е.В. МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
Дриневский Н.Ф. МБОУ СОШ № 5
Ершова О. Н. МБОУ СОШ п. Стан-Шёлокша
Есина Н.А. МБОУ СОШ с. Запрудное
Кислова С.В. МБОУ СОШ №2
Короленко В. М. МБОУ СОШ № 1
Краснова Н.В
МБОУ СОШ с. Вязовка
Кутякова Е.Б. МБОУ СОШ с. Чернуха
Миронова С.Л. МБОУ СОШ № 5
Мочалкина О.Д. МБОУ СОШ № 1
Полшкова В.А. МБОУ СОШ п. Селекция
Силантьева М. Б. МБОУ СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов
Торгашова В.К. МБОУ Гимназия №4
Шилова И.А. МБОУ ВСОШ
Яковлева М.В. МБОУ Лицей №7
Консультации руководителя ПГ
Время проведения: с 10-00 до 13-00 – вторая пятница месяца.
Место поведения: ИМЦ – Пряхина А.А.
Руководитель ПГ ____________