«Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»


Выступление учителя начальных классов Намчыл Татьяны Чоодуевны
по теме:
«Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Тяга к познанию является врождённым качеством и не не природным даром, а результатом педагогического воздействия или воспитания, обращённого в средство формирования познавательных интересов младших школьников: потребность учиться, получать знания.
Слово – незаменимое средство общения. Словарный состав необходим языку как строительный материал.
Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь!? Однако словарной работе в школе уделяют и сейчас недостаточное внимания, отчего речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем хотелось бы.
Цель работы: Сформировать основы системных и осознанных знаний о словарных словах; развивать устную и письменную речь учащихся.
Это поможет детям расширить свой ещё небогатый словарный запас, уменьшить языковые трудности при общении.
Научить ребёнка писать слова с непроверяемыми написаниями без ошибок и употреблять их в своей речи – одна из сложнейших задач, стоящих перед любым учителем.
Запоминание в начальных классах играет важную роль, им нельзя пренебрегать, наоборот, нужно разрабатывать глубокую систему мотиваций, игровых методик, облегчающих детям запоминание слов с трудными написаниями.
Как известно, К.Д.Ушинский считал внимание единственной дверью, через которую впечатления жизни входят в душу ребёнка.
В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание. А что необходимо знать нам о памяти, чтобы помочь усвоить детям письмо? Прежде всего то, что память бывает разной.
Виды памяти:
Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем. Осуществляется их запоминание в процессе письма, то есть при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.
Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.
Речедвигательная память (кинестетическая) опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником.
В ходе дальнейшей работы складывается модель запоминания и введение в активный словарь данных слов.
Модель изучения слов с непроверяемыми написаниями:
1.Первичное знакомство со словом (изображение его или описательный оборот).выяснить, как это слово понимают сами дети.
2.Знакомство с лексическим значением этого слова ( с помощью учителя или толкового словаря)
3.Орфографическое чтение слова с послоговым проговариванием (опора на речедвигательную орфографическую память учащихся)
4.Записывание слова с выделением ударения, безударной гласной (или другой орфограммы) в «Словарик»
5.Подбор учащимися однокоренных слов разных частей речи с непроверяемыми написаниями.
6.Одновременно идёт знакомство с 1 – 2 – 3 словами.
7.Составление словосочетаний и предложений с новыми словами ( устно)
8.Упражнения в написании слов (на последующих уроках)
В 3 -4 классах детям иногда предлагают заранее заглянуть в «Толковый словарь русского языка» и к уроку подготовить справку о лексическом значении того или иного слова.
Существующие в настоящее время образовательные модели содержат по своему составу и по количеству набор слов с непроверяемыми написаниями, но основные наиболее распространённые слова, всё же повторяются. Всего по разным образовательным моделям за курс начальной школы программа предлагает 200 -300 слов, набором которых можно не ограничиваться.
Реализации этой модели способствуют методы и приёмы, которые необходимо использовать в работе над запоминанием данных слов и вводить их в активный словарный запас.
Методы обучения непроверяемым написаниям
1 -2 классы
- Запись слов по алфавиту.
- Выборочный диктант.
- Зрительный диктант с предварительным разбором.
- Картинный диктант.
- Диктант с использованием загадок.
- Диктант с комментированием.
-Творческий диктант (замена описательного оборота одним словом).
- Группировка слов по месту ударения.
- Разгадывание кроссвордов детьми.
Запись слов по алфавиту
Записав на доске вразбивку несколько слов с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает детям переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту.
По мере практического усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Детям предлагается записать слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв.
Выборочный диктант
Предлагая учащимся задание, важно сопровождать его несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.
Диктанты
Наиболее распространённым видом словарно – орфографических упражнений остаются диктанты.
Зрительный диктант с предварительным разбором
Учащиеся проговаривают написанное на карточке слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
Картинный диктант
Дети называют изображённый на карточке – картинке предмет, записывают слово, выделяют в нём безударную гласную и ставят ударение
Диктант с использованием загадок
Учитель читает загадку, дети записывают отгадку. Познавательной активности близки понятия любознательности и любопытства. Любознательность является одной из форм познавательной активности. Загадки полны любознательного смысла. Они ставят перед ребёнком вопросы:
-Что? Откуда?
-Из чего сделано?
-Чему служит? И т.д.
Диктант с комментированием
Учитель диктует текст ( или отдельные слова), один ученик проговаривает написание слов, остальные записывают слова в тетрадь.
Творческий диктант
Учитель зачитывает развёрнутое определение слова. Дети должны записать это одним словом.
Группировка слов по месту ударения
Учитель предлагает детям записать слова в два или в три столбика в зависимости от ударного слога.
Разгадывание и составление кроссвордов детьми
Дети разгадывают кроссворды, составленные из слов с непроверяемыми написаниями. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить; дети сами пробуют составлять подобные кроссворды.
Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности всех детей.
Работая по программе «Перспективная начальная школа» применяем учебник русского языка, автор Н.А.Чуракова. Учебники дополняются тетрадями для самостоятельной работы. А также, когда дети работают в первом полугодии с первой частью учебника и во втором полугодии с третьей, учащиеся постоянно работают ещё с одной книгой, 2 – я часть, где размещаются словари. Это создаёт правильную установку:
словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.
1) Толковый словарь
2) Словарь «Пиши правильно»
3) Обратный словарь
4) Словарь «Произноси правильно»
5) Словарь происхождения слов
Работая со словарями на уроке можно выстроить достаточно много разнообразных видов работы. Например: в толковом словаре дать детям задание: выяснить значение незнакомого им слова, а также, чтобы учились правильно читать словарную статью.
Словарь «Пиши правильно» это все наши словарные слова в алфавитном порядке. Дети любят работать с ним. Так как слова перед ними, можно предлагать работу по темам ( растения, посуда, одежда и т. д.),составление мини- рассказа с выбором нужных слов.
Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным, именно этот словарь даёт огромные возможности для решения грамматических задач. Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений для работы со словарными словами, подбирать слова для словарного диктанта или самодиктанта по любой орфографической проблеме.
В этимологическом словаре (Словарь происхождения слов) дети знакомятся с историческим составом слова, который отличается от современного. Экспериментально доказано, что использование этого словаря повышает интерес школьников к языку.
Словарь («Произноси правильно») или орфоэпический словарь как и все словари постоянно задействован в словарной работе на уроках русского языка. Словарь останавливается на решении двух проблем: ударения и правильного произношения отдельных звуков. Исходя из этого можно подбирать задания и для словарной работы: подбирать словарные слова в рифму или по позиции постановки ударения. Такая работа формирует устойчивый навык грамотного произношения.

3 – 4 классы
- Группировка слов по орфографическим признакам.
- Выборочный диктант.
- Диктант по памяти.
- Сопоставление и запись слов с «противоположной» орфограммой.
- Подбор и запись синонимов и антонимов.
- Распределение слов по частям речи, по родам, по склонениям.
- Подбор однокоренных слов других частей речи.
- Замена описательных оборотов словами – синонимами.
- Сочинение по опорным словам.
- Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
- Подбор и запись синонимов и антонимов.
- Подбор однокоренных слов других частей речи.
- Замена описательных оборотов словами - синонимами.
- Сочинение по опорным словам.
- Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Группировка и запись слов
по орфографическим признакам
Этот метод состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
Выборочный диктант
( картинный, слуховой, зрительный)
Учитель знакомит детей с текстом, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся записывают встретившиеся в нём слова.
Диктант по памяти
Дети записывают слова по заданию. Например:
- слова, обозначающие названия инструментов;
- слова, в написании которых в безударном слоге нужно писать букву е, и, а, о.
Сопоставление и запись слов
с « противоположной» орфограммой
Учащимся предлагается записать пары слов, сгруппировав их по наличию одной или двух согласных. Например: перрон – коридор, коллекция – количество.
Составление и запись предложений с данными словами
Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи.
Полезен это вид работы и как метод закрепления непроверяемых написаний.
Примерные задания:
1.Запиши слова в два столбика:
- одушевлённые существительные;
- неодушевлённые существительные
Пальто, заяц, воробей, газета, медведь, билет, ученик, сорока, магазин, тетрадь.
2.запиши слова в два столбика:
Телефон, пенал, лисица, дерево, виноград, метро, сирень, песок.
3.Составь словосочетания (предложения) с данными словами:
Капуста, морковь, огурец, огород, помидор, урожай.
Подбор и запись синонимов и антонимов
Одним из эффективных методов словарно – орфографической работы является подбор учащимися слов, близких или противоположных по значению.
Распределение слов
по частям речи, по родам, по склонениям
Позволяет закреплять не только написание словарных слов, но и текущий материал.
Подбор однокоренных слов других частей речи
При изучении (и повторении) частей речи полезно предлагать учащимся задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям.
Например: суббота – субботний
металл – металлический
Замена описательных оборотов словами – синонимами
При использовании этого метода учащимся предлагается вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной. Примерный перечень таких слов может быть дан на доске вразбивку.
Сочинение по опорным словам
Близко к составлению предложений с данными словами.
Письменный пересказ текста
с использованием данных слов
Метод состоит в том, что учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого - нибудь текста, используя в своём пересказе записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными или удвоенными безударными гласными или удвоенными согласными.
Примерные задания:
1.Спиши, образуя имена прилагательные:
вокзал – вокзальный
берёза – берёзовый
тетрадь- …
2.Подбери однокоренные слова:
багаж - …
работа -…
3. Опиши свою квартиру, употребив слова:
Комната, квартира, телефон, балкон, диван…
Подчеркни непроверяемые безударные гласные.
Опыт работы над словами с непроверяемыми написаниями показывает, что обращаться к одному и тому же словарному слову необходимо 5 -8 раз. В связи с этим эффективным представляется регулярное обращение к изученным словам (на ежедневной орфографической пятиминутке)