Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для студентов специальности Менеджмент в торговле


Министерство просвещения ПМР
ГОУ СПО «Тираспольский техникум коммерции»
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР
_________ а.б.кАРАСЕВ
«____» ___________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности
по специальности среднего профессионального образования
080201 «Менеджмент в торговле»
РАССМОТРЕНО
на заседании методической
комиссии торгово-экономических дисциплин
Протокол №____ от «____»____________2015г.
Председатель ______Е.А.Понуркевич СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР
___________Я.А.Лаевская
«____»____________2015г. СОГЛАСОВАНО
заведующая
методическим отделом
______________О.З.Дзюба
«____»____________2015г.
.
ТИРАСПОЛЬ, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080201 «Менеджмент в торговле» для специальности среднего профессионального образования, Тирасполь, 2015 г.
Разработчик:
Преподаватель информатики М.С. Дариенко


Рецензенты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины
6
Условия реализации учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 080201 «Менеджмент в торговле».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в обязательную часть математического и общего естественного цикла дисциплин ЕН.02.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Цель дисциплины – научиться применять информационные технологии в будущей профессиональной деятельности.
Задача дисциплины – сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки в области информационных технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию, создавать презентации;
применять антивирусные средства защиты информации;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты бухгалтерской информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники;
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
технологию поиска информации в информационно-коммуникационной сети Интернет;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
направления автоматизации бухгалтерской (управленческой) деятельности;
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать:
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
профессиональными компетенциями, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка студента - 111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 74 часа;
самостоятельной работы студента - 37 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 111
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 74
в том числе:
практические занятия 64
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 37
в том числе:
подготовка сообщений
подготовка рефератов
подготовка конспекта
разработка кроссворда
подготовка к практическим занятиям
разработка учебных проектов
участие в Интернет-конкурсе, олимпиаде или тестировании 8
2
6
5
4
10
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
РАЗДЕЛ 1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 6/6 Тема 1.1
Понятие информационных технологий и информационных систем
Содержание учебного материала:
Информационные системы и информационные технологии. Роль и значение информационной технологии. Информационное общество. Понятие и средства информатизации. Структура информатизации. Информационная культура. Правила техники безопасности и охраны труда. АРМ специалиста. Программное обеспечение. Экспертные системы: структура и классификация. 4 1
Самостоятельная работа:
Подготовка конспекта по теме: «Характерные черты информационного общества»
Составление таблицы «Этапы развития информационных технологий» 2 3
Тема 1.2
Технические средства автоматизированных систем
Содержание учебного материала:
Классификация компьютеров. Внутренняя архитектура компьютера. Запоминающие устройства. Периферийные устройства. Программный принцип управления компьютером. Современная компьютерная техника. 2 2
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщений по выбранной теме. Разработка кроссворда. 4 3
РАЗДЕЛ 2 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 60/23 Тема 2.1
Операционная система Windows
Содержание учебного материала: 2 2
Практическая работа №1. ОС Windows. Работа с клавиатурой. Стандартные и служебные приложения Windows. Самостоятельная работа:
Подготовка конспекта по теме: «Операционные системы семейства Windows». 2 3
Тема 2.2
Технология обработки текстовой информации. Текстовые процессоры. Содержание учебного материала: 20 2
3
Практическая работа №2. Настройка интерфейса программы MS Word. Создание, редактирование и форматирование текстового документа.
Практическая работа №3. Списки, колонтитулы, колонки в MS Word.
Практическая работа №4. Представление данных в табличном виде.
Практическая работа №5. Шаблоны. Создание собственных шаблонов.
Практическая работа №6. Создание гипертекстового документа.
Практическая работа №7. Работа с графическими объектами.
Практическая работа №8. Рецензирование и дополнительные возможности MS Word.
Практическая работа №9. Сложное форматирование в MS Word.
Практическая работа №10. Оформление документов по личному составу предприятия.
Практическая работа №11. Оформление страниц на печать. Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщения по теме: «Текстовые редакторы». 6 3
Тема 2.3
Мультимедийные технологии
Содержание учебного материала: Практическая работа №12. Создание презентации в MS Power Point.
Практическая работа №13. Настройка анимации и переходов. Демонстрация слайдов.
Практическая работа №14. Создание открыток и визиток в MS Publisher.
Практическая работа №15. Создание буклетов и приглашений в MS Publisher.
Практическая работа №16. Создание макета веб-сайта в MS Publisher. 10 2
3
Самостоятельная работа:
Разработка проекта по профилю специальности в MS Power Point. Разработка проекта по профилю специальности в MS Publisher. 6 3
Тема 2.4
Технология обработки числовой информации.
Электронные таблицы.
Содержание учебного материала: 20 2
3
Практическая работа №17. Настройка интерфейса программы MS Excel. Оформление таблиц и форматы данных.
Практическая работа №18. Работа с формулами. Мастер функций.
Практическая работа №19. Адресация в MS Excel. Работа с листами.
Практическая работа №20. Логические функции.
Практическая работа №21. Построение, редактирование графиков функций и диаграмм.
Практическая работа №22. Решение бухгалтерских задач с помощью ЭТ.
Практическая работа №23. Использование ЭТ в качестве БД.
Практическая работа №24. Создание сводных таблиц.
Практическая работа №25. Совместная работа MS Word и MS Excel. Связывание и внедрение данных.
Практическая работа №26. Защита данных в MS Excel. Дополнительные возможности. Самостоятельная работа:
Разработка кроссворда с помощью приложения MS Excel. Подготовка реферата по теме: «Электронные таблицы». 5 3
Тема 2.5
Технология хранения, поиска и сортировки информации.
Базы данных.
Содержание учебного материала: 8 2
3
Практическая работа №27. Создание базы данных. Ввод и редактирование данных.
Практическая работа №28. Создание форм.
Практическая работа №29. Обработка данных, содержащихся в таблицах.
Практическая работа №30. Вывод информации из БД. Самостоятельная работа:
Подготовка сообщения по теме: «История развития баз данных». Составление конспекта по теме: «Основные объекты базы данных». 4 3
РАЗДЕЛ 3 ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6/8 Тема 3.1
Основы обеспечения информационной безопасности
Содержание учебного материала:
Защита информации и информационная безопасность. Защита информации от несанкционированного доступа. Требования к выбору пароля. Криптографические методы защиты. Электронная подпись. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Защита информации от компьютерных вирусов. Антивирусные программы. 2 1
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщений по выбранной теме. 2 3
Тема 3.2
Локальные и глобальные
Информационные системы. Содержание учебного материала:
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Электронная почта. Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. 2 1
Практическая работа №31. Подключение к Интернету. Создание и отправление электронного письма. 2
Самостоятельная работа:
Участие в Интернет-конкурсе, олимпиаде или тестировании. 2 3
Тема 3.3
Информационно-справочные
системы.
Содержание учебного материала:
Информационно-справочные системы, основные характеристики. Особенности российских справочных систем. Основы организации поиска документов в специализированных отраслевых справочных системах. Типы компьютерных сетей. Современная структура сети Интернет. Интернет как единая система ресурсов. 2 1
Практическая работа №32. Поиск информации в сети Internet. 2
Самостоятельная работа:
Разработка проекта. Выполнение заданий на ПК: поиск информации в сети Internet по индивидуальному заданию профессионально ориентированного содержания и создание презентации по выбранной теме. 4 3
Дифференцированный зачёт 2 3
Всего:
в том числе
- обязательная аудиторная учебная нагрузка
- самостоятельная работа студентов 111
74
37 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Компьютерной обработки информации».
Оборудование учебного кабинета: комплект программной и учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к практическим занятиям, информационные стенды, материал для внеаудиторной работы по дисциплине.
Технические средства обучения: персональные компьютеры (персональный компьютер – рабочее место преподавателя и персональные компьютеры – рабочие места студентов), соединенные в локальную сеть с выходом каждого компьютера в сеть Интернет, мультимедийный проектор, принтер, сканер, компьютерные столы, запирающиеся шкафы для хранения оборудования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии. Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений– М.: Издательский центр «Академия», 2004г. – с.126.
Ёлочкин М.Е. Информационные технологии – учебное пособие – М.: Издательство «Оникс», 2009
Макарова Н.В.. Информатика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности – учебное пособие – М.: ОИЦ "Академия", 2012.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности – учебное пособие – М.: ОИЦ "Академия",2011.
Синаторов, С.В. Информационные технологии – учебное пособие – М.: Альфа – М: ИНФРА–М., 2009. – 336 с.
Синаторов, С.В. Информационные технологии – задачник – М.: Альфа – М: ИНФРА–М, 2009. – 256 с.
Сергеев А.П. Microsoft Office 2007. Самоучитель - М.: Издательский дом "Вильямс", 2007. – с.349.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы:и учеб.пособие для НПО. М.: Изд.центр «Академия», 2010.Тануркова Л.К. «Учебное пособие по информатике», Тирасполь, 2004.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Фуфаев Э.В. Пакеты прикладных программ: учеб.пособие для студ. СПО. М.: Изд.центр «Академия», 2010.
Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты. — М.: Книжный мир, 2009. — 352 с.
Дополнительные источники:
Могилев А.В. Информатика: учебное пособие для студ. высш.пед.заведений / 3-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2008
Свиридова М.Ю.Текстовый редактор WORD - ОИЦ «Академия», 2010
Свиридова М.Ю.Электронные таблицы Excel- ОИЦ «Академия», 2010
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности». – М.: Бином, 2008. – 180с.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
Интернет-ресурсы
www.edu/ru/modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия
http://center.fio.ru/com/ - материалы по стандартам и учебникам
http://nsk.fio.ru/works/informatics-nsk/ - методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики
http://www.phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика
http://www.ctc.msiu.ru/ - электронный учебник по информатике и информационным технологиям
http://www.km.ru/ - энциклопедия
http://www.ege.ru/ - тесты по информатике
http://comp-science.narod.ru/- дидактические материалы по информатике

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа информацию;
создавать презентации;
применять антивирусные средства защиты информации;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты бухгалтерской информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники;
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
технологию поиска информации в сети Интернет;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
направления автоматизации бухгалтерской деятельности;
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. Текущий контроль в форме:
практических занятий;
сообщений,
рефератов,
тестирования;
самостоятельных работ;
защиты проектов;
подготовка к участию в учебно-исследовательских конференциях.
Итоговый контроль –
дифференцированный зачёт.