Конспект урока по чтению по теме Умная собака индийская сказка (2 класс)


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат №17»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:



Подготовила и провела
учитель I категории
Деревягина М.И.

г. Светлоград, 2014 г.
Тема: «Умная собака». Индийская сказка.
Цель: формировать навыки плавного слогового чтения;
развивать память, речь, мышления, соблюдая индивидуальный подход;
воспитывать положительные черты характера.
Ход урока
I. Оргмомент.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. 
II. Артикуляционная и речевая гимнастика.
Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –Бульдог уступать никому не привык.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
Чистоговорка
- Жи- жи- жи - сказку расскажи.
- Ша-ша-ша - сказка хороша.
- Ву-ву-ву - сказка наяву.
- Ра-ра-ра - нам читать пора.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Уточнение временных понятий.
2. Составление рассказа о погоде.
IV. Сообщение темы и целей урока.
Загадка о собаке. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.Две медали на груди.Лучше в дом не заходи!

V. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа о собаках.
- Ребята, а у кого дома есть собака? Как её зовут?
- Говорят, что собака- друг человека. Как вы понимаете эти слова?
- Почему собаку так называют? (С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, спасти в трудную минуту).
- Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству.
Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека. Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи.
Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак. Собака стала человеку настоящим другом.
С древних времён люди стали использовать собак в военном деле. Такие собаки назывались боевыми псами. Они бросались на неприятеля во время боевых сражений, кусали лошадей и наездников. На животных надевали панцири и кольчуги, защищавшие голову, грудь и спину от стрел, дротиков, копий, ударов мечей. Ошейники с большими шипами защищали их от вражеских собак. Но и наше время у служебных собак есть защитные жилеты.
Для чего на собаку надевают защитный жилет?
В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили письма (депеши) через линию фронта, протягивали телефонные кабели, определяли местонахождение мин, помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам, работали санитарами. Собаки-санитары по-пластунски подползали к раненым и подставляли бок с медицинской сумкой, ожидая, пока боец перевяжет рану. Собака была спасением для раненых.
В наши дни собаки тоже обучаются военному делу, проходят курс защитно-караульной дрессировки. Собак готовят, как розыскных (ищеек), сторожевых, караульных (телохранителей), так и конвойных. Учат искать человека по запаху его вещи, задерживать, охранять и конвоировать (сопровождать). Обученные собаки служат в полиции, на границе, аэропорте, таможне.
Как называется собака, которая служит на границе?
На границе служит пёс.
Он службу верную несёт.
Вперёд! Сомнений больше нет!
Настроен пёс решительно.
Сперва взяла собака след,
И следом – нарушителя
Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак, названных впоследствии сенбернарами, учат находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. Это собака – спасатель.
Если в горах беда случится с вами
Спасение не за горами,
Спешит в пургу, в метель, в мороз
На помощь людям добрый пёс.
Как человеку в горах может помочь собака-спасатель (найти, отрыть из снега, позвать людей…)
И на воде может приключиться беда. И вот тогда вам поможет собака - водолаз.
Если кто попал в беду —
Скажем, тонет он в пруду,
В одно мгновенье пёс в воде
Придёт на выручку в беде
- Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак-поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты, широко используются для реабилитации больных, где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.
- Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.
Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду – сахару кусочек.
Но труд артиста, ох, не сладок!
- Собака и в дождь, и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.
Стадо овечье собаке послушно.
Собака справлялась с работой пастушьей.
- Каких домашних животных помогает пасти собака? (коров, овец, лошадей, коз)
Ну а если в доме вор,
Пёс достойный даст отпор.
Для него святое дело
За семью сражаться смело.
- Что охраняют собаки?
Собаки способны не только на трюки.
А верно служили нашей науке.
Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?
Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!
Это собаки – космонавты. В науке собаки – верные друзья. Часто они первопроходцы, а за ними следует человек.
В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу — там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.
Несутся собаки тропой ледяной.
Терпенье и сила в упряжке одной.
В благодарность верным друзьям человека – собакам, ставятся памятники, которые можно встретить в самых различных странах мира. Есть памятник первой собаке-космонавту Лайке, образ пса Хатико в Японии стал примером беззаветной любви и верности. Память о собаках погибших во время войн увековечена в бронзе. В швейцарских Альпах помнят сенбернаров-спасателей.
- Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Какие они?
Вы правильно заметили, что все собаки разные, у них разная порода. А какие породы собак вы знаете?
Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга. (Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером).
Как вы думаете, какой у собак бывает характер? (Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый).
Невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью.
Есть служебные  собаки,Есть  собаки-сторожа .Их работу – знает всякий –Можно только уважать…Есть  собаки-водолазы ,Есть – спасатели в горах.Им – героям, скажем сразу,Незнакомо слово «страх»…
Каких служебных собак вы можете назвать? (овчарка, ротвейлер, лабрадор…)
Чем помогают людям служебные собаки?
Бродить, утопая в болотах и травах, Готов он и счастлив и нет ему равных. А в стойке замрёт на охоте весенней - Замрешь от восторга и сам - загляденье!
Каких охотничьих собак вы знаете? (спаниель, гончая, такса, борзая…)
Как помогают собаки людям во время охоты?
Изобретателен, умен, Вам предан бесконечно он. И жизнь за Вас отдать бы смог Французский маленький бульдог.
Какие декоративно-комнатные собаки вам известны? (йоркширский терьер, мопс, шпиц, болонка, далматин…) Для чего людям нужны комнатные собачки?
- А теперь помогите решить спор мальчиков?
На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»
Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»
Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»
Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».
Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?
- Дети, а как человек должен заботиться о своём друге? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу).
- Ребята, представьте, что ваша собака заболела. Как вы об этом узнаете?
Как расскажет об этом ваш пёс? Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).
Что надо сделать, чтобы вылечить собаку? (надо обратиться к врачу)
Какой врач лечит собак? (ветеринар)
Собаки! Бог вас людям дал в награду, Чтоб грели сердце, радовали глаз. Как мало вам от человека надо, Как много получает он от вас!
Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала ему спутником и другом.
Дети, как много интересного мы сегодня вспомнили о наших четвероногих друзьях. Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче ваша дружба будет с ними.
-А сейчас мы прочитаем индийскую сказку «Умная собака».
1. Подготовка к чтению текста – «Читай правильно» - стр.59.
2. Чтение индийской сказки «Умная собака» - учителем.
3. Словарная работа: отличить.
Физминутка
Дружок – собачка цирковая.
Зарядку сделать предлагает,
Это лёгкая забава — Повороты влево, вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Ох, как рад Дружочек
И рады ребятишки.
Вместе вы с Дружочком
Тихонечко садитесь.
5. Беседа по содержанию:
- О чем человек спросил собаку?
- Что собака ответила человеку?
- Как она отличает злого человека от доброго?
6. Работа над развитием навыков чтения:
фронтальное чтение;
чтение цепочкой.
7. Чтение по ролям.
VI. Домашнее задание: стр. 59– читать, пересказывать.
VII. Итоги урока.
- Расскажите, как вы относитесь к бездомным собакам?
Выставление и комментирование оценок.