Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по ПМ 03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы для специальности Ветеринария


Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБПОУ СО «Ирбитский аграрный техникум»
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
по ПМ 03. «Участие в проведении ветеринарно-санитарнойэкспертизы продуктов и сырья животного происхождения»
Для студентов специальности 36.02.01. «Ветеринария»
Преподаватель:
Т.В. Стрелецкая
Зайково,
2016
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по специальности «Ветеринария» по профессиональному модулю «Участие в проведении ветеринарно-санитарной
экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 35.02.08 «Ветеринария», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 505от 12.05.2014г.
Разработчик:
Т.В.Стрелецкая преподаватель ГБПОУ СО «Ирбитский аграрный техникум»
Рецензент:
Аверкиева Е.Н. методист ГБПОУ СО «Ирбитский аграрный техникум»
Рассмотрено на
Цикловой комиссии
Протокол № 3
От «_25»_ноября_2016 г.
Председатель:______________
Стрелецкая Т.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Цели и задачи профессионального модуля 4
2. Виды самостоятельных работ 5
3. Перечень самостоятельной работы по профессиональному модулю «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» 6
4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы 7
5. Рейтинговый лист выполнения самостоятельной работы 16
Заключение 17
Литература 18

ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационная характеристика «Ветеринарного фельдшера» в свете новых образовательных стандартов третьего поколения содержит такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи большое значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимых знаний. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.
Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Программа профессионального модуля «Участие в проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» является элементом основной образовательной программы по специальности 36.02.01. «Ветеринария» базовой подготовки.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
-предубойного осмотра животных;
-участия в различных видах экспертиз сельскохозяйственной продукции и сырья животного происхождения;
уметь:
-проводить предубойный осмотр животных;
-вскрывать трупы животных;
-проводить отбор проб биологического материала, продуктов и сырья животного для исследований;
-консервировать, упаковывать и пересылать пробы биологического материала, продуктов и сырья животного происхождения;
-проводить анализ продуктов и сырья животного происхождения;
-проводить обеззараживание нестандартных продуктов и сырья животного происхождения;
-проводить утилизацию конфискатов и зараженного материала;
знать:
- правила ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов, сырья животного происхождения;
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 291 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 194 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 97 часов;
учебной и производственной практики – 144 часов.
Самостоятельная работа составляет 50% от общей учебной нагрузки и является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации программы профессионального модуля.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ профессионального модуля.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
-  для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста,  графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
-       для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и  др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
-       для формирования умений:   решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование  разных  видов и  компонентов  профессиональной  деятельности, опытно экспериментальная работа,  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
 
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
 
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПМ 03. «УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

Наименование темы самостоятельной работы Рекомендуемая литература Количество часов Формы выполнения
Раздел «Патологическая анатомия и патологическая физиология» 2, 3 курс 50 часов
1 Действие физических факторов на организм животного. Налетов Н.А. Патологическая анатомия и патологическая 2 Доклад - сообщение
2 Аллергия физиология животных. - М.: Агропромиздат, 1991. 2 Схема-конспект
3 Атрофия Интернет-ресурсы 2 Схема-конспект
4 Дистрофии 3 Дифференциальная таблица
5 Патология ССС 3 Таблица
6 Патология эндокринной системы 3 Таблица
7 Патология обмена веществ 6 Реферат
8 Инфекционные болезни 4 Доклад-презентация
9 Общая патология 3 Кроссворд
10 Частная патология 3 Кроссворд
11 Аллергия наступает. Сальмонеллез-чума 20 века. Своя тема. 15 Исследовательская работа (проект)
12 Словарь патологоанатомических терминов 2 Словарь
Раздел «Ветеринарно-санитарная экспертиза» 4 курс , 47 часов
1 Определение упитанности убойных животных и птицы
1. Ветеринарное аконода-
тельство. – М.: Агропромиздат, 1988. – Т. 4. – С. 157 – 198 с.
2. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов на рынках: ветеринарное законодательство. – М.: Агропромиздат, 1981. –Т. 3. - С. 372-387.
3. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы яиц домашней птицы : утв. ГУ ветеринарии МСХ РФ 01.06. 1991– М.: Колос, 1992.
4. Государственные стандарты : указатель. – М.: ИПК, 2000.
4 Таблица
2 ВСЭ продуктов убоя при инфекционных заболеваниях животных
4 Таблица
3 ВСЭ продуктов убоя при заболеваниях
3 Кроссворд
4 Тема самостоятельной работы на выбор студента
6 Презентация
5 Тема реферата на выбор студента
10 Реферат
6 Тема на выбор студента 20 Исследовательская работа (проектТемы самостоятельных работ по разделу «Ветеринарно-санитарная экспертиза»
1.Транспортировка животных автомобильным, железнодорожным, водным.
Определение упитанности убойных животных и птицы.
Клеймение туш и шкур.
Сортовая разрубка туш.
Ветсан экспертиза ветчино-штучных изделий
Основы технологии переработки и ветсанэкспертиза субпродуктов
Основы технологии обработки кожевенно-мехового сырья
Основы технологии обработки кишечного сырья.
Молоко различных видов с.-х. животных.
Химический состав и физико-химические свойства молока.
Факторы, влияющие на состав и свойства молока
Утилизация конфискатов
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация на мясоперерабатывающих предприятиях и холодильниках
Ветеринарно-санитарная экспертиза органов и туш при отравлениях
Ветеринарно-санитарная экспертиза органов и туш при поражении ионизирующей радиацией
Изменения в мясе при хранении.
Ветеринарно-санитарная экспертиза мѐда
Темы рефератов
1. Морфологический и химический состав мяса животных и птицы.
2. Организация мест убоя животных в хозяйствах.
3. Новые методы консервирования мяса.
4. Транспортировка скоропортящихся продуктов.
5. Транспортировка скоропортящихся продуктов.
6. Пороки молока и методы их предупреждения
7. Ветсанэкспертиза пчелопродуктов (воска, прополиса, маточного молочка, Темы исследовательских работ
1. Технология производства и ветеринарно-санитарная экспертиза масла
2. Технология производства творога и его ветеринарно-санитарная экспертиза
3. Технология производства кефира и его ветеринарно-санитарная экспертиза
4. Технология производства йогурта и его ветеринарно-санитарная экспертиза
5. Технология производства питьевого молока его ветеринарно-санитарная экспертиза
6.Технология производства сметаны и ее ветеринарно-санитарная экспертиза
7. Технология производства сливок и их ветеринарно-санитарная экспертиза
8. Технология производства вареных колбас и их ветеринарно-санитарная экспертиза
9. Технология производства полукопченых колбас и их ветеринарно-санитарная экспертиза
10. Технология производства варено- копченых колбас и их ветеринарно-санитарная экспертиза
11. Технология производства ветчино-штучных изделий и их ветеринарно-санитарная экспертиза
12. Технология обработки кишечного сырья и их ветеринарно-санитарная экспертиза
13.Технология обработки эндокринного сырья и его ветеринарно-санитарная экспертиза
13.Технология переработки жира и его ветеринарно-санитарная экспертиза
14.Технология производства консервов и их ветеринарно-санитарная экспертиза
15.Консервирование мяса низкой температурой и ветеринарно-санитарная экспертиза на холодильниках
16. Предприятия по переработке животных
17. Сырьѐ для мясной промышленности и факторы, влияющие на его качество
18. Транспортировка убойных животных автомобильным транспортом
19. Транспортировка убойных животных железнодорожным транспортом
20.Транспортировка скоропортящихся продуктов.
21. Вет. сан экспертиза органов и туш при болезнях незаразной этиологию
22. Вет. сан экспертиза органов и туш при болезнях обмена веществ.
23. Вет. сан. экспертиза органов и туш при механических и термических повреждениях.
24.Вет. сан. экспертиза органов и туш при радиоактивном поражении
25. Вет. сан. экспертиза органов и туш при отравлениях
26. Вет. сан. экспертиза молока и молочных продуктов при радиоактивном поражении
27. Вет. сан. экспертиза молока, полученного от больных животных.
28. Санитарно-гигиенические условия получения доброкачественного молока.
29. Факторы, влияющие на состав и качество молока.
30. Вет. сан. экспертиза органов и туш диких животных
31. Вет. сан. экспертиза живой, парной и охлажденной рыбы.
32. Технология производства соленой рыбы и ее вет. сан. экспертиза.
33. Технология производства мороженой рыбы и ее вет. сан. экспертиза.
34. Технология производства копченой рыбы и ее вет. сан. экспертиза.
35. Вет. сан. экспертиза грибов.
36.Вет. сан. экспертиза яиц и яйцепродуктов
37. Вет. сан. экспертиза меда.. 38. Пищевые токсикозы и их профилактика по линии ветеринарной службы.
39. Пищевые токсикоинфекции их профилактика по линии ветеринарной службы
Перечень литературы и интернет-источников для выполнения самостоятельной работы по разделу: «Ветеринарно-санитарная экспертиза»
Боровков, М.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стан-дартизации продуктов животноводства / М.Ф. Боровков, В.П. Фролов, С.А. Серко - СПб.: Лань, 2010. – 480с.
2. Боровков, М.Ф. Пратикум по ветеринарно-санитарной экспертизе /М.Ф. Боровков, В.Г.Урбан – Спб.: Лань, 2011 – 310 с.
3. Костенко, Ю.Г. Ветеринарно-санитарный осмотр продуктов убоя животных: Ветеринарные методические указания /Ю.Г. Костенко. – М.: Гном и Д, 2003.- 108с.
6. Шуклин, Н.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза, стандартизация и сертификация продуктов /Н.Ф. Шуклин. Под ред. К.Е. Елемесова. –Казань: Академкнига, 2005.-520с.
7. Серегин, И.Г. Лабораторные методы в ветеринарно-санитарной экспертизе пищевого сырья и готовых продуктов. Учебное пособие. /И.Г. Серегин, Б.В. Уша – М.: РАПП, 2008. – 408 с.
8. Смирнов, А.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами молока и молочных продуктов: Учебное пособие /А.В. Смирнов – СПб.: Гиорд, 2009. – 112 с.
Дополнительная литература.
1. Закон Российской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.93 № 4979-1.- М.: Росзоовет-снабпром, 2000.
2. Федеральный закон « О качестве и безопасности пищевых продуктов», № 29-ФЗ от 2 января 2000 г. - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. - N 2, ст. 150.
3. Федеральный закон « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.- Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650
4. Боровков, М.Ф. Определение видовой принадлежности мяса животных. Метод. посо-бие./ М.Ф. Боровков, О.В. Швец, А.К. Кириллов – М.: ФГОУ Российская академия кадрового обеспечения АПК,2002. - 33с.
5. Житенко, П. В., Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства: Справочник /П.В. Житенко, М.Ф. Боровков – М.: Агропромиздат, 2000. - 335 с.
6. Курмакаева, Т.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых яиц. Учебно-методическое пособие/ Т.В. Курмакаева, М.Ф. Боровков, Ю.В. Петрова – М., 2009. - 46 с.
7. Смирнов, А.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии молока и молочных продуктов. Учебное пособие. /А.В. Смирнов. – СПб.: Гиорд, 2009. – 112 с
Интернет-ресурсы:
- информационно-справочные и поисковые системы: Rambler, Yandex, Google.
- научная библиотека ТувГУ www. Nb. Tuvsu.ru
- http://www.mcxpx.ru/base_gvc/vetzac/spisok.html
- http: // www. allvet.ru/docs/vet_low. Php
- Информационные справочные базы «Консультант», «Гарант» и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации
по составлению мультимедийных презентаций
Логическая последовательность создания презентации:
структуризация учебного материала
составление сценария презентации
разработка дизайна мультимедийного пособия
подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать
знание современного состояния проблемы;
обоснование выбранной темы;
использование известных результатов и фактов;
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
актуальность поставленной проблемы;
материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата
Титульный лист
План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
Введение с актуальностью
Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
Заключение
Литература
Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
Оценка: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
.
Методические рекомендации по подготовке доклада, сообщения
Доклад, сообщение – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада, сообщения по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада, сообщения требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы фактов, мнений разных ученых и научных положений;
обобщение и логическое построение материала доклада, сообщения например, в форме развернутого плана;
написание текста доклада, сообщения с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Критерии оценки доклада:
1.Четкость постановки цели (max 2 балла):
1.1. нет цели;
1.2. цель нечеткая;
1.3. цель четко обозначена.
2.Качество доклада (max 2 баллов):
2.1. докладчик зачитывает;
2.2. докладчик рассказывает, но не объясняет суть работы;
2.3. четко выстроен доклад;
2.4. доклад сопровождается иллюстративным материалом;
2.5. доклад производит выдающееся впечатление.
3.Четкость выводов, обобщающих доклад (max 2 балла):
3.1. выводы имеются, но они не доказаны;
3.2. выводы не четкие;
3.3. выводы полностью характеризуют работу.
4.Качество ответов на вопросы (max 1 балла):
4.1.докладчик не может четко ответить на вопросы;
4.2.не может ответить на большинство вопросов;
4.3.отвечает на большинство вопросов.
5.Умение держаться перед аудиторией (max 1 балла)
ОЦЕНКА: «5»- 8-7 баллов
«4» - 6-4 баллов
«3» – 3 балла.
Методические рекомендации по составлению кроссворда
Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространённая в мире игра со словами. Кроссворд позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации. Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности
Технология составления кроссворда:1. Просмотр и изучение необходимого материала, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации.2. Составление списка слов раздельно по направлениям.3. Составление вопросов к отобранным словам.4. Проверка орфографии текста, соответствие нумерации. 5. Оформление готового кроссворда.Общие требования при составлении кроссвордов: При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности:1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворд 2.Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3.Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
4.Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5.Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.)
7.Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.8.Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Рисунок кроссворда должен быть четким.
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций. Ответы на кроссворд. Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса. Оформление ответов на кроссворды: на отдельном листе.  Критерии оценивания: 1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла)
2.Оригинальность составления кроссворда(1,5 балла)
3.Практическая значимость работы(2 балла)
4.Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок(1 балл) 
5.Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок(1 балл)
6.Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения(1 балл).
Оценка: «5» - 8 -7 баллов
«4» - 7 -6 баллов
«3» - 5-4 балла.
Методические рекомендации по составлению и заполнению таблицы
Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.Составление таблицы по теме –  это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы, так и разделы разных тем. Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объёма информации, сложности её структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 0,5 ч-1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.
Методические рекомендации по составлению таблиц.1. Запишите название таблицы2. Подготовьте необходимую литературу для заполнения таблицы3. Внимательно прочитайте текст4. Заполните таблицу
Критерии оценки:
соответствие содержания теме- 1 балл
логичность структуры таблицы- 1 балл
правильный отбор информации- 1 балл
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации- 1 балл
соответствие оформления требованиям- 1 балл
работа сдана в срок – 1балл
Максимальное количество баллов: 6 баллов
5-6 баллов - «5»
4-5 баллов – «4»
2-3 балла – «3»
Ниже 2 баллов - «2»
Методические рекомендации по составлению схемы
Схема – это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.Основная задача схемы – показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называют блок-схемами.
Составление схем – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.
Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме (1 балл)
- правильная структурированность информации. (1балл)
- наличие логической связи изложенной информации (1балл)
- аккуратность выполнения работы (1балл)
- творческий подход к выполнению задания (1 балл)
- работа сдана в срок.(1 балл)

Максимальное количество баллов: 6 баллов
6-5 баллов - «5»
3-4 балла «4»
2-3 балла – «3»
Ниже 2 баллов - «2»
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ
Рейтинговый лист выполнения самостоятельной работы по разделу «Патологическая анатомия и патологическая физиология животных»
№ п/пФ.И. обучающегося Вид самостоятельной работы
Количество баллов
0-102 Оценка
Сообщения Схема Таблица Реферат Презентация Кроссворд
Исслед. работа Словарь 0-8 0-6 0-6 0-6 0-6 0-12 0-12 0-8 0-8 0-20 0-10 1 Иванова О. 2 3 4 5 6 7 8 Шкала перевода баллов в оценку:
100-90% - 92 балла – 5 (отлично)
89 - 80% - 81 балл – 4 (хорошо)
79 – 60% – 61 балл – 3 (удовлетворительно)
Менее 60 % - и менее 61 балла – 2 ( неудовлетворительно)
Студенты набравшие 92-102 балла за самостоятельную работу и имевшие текущие оценки «4» и «5» по разделу «Патологическая анатомия и патологическая физиология» от экзамена освобождаются.
Студенты набравшие менее 61 балла (менее 60 %) за самостоятельную работу до экзамена не допускаются.
Рейтинговый лист выполнения самостоятельной работы по разделу
«Ветеринарно-санитарная экспертиза»
№ п/пФИО обучающегосяВиды самостоятельной работы Количество баллов Оценка
таблица презентация реферат Исслед. работа 0-6 0-6 0-12 0-12 0-20 0-56 1. 2. 3. 4. 5. 6. Шкала перевода баллов в оценку:
100-90% - 50 баллов – 5 (отлично)
89 - 80% - 44 балла – 4 (хорошо)
79 – 60% – 33 балла – 3 (удовлетворительно)
Менее 60 % - и менее 33 баллов – 2 ( неудовлетворительно)
Студенты набравшие 50-56 балов за самостоятельную работу и имевшие текущие оценки «4» и «5» по разделу «Ветеринарно- санитарная экспертиза» от экзамена освобождаются.
Студенты набравшие менее 33 баллов (менее 60 %) за самостоятельную работу до экзамена не допускаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.
Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.