Подвижные игры на уроках как средство развития физических качеств

Подвижные игры как средство формирования физического здоровья
у детей младшего школьного возраста

Учитель физической культуры АМОУ СОШ №4
Гришина Татьяна Васильевна

«Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра!
Нам школа дарит звонкий праздник
И главный гость на нём – ИГРА!

И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора.
Сегодня скажут звонко- звонко:
« ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИГРА!»

1.Вступление.

Над данной темой я работаю третий год.
Эта тема мной выбрана неслучайно, уровень физической подготовленности моих воспитанников на начало 2008/2009 учебного года был таков:


Физические качества
Высокий +
средний
Низкий уровень

Высокий +
средний
Низкий уровень



Мальчики
Девочки

Скоростная сила
59,1%
40,9%
34,5%
65,5%

Быстрота
92%
8%
92,2%
7,8%

Сила
34,3%
65,7%
50,4%
49,6%

Гибкость
52,9%
47,1%
50%
50%

Выносливость
30%
70%
27,2%
72,8%

Итого:
53,7%
46,3%
50,9%
49,1%

Всего:
52.3%
47.7%




Проанализировав уровень физической подготовленности учащихся, для себя сделала вывод: что нужно работать над развитием и укреплением физического здоровья моих воспитанников. А так как мои воспитанники- ученики младшего школьного возраста, лучше всего это делать через игру. Без игры и романтики детям жить оказывается скучно, неинтересно. «Серость жизни, - говорил С.Т.Шацкий, вызывает у них нечто вроде настоящего заболевания». Когда педагоги забывают о детской природе, отводят взгляд от тоскующих ребячьих глаз на классном часе или на спортивной площадке, получается не что иное, как формальное отношение к делу. Но игру не зря называют королевой детства, при умелом использовании она может стать незаменимым помощником педагога. Подвижная игра является основным средством физического воспитания детей младшего возраста. Именно в эти годы (от 7 до 10 лет) ребёнок проявляет склонность к разнообразным подвижным играм. А.М.Горький, любовно и внимательно изучавший молодое поколение, отмечал в своих педагогических высказываниях: « Ребёнок до 10 -летнего возраста требует забавОн хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».

Увлекательные подвижные игры приобретают особую роль в разрешении задач всестороннего развития детей. В процессе игры ребёнок испытывает свои силы и способности, знакомится с элементарными правилами взаимоотношений в коллективе, учится быть честным и правдивым, познаёт окружающую действительность, находя в играх отображение многих картин жизни общества и природы.

Игра и детство неразделимы. О влиянии игры на формирование детской души и физических сил сказано немало лестных слов. Социологи считают, что подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Экран телевизора всё чаще дарит нам фрагменты ребячьих сражений, где главное оружие – подвижные игры. Соревнуются классы, школы, спортивные семьи. По накалу борьбы на площадках, всплескам эмоций на трибунах, духу честного соперничества эти маленькие поединки едва ли уступят масштабным соревнованиям взрослых. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
В игре легче решаются вопросы положительных черт характера. Выполнение разнообразных двигательных действий в ходе игр с соблюдением установленных правил обогащает двигательный опыт детей, активизирует их, воспитывает наблюдательность, внимание, развивает память и ориентировку в пространстве. Движения, входящие в подвижные игры, по форме и содержанию просты, понятны и доступны детям. Всё это способствует постоянному совершенствованию координации движений, на основе которой развивается способность целенаправленного овладения двигательными навыками.
Эмоциональность подвижных игр позволяет обеспечить значительную активность школьников во время занятий и тем самым добиться повышения уровня их физической подготовленности.

Целью моей работы над данной темой являлось:
Создание условий для развития и укрепления физического здоровья у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр.
Для реализации данной цели передо мной стояли задачи:

1. Содействовать гармоническому развитию и всесторонней
физической подготовленности учащихся.
2. Осуществлять коррекцию по отклонению в физической подготовленности
детей.
3. Повысить познавательную активность, интерес, инициативу и
самостоятельность школьников младшего школьного возраста при
проведении подвижных игр.
4. Воспитывать культуру общения через игровую деятельность.

Планируемый результат: 1. Положительная динамика физической подготовленности
учащихся.
2. Рост физической активности детей во внеурочной
деятельности.
3. Бесконфликтное общение школьников при проведении
командных мероприятий.







Глава 2. Методика проведения игр.

Свои уроки подвижных игр я стараюсь проводить в свободной непринуждённой форме. Слежу за тем, чтобы при проведении подвижных игр каждый ребёнок мог хорошо видеть и слышать меня. Достижение поставленной цели на уроке во многом зависит от доходчивости объяснения правил игры, поэтому стремлюсь быть краткой и логичной в объяснении игры. Сразу, перед началом игры, сообщаю название игры, роль играющих и их места расположения, последовательность игры и её цели. Чтобы лучше ребята усвоили игру, сопровождаю свой рассказ показом, к которому привлекаю помощников. Естественно более подробно приходится рассказывать о ходе игры, когда дети знакомятся с нею впервые. На последующих уроках напоминаю лишь основные моменты.
Для успешного проведения игры нужно назначить водящего (здесь дети используют считалочки, которые они готовят заранее – это может быть одним из домашних заданий).
Папки с работами учащихся прилагаются (Приложение 1)
Далее нужно выбрать капитанов, выделить помощников и распределить играющих на команды. Игру начинаю по условному сигналу (свисток, хлопок в ладоши). Перед подачей сигнала проверяю, все ли школьники поняли условия игры и заняли исходное положение.
Немаловажное значение имеет судейство подвижных игр. Игра потеряет свою педагогическую ценность, если внимательно и строго не следить за выполнением её правил.
Со своими воспитанниками повторяем правила честной игры:

- Только честная игра равных, иначе победа неинтересна.
- Достойно переживайте поражение, не злитесь, не лезьте с кулаками на того, кто, по- вашему, виноват в поражении.
- Если выиграли – радуйтесь, но не задавайтесь.
- Научите других тому, что умеете сами.
- Сами учитесь у других.
- Если что–то не получается, будьте терпеливы, и обязательно добьётесь успеха.
- Учитесь на своих ошибках.
- Никогда не унывайте при неудачах.
К судейству стараюсь привлекать и самих учеников (освобождённых от уроков), тем самым формирую у них навыки самостоятельного проведения игр.
Заканчиваю игру тогда, когда дети ещё не переутомились, проявляют к ней интерес, когда их действия полноценны и эмоциональны.
За 1-2 минуты до окончания игры предупреждаю участников об ее окончании, т.к. неожиданная остановка часто вызывает отрицательную реакцию у детей.
При подведении итогов игры учитываю не только быстроту, но и качество выполнения заданий. К разбору привлекаю учащихся - это способствует развитии наблюдательности, приучает их критически мыслить, повышает сознательность, дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения.
В своей педагогической деятельности я использую различные методы, формы, принципы, технологии. Но чаще применяю игровой метод (взаимопомощь, соперничество, взаимоотношения, эмоциональность, изменчивость ситуаций, самостоятельность, активность, проявление и развитие физических способностей, волевых и моральных качеств для достижения успеха), соревновательный метод (сопоставление сил, раскрытие функциональных и психических возможностей учеников), игровую технологию (её важной функцией является то, что она - первооснова спорта, способствует освоению учащимися «Школы движений», включающей весь комплекс жизненно – важных навыков, в мир спорта ребёнок входит играя).
Мастерство педагога, проводящего игру, заключается в умелом преподнесении игры детям и в удачном использовании методических приёмов, обеспечивающих воспитывающий и оздоровляющий характер игры. Многое здесь зависит также и то такта самого педагога.
Ни одну игру нельзя провести по заранее составленным стандартным рецептам или по шаблонной схеме. Чтобы хорошо провести подвижную игру, недостаточно знать её содержание и методику. Только глубоко прочувствовав игру, побыв в роли рядового участника и поняв, чем он «живёт» в игре, педагог может устанавливать с играющими необходимый контакт. Этот контакт и является залогом успеха проведения игры. Подвижная игра должна проводиться с тем «огоньком», который так знаком каждому педагогу, любящему детей.














































Глава 3. Подвижные игры - средство развития двигательных качеств обучающихся.

Ежегодно два раза в год (осенью и весной) проводится мониторинг физической подготовленности учащихся.
Анализ физической подготовленности учащихся АМОУ СОШ № 4
1-4 классы
осень 2009 г. - весна 2010 г.
Количество учащихся с низким уровнем развития двигательных качеств


Физические качества
Сентябрь 2008 г.
Май
2009 г.
Сентябрь 2009 г
Май
2010 г.

1.
Быстрота

7.9%
5.7%
13.3%
1%

2.
Выносливость
71.4%

54.7%
51.4%
35.6%

3.
Скоростная сила

53.2%
25.7%
27.9%
22.8%

4.
Сила (мальчики)

65.5%
49.6%
56.4%
56%


Сила (девочки)

49.6%
14.7%
23.4%
3.2%

5.
Гибкость

48.6%
26.6%
26.9%
23.9%


Результаты 2008-2009 учебного года приводятся для сравнения.

Анализируя приведенные данные развития отдельных физических качеств весной и осенью 2009 г., можно отметить, что после летнего периода наблюдается отрицательная динамика в развитии физических качеств:
- быстроты на 7.6% ,
- скоростной силы на 2.2%,
- силы у мальчиков на 6.8 %,
- силы у девочек на 8.7 %,
- гибкости на 0.3 %.
Данные приведенной таблицы говорят о том, что учащиеся в летний период мало занимаются физической культурой, их двигательная активность не носит целенаправленного характера и несистематична, у детей отсутствует навык самостоятельных занятий физическими упражнениями, не умеют организовать себя на игру, низкий процент посещения спортивных секций. Чтобы улучшить показатели необходимо совершенствовать у учащихся навыки организации досуга средствами физической культуры.
В 1-е классы пришли физически неподготовленные дети. Низкий уровень физической подготовленности учащихся 1-х классов в 2009-2010 учебном году составил 46.6 %:
- быстрота – 22.7%,
- выносливость – 45%,
- гибкость – 37%,
- скоростная сила – 40.1%,
- сила (мальчики)- 70.4%,
- сила (девочки) – 64.4% .
В 2010-2011 учебном году низкий уровень физической подготовленности учащихся 1–х классов составил 45.6%
. Сводные протоколы физической подготовленности учащихся на начало 2010-2011 учебного года прилагается (Приложение 2)
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Чтобы помочь ребенку в совершенствовании двигательных умений и навыков на каждом уроке я планирую деятельность школьников над развитием одного определённого физического качества. Это зависит от темы урока. На уроках раздела «Гимнастика с основами акробатики» работаем над развитием физических качеств – гибкости и силы.
На уроках разделов «Лёгкая атлетика», «Лыжные гонки», «Плавание» работаем над развитием физических качеств – быстроты, скоростной силы, выносливости.

Особое место в своей деятельности отвожу работе по коррекции отклонений в физической подготовленности учащихся (эти отклонения выявляются после проведения мониторинга по физической подготовленности). Всех своих воспитанников, имеющих отклонения в физической подготовленности, объединяю в 5 групп:

Скоростная сила (в этой группе дети, которые не справились с тестовым заданием – прыжок в длину с места). С ними ведётся коррекционная работа, даются упражнения и проводятся подвижные игры для развития скоростно- силовых качеств, проверяются домашние задания. Анализируя результаты 2008-2009 учебного года можно сделать вывод: в начале года низкий уровень по этому качеству составил 48,6%, а уже к концу года-16%. Отмечается положительная динамика (+32.,6%).
К концу 2009-2010 учебного года отмечается также положительная динамика
(+ 5.2%)

2. Быстрота (в этой группе дети, которые не справились с тестовым заданием -
бег 30м). С ними ведётся работа по развитию быстроты, включаются подвижные игры для совершенствования быстроты. Низкий уровень составил: в начале 2008-2009 учебного года 7,3%, в конце – 4.9%. Отмечается положительная динамика (+2,4%)
К концу 2009-2010 учебного года отмечается также положительная динамика (+ 2.2%).

3. Гибкость (в этой группе дети, которые не справились с тестовым заданием наклон
вперёд в положении сидя). С ними ведётся работа по развитию гибкости, проводятся игры с элементами гимнастики. В начале 2008-2009 учебного года низкий уровень показали 45,6% учащихся, а в конце года он составил 20,8%. Отмечается положительная динамика (+24,8%).
К концу 2009-2010 учебного года отмечается также положительная динамика (+ 3.1%)

4. Выносливость (в этой группе дети, которые не справились с тестовым заданием –
бег 1000 м). С ним ведётся работа по развитию выносливости в игровой форме. В начале 2008-2009 учебного года с этим тестом не справились 66,7% учащихся, в конце года – 46,2%.
Отмечается положительная динамика (+20,5%).
К концу 2009-2010 учебного года отмечается также положительная динамика (+ 15.9%)

5. Сила (в этой группе дети, которые не справились с тестовым заданием –
подтягивание на высокой перекладине (мальчики), поднимание – опускание туловища за 30 сек. (девочки). С мальчиками проводится работа по развитию силы мышц рук и плечевого пояса, с девочками проводятся упражнения силы мышц брюшного пресса, проводятся игры для развития силы. В начале 2008-2009 учебного года с этим заданием не справились 55,6% учащихся, в конце года- 36,7%. Отмечается положительная динамика (+18,9%)
К концу 2009-2010 учебного года отмечается также положительная динамика (+ 10.3%)

В приложении представлены таблицы с подвижными играми для развития и совершенствования физических качеств (Приложения 3-7)
Основной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений). Эти двигательные действия направляются на преодоление различных препятствий, трудностей, поставленных на пути достижения цели игры. А достижение цели требует от учащихся активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать противника или убежать от него).
Начиная с первого класса провожу игровые занятия с элементами корригирующей гимнастики:
- «На огороде»
- «Деревья в лесу»
- «Цветы»
- «В саду»
- «На птичьем базаре»
- « Как рождается хлеб»
- «В лес на новогоднюю ёлку» т.д.
Разработка игрового занятия для учащихся 1 класса прилагается (Приложение №8)
На этих уроках формируются знания и представления о бережном отношении к своему здоровью, закрепляются сформированные двигательные умения и навыки в подвижных играх.
Уже третий год для всех моих воспитанников ведутся паспорта физической подготовленности, куда заносятся результаты их достижений. Дети видят их, сравнивают, делают выводы, анализируют, родители проверяют, знакомятся с результатами детей. Считаю, что такие паспорта детям необходимы, они видят, на каком уровне у них развиты физические способности, стремятся улучшить свой результат, сравнивают себя.
Паспорта одного класса прилагаются (Приложение 9)



























Глава 4. Роль подвижных игр во внеурочной деятельности.

Большую педагогическую ценность для формирования сознательного отношения к навыкам спортивной направленности и повышения интереса к занятиям физической культурой имеют формы внеклассной работы. Большое место в своей деятельности уделяю проведению мероприятий в рамках форума «Здоровое поколение» фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», являюсь руководителем этого форума.
Папка форума прилагаются (Приложение 10)
Главное назначение этих мероприятий – нести детям радость. И везде, где есть игра, бьёт ключом здоровая, радостная детская жизнь. Это хорошо понимают сегодня те, кто успешно решает педагогические задачи:

Организация здорового отдыха и досуга детей.
Воспитание и развитие организаторских навыков у школьников.
Углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных на уроках физической культуры.
4. Содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему, физическому развитию учащихся.

Очень важно вызвать у детей интерес к этим мероприятиям, которые проводятся в игровой форме. На праздниках обязательно присутствуют гости, они поддерживают играющих словами, плакатами: «Шайбу!», «Молодцы!», «Так держать!», «Ай да мы!» и т.д. Большую роль имеет оформление зала, это поднимает настроение у детей. Постоянно подводится итог, анализ этих мероприятий, жюри объявляет результаты, счёт показывается на табло.

Среди моих воспитанников популярностью пользуются такие игровые мероприятия как:

- Чемпион класса
- День личных рекордов
- Волшебная скакалка
- Спортлото
- Снайперы баскетбола
- Весёлые состязания
- Турнир рыцарей
- Богатырские потешки
- Путешествие в страну игр
- Карусель подвижных игр
- Первенство игры «Охотники и утки»
- Первенство игры в городки и т.д.

Благодаря этим мероприятиям увеличился рост физической активности детей во внеурочной деятельности. Только за 3 четверти этого учебного года мои воспитанники приняли участие в 19 соревнованиях школьного уровня (1438 участий) и 48 детей в 4 соревнованиях городского уровня. И что немало важно при проведении командных мероприятий мои воспитанники научились бесконфликтно общаться друг с другом, уважая и соблюдая правила на спортивной площадке.
Разработки спортивных праздников «Богатырские потешки», «Турнир рыцарей» прилагаются.
(Приложения 11-12)


Большое значение проведению подвижных игр уделяю не только на уроках и спортивных праздниках, но и на переменах между уроками, во время прогулок в группах продлённого дня. Считаю, что:
1. Игры в составе уроков выполняют общевоспитательные и оздоровительные задачи в соответствии с программой по физическому воспитанию.
2. На переменах между уроками игры помогают организовывать здоровый и активный отдых.
3. На школьных мероприятиях игры оживляют программу, делают её более разнообразной и интересной.
4. Проведение подвижных игр во время прогулок создают благоприятные возможности для воспитания психофизических качеств, а также для совершенствования и проверки навыков в беге, прыжках, метании и др.
Особое значение уделяю самостоятельным занятиям играми, которые проводятся в порядке воспитательной работы на детских площадках в режиме удлинённого школьного дня, в выходные дни и в период школьных каникул. И когда я вижу, что мои воспитанники умеют себя организовать самостоятельно на игру, вовлечь в неё других, горжусь ими, обязательно с ними играю, но только в роли игрока. И мне очень приятно, когда дети приглашают меня принять участие в их играх, стараюсь им в этом не отказывать. Мной создана игротека, в которой представлены различные подвижные игры с предметами и без предметов, она периодически пополняется, пользуется спросом, как у детей, так и у педагогов. (Приложение 13)
Считаю, что игра способствует не только развитию физических способностей детей, но и помогает сплотить детский коллектив, включить в активную работу детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх мне лучше удаётся узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет мне найти правильные пути воздействия на каждого из учеников. И, что тоже важно игры сближают меня с детьми, помогают устанавливать с ними более тесный контакт.
Подвижные игры способствуют нормальному формированию и развитию организма и укреплению здоровья детей. В подвижных играх дети производят разнообразные движения во всевозможных вариантах и сочетаниях. При хорошем руководстве и правильной дозировке эти движения способствуют развитию различных крупных и мелких мышц тела, увеличивают гибкость и подвижность в суставах, активизируют деятельность сердца и лёгких, укрепляя эти важнейшие внутренние органы, содействуют улучшению обмена веществ в организме.


















Глава 5. Подвижная игра в курсе «Основы Школы Здоровья»

В этом 2010-2011 учебном году введён 3 час урока физической культуры и в связи с этим
мной разработана рабочая программа «Основы Школы Здоровья» для учащихся 1-4 классов.

Главная цель курса «Основы Школы Здоровья»- всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника.
Основные задачи:

- вызвать у учащихся начальных классов интерес к своему здоровью, позволить ощутить красоту и радость движения;
- формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
- обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
- добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
- воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.

Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:
- формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;
- содействие созданию игровых группировок, позволяющих учащимся различной степени двигательной активности, разного темперамента, уровня умственных способностей, проявить интерес к усвоению научных знаний;
- учёт готовности учащихся к разным формам сотрудничества;
- эмоционально - стимулирующее общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом;
- занимательность процесса обучения;
- установление связей между предметами в процессе обучения для формирования целостных и системных знаний учащихся;
- расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий;
- высокий уровень культуры движений учителя;
- целенаправленная работа над основами культуры движений учащихся.

Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, опираясь на дошкольный опыт детей, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра также является лучшей формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с её помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний.
Воспитание Основ Школы Здоровья невозможно без использования средств подвижной игровой деятельности, поэтому программой предлагаемого курса предусмотрено включение в учебно – воспитательный процесс начальной школы подвижных игр с дидактической направленностью.
Применяя игровой метод, необходимо учитывать, что учащиеся шестилетнего возраста ещё плохо контролируют свои силы. Поэтому важно не допускать переутомления учащихся, направляя их действия, контролируя нагрузку. Уроки курса должны не только дать конкретные сведения по основам Школы Здоровья, но и формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки при обучении школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам.
В 1классе работа по курсу «Основы Школы Здоровья» проводится под общей темой «Физкульт-ура! Начинается с утра!» и предполагает помимо знакомства учащихся с основами здорового образа жизни на примере рассмотрения «философии цветка», также формирование представлений у учащихся 1-х классов о необходимости занятий физической культурой с первых минут после утреннего пробуждения. В этом поможет учителю введение персонажа Физкультоша, который в качестве почётного гостя может участвовать в каждом занятии.
В 1 четверти ученики знакомятся с Физкультошей, который научит детей элементарным упражнениям для формирования правильной осанки, расслабления, покажет пальчиковые малоподвижные игры.
Во 2 четверти – школьники вместе с Физкультошей учатся играть, а также придумывать комплексы утренней гимнастики.
В 3 четверти дети знакомятся с закаливанием.
4 четверти подводит итоги знакомства с Физкультошей, который организовывает соревнования по видам движений на «Призы Физкультоши»

Во 2 классе работа по курсу «Основы Школы Здоровья» проводится под общей темой «Чтобы не было беды».
1 четверть – чтобы не было беды, мы научимся соблюдать режим дня;
2 четверть - чтобы не было беды, мы привыкнем соблюдать особые правила поведения при занятиях физическими упражнениями;
3 четверть – чтобы не было беды, мы научимся понимать значение физических упражнений для нашего здоровья;
4 четверть – чтобы не было беды, мы привыкнем всегда правильно относиться к своим поступкам и действиям как в игре, так и в повседневной жизни.

В 3 классе работа по курсу «Основы Школы Здоровья» проводится под общей темой «Физкульт – Ура! Собираем команду со двора!»
1четверть – Кто лучше играет?
2 четверть – Кто больше игр знает?
3 четверть – Кто больше игр придумает?
4 четверть – Игры- соревнования.
В 4 классе работа по курсу «Основы Школы Здоровья» проводится под общей темой «Физкульт – Ура! На природу детвора!»
1 четверть - Игры вместе с Летом.
2 четверть - Игры вместе с Осенью.
3 четверть – Игры вместе с Зимой.
4 четверть - Игры вместе с Весной.
В программе содержится:
Методика проведения занятий по основам Школы Здоровья
Оценка знаний, умений и навыков учащихся по Основам школы здоровья
Тематическое планирование
Карты двигательных умений и навыков
Тематическое планирование для учащихся 3 классов и карты двигательных умений и навыков прилагаются (Приложения 14 -15)
Карты двигательных умений и навыков включают в себя подвижные игры, игры-эстафеты, соревнования, самостоятельные занятия, девиз которых:
- «Покажи, что умеешь!»
- «Научись играть сам и научи другого!»
- «Один за всех и все за одного!»
- «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Глава 6. Влияние подвижных игр на физическое развитие младшего школьника.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоническому физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, укреплению и сохранению здоровья. Организуя образовательный процесс, я учитываю возрастные, физические и психологические особенности учащихся, а также уровень их физического развития. При оценивании ориентируюсь на относительные показатели детской успешности, то есть сравниваю сегодняшние показатели ребёнка с его собственным вчера.

В этом учебном году мои воспитанники приняли участие в сдаче норм физкультурного комплекса ГТО, 56,7% учащихся выполнили нормы.
Протоколы комплекса ГТО I ступени прилагаются (Приложение 16)
47,1% моих воспитанников посещают городские спортивные секции:
1 классы – 36,7%; 2 классы – 52,9%; 3 классы – 46,7%; 4 классы – 51,9%.
Всё это, несомненно, является непременным условием достижения полученных результатов. Уже к концу 2008-2009 учебного года уровень физической подготовленности моих воспитанников был таков:

Физические качества
Высокий +
средний
Низкий уровень

Высокий +
средний
Низкий уровень



Мальчики
Девочки

Скоростная сила
80,9%
19,1%
67,8%
32,2%

Быстрота
92,6%
7,4%
96%
4%

Сила
35,8%
64,2%
85,3%
14,7%

Гибкость
75,7%
24,3%
71,1%
28,9%

Выносливость
48,8%
51,2%
41,8%
58,2 %

Итого:
66,8%
33,2%
72,4%
27,6%

Всего:
69.6%
30.4%




Как видно из таблицы, по всем физическим качествам отмечается положительная динамика:

Скоростная сила +21,8% у мальчиков, +33,3% у девочек;
Быстрота +0,6% у мальчиков, +3,8% у девочек;
Сила +1,5% у мальчиков, +34,9% у девочек;
Гибкость +22,8% у мальчиков, +21,1% у девочек;
Выносливость +18,8% у мальчиков, + 14,6% у девочек.


В целом, положительная динамика +13,1% у мальчиков, +21,5% у девочек.
В 2009-2010 учебном году: 77.3% (высокий+ средний уровень)
22.7% (низкий уровень)
При сравнении отмечается положительная динамика:
высокий +средний уровень - на 25%
низкий уровень – на 25%




Таким образом, считаю, что мною были созданы условия, позволившие получить положительный результат:
- индивидуально – личностный подход в обучении;
- создание ситуации успеха каждому ребёнку;
- формирование ключевых компетентностей;
- учёт физических способностей и физического развития ребёнка;
- целесообразная двигательная активность на уроке;
- своевременный анализ своей деятельности;
- использование различных педагогических технологий;
- применение коррекционных методов работы.
В своей работе я столкнулась с проблемами.

Проблема формирования жизненно- важных двигательных умений и навыков, опыта двигательной деятельности.
Проблема формирования познавательной мотивации у учащихся.

В дальнейшем буду искать новые пути решения этих проблем, чтобы достичь больших положительных результатов моей педагогической деятельности.
Дальнейшую свою деятельность необходимо спланировать следующим образом:

Направления
Содержание деятельности


1. Работа по коррекции отклонений в физической подготовленности учащихся
- Продолжить работу по развитию физических способностей у учащихся;
- Продолжить мониторинговую деятельность по физической подготовленности учащихся.


2. Создание необходимого психологического настроя учащихся на анализ собственных результатов (самооценка)
- Создание ситуации успеха;
- Проявление интереса к личности ребёнка;
- Оказание помощи, внимания, поддержки;
- Дать возможность проявить себя.


3. Работа над самообразованием и саморазвитием.
- Самоанализ, самооценка своей деятельности;
- Овладение новыми технологиями;
- Творческая активность.
















7 Заключение

Подводя итоги работы над своей темой по самообразованию, должна признать её успешной и результативной. Выбранные мною педагогические технологии, методы и средства обучения, созданные мною условия обеспечили реализацию поставленной цели и задач, а также способствовали получению положительных результатов:
- положительная динамика уровня физической подготовленности учащихся;
- высокая физическая активность детей во внеурочной деятельности;
- бесконфликтное общение школьников при проведении командных мероприятий.
Моя работа носит практический характер, ею можно пользоваться в урочной и внеурочной деятельности, она актуальна. Предоставленные методические наработки, используемые технологии, приёмы, методы, средства в школьной практике доказывают соблюдение принципа инновационности. Давая оценку своей работе я пыталась, вооружившись данными мониторинга, доказать, что они имеют эффективность.
Считаю, что моя работа является полезным и важным условием для дальнейшей работы в системе образования для реализации целей и задач образования.
Главным в моей работе является личность ребёнка, бесконфликтность и безопасные условия её развития, реализация её природных потенциалов, укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся.

На новый период передо мной стоят: следующие задачи:

Развитие целенаправленной двигательной активности учащихся на уроках физической культуры.
Осознанное отношение учащихся к своему здоровью, воспитание потребности у них самостоятельно заниматься физическими упражнениями, играми
Постоянное обновление и совершенствование методик и технологий.














Приложение

1. Папки с работами учащихся.
2. Сводный протокол уровня физической подготовленности учащихся на начало 2010-2011 учебного года.
3. Подвижные игры для развития скоростно- силовых качеств.
4. Подвижные игры для совершенствования быстроты.
5. Подвижные игры для развития гибкости.
6. Подвижные игры для развития выносливости.
7. Подвижные игры для развития силы
8. Разработка игрового занятия « На птичьем базаре» с элементами корригирующей
гимнастики для учащихся 1 класса
9. Паспорта физической подготовленности учащихся 3 «Б» класса
10. Папка форума «Здоровое поколение» за 2010-2011 учебный год
11. Разработка спортивного мероприятия «Богатырские потешки»
12. Разработка спортивного мероприятия « Турнир рыцарей»
13. Картотека подвижных игр
14. «Основы Школы Здоровья», тематическое планирование- 3 класс.
15. «Основы Школы Здоровья», карты двигательных умений и навыков.
16. Протоколы физкультурного комплекса ГТО I ступени.




















Приложение 3
Подвижные игры для развития скоростно – силовых качеств


Название игры
класс
Основные упражнения
Замечания по проведению
и выполнению

1.
«Волк во рву»
1-2
Прыжок в длину с разбега через «ров».
Игру следует проводить после освоения учащимися мягкого приземления на полу

2.
«Зайцы, сторож и Жучка»
1-4
1. Прыжок через препятствие с разбега.
2. Прыжки в полуприседе.
3. Бег с преследованием.

В качестве препятствия можно применить резиновую тесьму.
Игра усложняется повышением высоты «забора»
2кл.- до 60см
3кл. - до 70см
4кл.- до 80см

3.
«Эстафеты с прыжками в длину»
3-4
Прыжок в длину с разбега с приземлением на одну ногу.
Предварительно на уроках выполнять прыжки в шаге с приземлением на маховую ногу с продолжением бега.

4.
«Эстафеты с прыжками в высоту»
3-4
Прыжок в высоту с разбега
Прыжки выполняются через резиновую тесьму на высоте 60-70 см. Игру проводят в двух вариантах:
1) на точность выполнения;
2) на высоту прыжка.

5.
«Кто дальше бросит?»
1-2
Метание малого мяча на расстояние
Во 2 классе метают через верёвку, натянутую в 5 м от стартовой линии на высоте 2-2,5 м.

6.
«Выиграть время дальними бросками»
3-4
Метание мешочков с песком на расстояние
В игре закрепляются различные способы метания из-за головы, из-за спины, через плечо, с колена.

7.
«Прыгуны и пятнашки»
3-4
1. Бег с ускорением.
2. Прыжок в длину.
Прыжок выполняется через начерченный «ров». Прыгун не должен заступать на линию.

8.
«Движущийся барьер»
3-4
1. Прыжок вверх с места.
2. Бег с ускорением.
Игра разнообразится изменением формы прыжков:
- толчком двух ног;
- на одной ноге;
- двойной прыжок;
- тройной прыжок.

9.
«Винт самолёта»
3-4
Прыжки с продвижением вперёд.
Прыгают все одновременно под счёт учителя.

10.
«Бой петухов»
3-4
Прыжки на одной ноге с перетягиванием друг друга
При повторном проведении игры прыжок выполняется на другой ноге.

Приложение 4
Подвижные игры для совершенствования быстроты

Название игры
класс
Основные упражнения
Замечания по проведению
и выполнению

1.
«Космонавты»
1
1. Бег к цели.
2.Остановка после быстрого бега.
Можно для усвоения ввести «маршрутные листы». Ученики бегут сначала к ним, а потом к кораблям.

2.
«Мяч соседу»
1
1. Передача мяча из рук в руки.
2. Бег по кругу.
Предварительно изучить передачу мяча.

3.
«Конники- спортсмены»
1
1. Бег наперегонки к цели.
2.Реакция на сигнал.
Нагрузку в беге регулируют изменением расстояния, а также усложнением формы передвижения:
- обычный бег;
- бег с высоким подниманием коленей;
- «скачки» галопом.

4.
«Через кочки и пенёчки»

1
Бег с преследованием
Расстояние от «ёлки» до «дома» увеличивают от 10 до 20-25 м.

5.
«Мы - весёлые ребята»
1
Бег с преследованием
Предварительно выполняют упражнения на быстрое ответное движение
(подражание)

6.
«Гуси-лебеди»


1
Бег с преследованием
Нагрузку в игре и скорость бега регулируют изменением расстояния

7.
«Белые медведи»




2
1.Бег взявших за руки.
2. Бег с преследованием


Упрощённый вариант: класс делится на команды по три человека. В каждой тройке один убегает, двое ловят.

8.
«Вызов номеров»
2
1.Бег к цели
2.Реакция на сигнал.
3.Ориентация в пространстве.
Можно вместо номеров дать какие-либо названия: шишки, жёлуди, орехи.

9.
«Команда быстроногих»


2
1. Бег к цели.
2.Манипуляция движениями.
1.Проведение игры-эстафеты без предметов.
2.Предварительно упражняются в установке 3 кеглей на пол.

10.
«Пустое место»
2
1.Бег по кругу к цели.
2. Реакция на сигнал.
Класс делится на две команды: девочек и мальчиков. Игру проводят в двух кругах

11.
«Линейная эстафета»
3-4
1. Бег с изменением направления.
2. Реакция на сигнал.
3. Быстрый старт.

Предварительно выполняется быстрый старт с высокого старта.

12.
«День и ночь»
3-4
1. Бег с преследованием.
2. Реакция на сигнал
Предварительно провести упрощённый вариант игры,
При котором по сигналу «День», «Ночь» команда выполняет поворот.
Интенсивность игры регулируется расстоянием между «домами»

13.
«Попрыгунчики-воробышки»
3-4
Прыжки на двух ногах в круг и из круга
Для усложнения игры чертятся два круга большего и меньшего диаметра с общим центром с интервалом 30-40 см.
Ученики перепрыгивают эту полоску.






































Приложение 5
Подвижные игры для развития гибкости


Название игры
класс
Основные упражнения
Замечания по проведению
и выполнению


1.
«К своим флажкам»
1-2
1.Ориентировка в пространстве
2.Построение в круг
В начале учащиеся несколько раз выполняют построение в круг без смены места


2.
«Быстро по местам»
1-2
1.Построение в шеренгу, в колонну, круг.
2.Нахождение своего места в строю

Предварительно построить учеников по росту. Учащиеся должны запомнить ученика справа

3.
«Мостик и кошка»
3-4
1.Пролезание под «мостом»
2.Бег в парах
За нарушение техники выполнения упражнения в кругу или преждевременный старт команде начисляется штрафное очко



4.
«Салки с прыжками»
3-4
1.Прыжки через препятствия
2 Эстафета с чехардой
Прыжки выполняются до тех пор, пока один из партнёров не осалит другого























Приложение 6
Подвижные игры для развития выносливости


Название игры
класс
Основные упражнения
Замечания по проведению
и выполнению

1.
«Скакуны- кузнечики»
1-2
Подскоки на одной ноге
Игра продолжается в течение 1 минуты. Затем назначается новый водящий. Ученики прыгают на другой ноге.


2.
«Кто самый выносливый?»
1-2
Повторный бег с одной стороны площадки до другой с выбыванием.
Игру проводят отдельно для девочек и мальчиков. Для того, чтобы оценить уровень развития выносливости, следует подсчитать число пробегаемых ими отрезков.

3.
«На север, на юг, на запад, на восток»
3-4
Интервальный бег
Учитель указывает на направление бега и после каждого отрезка на допущенную ошибку в направлении пробегаются отрезки от 100 до 200 м.

4.
«Уйти от преследования»
3-4
1.Бег
2. Продолжительный бег с выбыванием.
Игру проводят отдельно для девочек и мальчиков. Определяются наиболее выносливые учащиеся.
















Приложение 7
Подвижные игры для развития силы


Название игры
класс
Основные упражнения
Замечания по проведению
и выполнению

1.
«Прыжки по полоскам»
1
Прыжки на двух ногах в длину
Прыжки выполняются с согнутыми ногами. Силу отталкивания регулируют расстоянием между полосками (30-40 см.)

2.
«Лиса и куры»
1
1.Прыжки с возвышения.
2.Прыжки на возвышение.
Предварительно в уроки включать прыжки с гимнастической скамейки на пол. Обращать внимание на мягкое приземление.

3.
«Зайцы в огороде»
2
Прыжки вперёд и назад толчком двух ног.
Подготовительные упражнения к игре:
а) прыжки в темпе на двух ногах;
б) прыжки на двух ногах с продвижением вперёд;
в) прыжок вперёд, прыжок назад.

4.
«Парашютисты»
2
Прыжки с возвышения на пол с приземлением в кружки.
Вначале выполняют с гимнастической скамейки, затем высоту спрыгивания можно увеличить.

5.
«Салки ноги от земли»
3-4
1.Лазание на гимнастическую стенку.
2.Вис на руках на перекладине.
Вначале выполняют более простые задания:
а) по сигналу все влезают на гимнастическую стенку;
б) все принимают вис.

6.
«Альпинисты»
3-4
1.Лазанье по наклонной гимнастической скамейке;
2.Перемещения через препятствия: конь, козёл, бревно.
Вначале в виде подготовительных упражнений выполняют лазанье на каждый снаряд, приготовленный для проведения игры.









Содержание

1. Вступление. 1-2
Глава 2. Методика проведения подвижных игр. 3-4
Глава 3. Подвижные игры – средство развития двигательных качеств обучающихся. 5-7
Глава 4. Роль подвижных игр во внеурочной деятельности. 8-9
Глава 5. Подвижная игра в курсе «Основы Школы Здоровья». 10-11
Глава 6. Влияние подвижных игр на физическое развитие младшего школьника. 12-13
7. Заключение. 14
8. Приложение.























13PAGE 15


13PAGE 142115




15