Планирование «Рабочая программа по истории», 11 класс, углублённое изучение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецка


СОГЛАСОВАНО
Председатель научно-методического совета ______________
Протокол №
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка
_________________________
Приказ №










Рабочая программа по истории
для 11 класса
(углубленное изучение)



Учитель Ручкина Г.В.


















2013-2014 учебный год



Пояснительная записка

Цели рабочей программы

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся традиций и социальных установок;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную действительности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка обучающихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин, научному пониманию роли и места истории в системе общественных дисциплин.
Задачи программы:
- формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе демократических ценностей, патриотизма и толерантности;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма;
- формирование у учащихся умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
- развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089;
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2010
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089»;
- Письмо Управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 г. № 3499;
- Образовательные программы МБОУ гимназии №1.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2010
Выбор данной программы обоснован тем, что она позволяет изучать события истории XX – начала XXI в. на новом, проблемном уровне, характеризует историю комплексно, даёт возможность рассмотреть различные точки зрения на дискуссионные проблемы, без навязывания учащимся какой-то одной позиции, обеспечивает углублённое изучение предмета. Программа отражает следующие методические установки:
- акцент на раскрытие истории духовной культуры России;
- необходимость работы с историческим документом как основным источником исторических знаний, формированию у учащихся умения толковать и анализировать его.

Рабочая программа составлена на 136 учебных часов (из расчета 4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.
В программе последовательно изучаются курсы всеобщей истории и истории России.
В Примерную программу внесены изменения: резерв учебного времени уменьшен с 20 часов до 16, что позволяет увеличить часы на изучение истории России с целью подготовки к государственной итоговой аттестации.
Место и роль истории в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся (выпускников).
Особенностью курса истории, углублённо изучаемого в 11 классе, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Углублённое изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Основными формами организации образовательного процесса по истории в 11 классе являются:
- традиционный урок;
- лекция;
- семинар;
- практические и лабораторные занятия;
- диспуты;



- экскурсия;
- другие.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
- текущий контроль (исторические диктанты, устные ответы, практические и самостоятельные работы, эссе, доклады и сообщения, реферативные и исследовательские работы, контрольные работы, тестирование);
- итоговая аттестация (единый государственный экзамен).
Для реализации данной программы используются учебники:
Загладин Н.В. Всемирная история: XX век: учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» (базовый и профильный уровень), 2012.
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., История Отечества. XX – начало XXI века: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» (базовый и проф. уровень), 2009.















Содержание рабочей программы



п/п
Название раздела, темы
Содержание раздела (темы) (дидактические единицы)
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
Перечень контрольных мероприятий

Всеобщая история: конец XIX – начало XXI веков

1.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества
Основные направления научно-технического прогресса в конце XIX-начале ХХ вв.; внедрение его достижений в производство. Новые способы организации промышленного производства. Концентрация производства и капиталов. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути». Роль и функции государства в модернизации экономики отдельных стран.
Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. Демократизация общественно-политической жизни. Рост профсоюзного движения. Кризис классических идеологий на рубеже XIX–XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм. Результаты социальной политики в ведущих европейских государствах в конце XIX-начале ХХ вв. Социал-демократия, рост ее влияниях в промышленных странах в конце XIX- начале ХХ вв. II Интернационал. Христианская демократия.
Пробуждение национального самосознания в колониальных и зависимых странах. Проблема модернизации и традиционализм. Идеология и тактика национально-освободительной борьбы в Индии (М. Ганди, Индийский национальный конгресс) и Китае (Сунь Ятсен, гоминьдан). Революции начала ХХ в. в странах Азии и их итоги.
Причины обострения противоречий между ведущими державами в индустриальную эпоху. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ в. Мирные и военные способы борьбы за сферы влияния и передел мира в конце XIX-начале ХХ вв. Возникновение военных союзов. Пацифизм и милитаризм в общественном сознании и практической политике. Происхождение Первой мировой войны.
Экономические, политические, социально-психологические и демографические последствия Первой мировой войны. Распад империй и образование новых государств после Первой мировой войны. Революции в странах Европы и Азии.
Мирное урегулирование после окончания Первой мировой войны. Складывание международно-правовой системы. Лига Наций. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы как источник последующих конфликтов.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и различные пути выхода из него. Особенности антикризисной политики в США, Великобритании, Франции.
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Нарастание международной напряженности в 20-30-е гг. и начало Второй мировой войны. Итоги и уроки Второй мировой войны. ООН.
Происхождение холодной войны. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Гонка вооружений. Военно-блоковое противостояние. Локальные конфликты в условиях холодной войны. Динамика развития международных отношений в годы холодной войны: периоды разрядки и обострения напряженности.
Изменение принципов конституционного строительства в ряде государств в послевоенный период. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Формирование социального правового государства. «Общество потребления». Развертывание интеграционных процессов в Европе. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
Крушение колониальной системы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Проблема выбора путей развития освободившимися странами. «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни.
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Новые течения в художественной культуре. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Тенденции развития философской и общественной мысли. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Знать, что отличает индустриальную цивилизацию от традиционной, в чем состояла противоречивость и непрочность Версальско – Вашингтонской системы, какие цели преследовали страны – победительницы на Парижской конференции, причины распада европейских империй, углубление раскола в европейском рабочем движении, почему экономика европейских стран развивалась разными темпами, какие причины обусловили принятие плана Дауэса, какие процессы обусловили экономическое и социальное развитие в Англии, Франции, Германии, США, каковы основные решения по мирному урегулированию на международных конференциях.
Уметь оперировать терминами: модернизация, индустриализация, Коминтерн, баварская республика, социалистический интернационал, коалиция, сопротивление, Нюрнбергский процесс, мировая гегемония, контрибуция, Антанта, Четверной союз, мировая война, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, модерн.

Контрольная работа «Развитие индустриального общества»

2.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX–XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга». Экологические аспекта современного этапа мирового развития.
Система международных отношений на рубеже XX–XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX–XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы и практические итоги «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Проблема международного терроризма.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хайтека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Знать, каковы отличительные черты Европейского и североамериканского вариантов экономической интеграции, каковы главные отличия информационного общества от индустриального, основные типы экологической политики и уметь определять, какие политические силы стоят за ними, каковы были основные партийно-политические течения после войны, какие обстоятельства определили поворот к демократизации;
Уметь толковать термины: потребление, государство благосостояния.
глобализация, НТР, информация, эффективность, экология, триада, ТНБ

Контрольная работа «Становление информационного общества»

История России: ХХ - начало XXI веках


3
Россия в начале ХХ века
Российская модель модернизации. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Отечественный и иностранный капитал в российской экономике. Реформы С. Ю. Витте. Дискуссия о месте России в мировой экономике.
Демографические и социальные характеристики российского общества на рубеже XIX-ХХ вв. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Характерные черты внутренней политики самодержавия конца XIX-начала ХХ вв.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков (XIX–XX вв.). Революционное движение: состав, цели, методы борьбы. Революция 1905–1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
Аграрная реформа П. А. Столыпина. Политическая система третьеиюньской монархии.
Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX–XX вв. Русско-японская война 1904–1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Русский авангард.

Знать и применять основные понятия темы: геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация населения, личная уния, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, массовое сознание, общинная психология, полицейский социализм, революция, движущие силы революции, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, партийная тактика, Государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, отруб, хутор, кооперация, декаданс, символизм,
футуризм, акмеизм;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории;
составлять простой и сложный план ответа.

Контрольная работа «Россия в начале ХХ века»


4.
Революции 1917 г. и Гражданская война

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России. Провозглашение России республикой.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после Гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Знать и применять основные понятия темы: аннексия, контрибуция, мировая война, позиционная война, империалистическая война, мировая гегемония, Антанта, Тройственный союз, Четверной союз, революционное оборончество" пацифизм, фашизм, социализм, коммунизм, либерализм, шовинизм, национализм, расизм, антисемитизм, Брусиловский прорыв, Лига Наций, "пораженчество, кризис власти, радикализация общества,
- объяснять, каковы причины и основные этапы Гражданской войны в России, какие социальные и политические силы противостояли большевики в первый период Гражданской войны, в чем сущность продразверстки, особенности реформ, в чем суть и причины «малой Гражданской войны».
Контрольная работа «Революции 1917 г. и Гражданская война»


5
Советское общество в 1922–1941 годах
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства.
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Причины победы Сталина в о внутрипартийной борьбе за власть.
Особенности советской модели форсированной индустриализации. Социалистическая индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики.
Предпосылки формирования тоталитарного режима. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Власть и интеллигенция. Художественное многообразие 1920-х гг. Поиски «нового» искусства. Утверждение метода социалистического реализма. Использование искусства в целях государственного строительства. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920–1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Идеи мировой революции и внешняя политика Советской России. Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939–1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Знать и применять основные понятия темы: оборончество" пацифизм, фашизм, социализм, коммунизм, либерализм, шовинизм, национализм, расизм, антисемитизм, форсированная индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, номенклатура, привилегии, система коллективной безопасности, идеология, социалистический реализм, культурная революция;
- объяснять, какие изменения произошли в экономической социальной структуре общества в 20-е – 30-е гг..

Контрольная работа «СССР в 1920-1930-е годы»


6
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная Церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Знать и применять основные понятия темы: секретные протоколы, оккупация, эвакуация, коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция, капитуляция, геноцид, « холокост»: ленд-лиз, новый порядок.

Контрольная работа «СССР в годы Великой Отечественной войны»

7
СССР в 1945-1953 годы
Социально-экономическое положение СССР после войны. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ядерного оружия в СССР. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Проблема повышения эффективности сельского хозяйства.
Идеологические кампании конца 1940-х гг. Характерные черты сталинской национальной политики. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Вопрос об оценке характера политического режима в СССР.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Предпосылки холодной войны. Формирование мировой социалистической системы. Военно-блоковое противостояние и гонка вооружений.

Знать и применять основные понятия темы: паспортный режим, космополитизм, культ личности.

Контрольная работа «Апогей сталинизма»

8
СССР в 1953-1964 годы
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И. В. Сталина. Необходимость смены политического курса и ее осознание в высших правящих кругах. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Историческое значение ХХ съезда КПСС. Реакция на осуждение культа личности внутри страны и за рубежом. Ограниченный характер процессов десталинизации. Последствия перехода от коллективного руководства к единоличной власти Н.С. Хрущева. Концепция построения коммунизма.
Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса. Неравномерность развития экономики. Социальные и морально-психологические итоги хрущевских реформ в экономике. Причины отставки Н.С. Хрущева.
Идея мирного сосуществования и ее практическое воплощение. Политика СССР в отношении стран социалистического лагеря. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начале 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Демократизация духовной жизни общества в период «оттепели». Влияние оттепели на развитие художественной культуры. Ужесточение давления на церковь. Изменение условий повседневной жизни населения. Пределы «оттепели».

Знать и уметь применять основные понятия темы: реабилитация, десталинизация, демократизация, интенсификация экономики, научно - техническая революция, урбанизация, военно-промышленный комплекс, мирное сосуществование, «оттепель».

Контрольная работа «СССР в период оттепели»

9
СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов
Система «коллективного руководства». Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Внутренние и внешние причины «застоя».
Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Признаки утверждения геронтократии в системе власти. Политика в сфере межнациональных отношений и предпосылки усиления националистических настроений. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Причины ввода советских войск в Афганистан; международные последствия Афганской войны.
Советская культура середины 1960-х – начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Достижения в спорте. Индивидуализация повседневной жизни. Рост потребления и изменения в системе жизненных ценностей советских людей.
Знать и уметь применять основные понятия темы: интенсификация экономики, научно - техническая революция, урбанизация, военно-промышленный комплекс.
Контрольная работа «СССР в период застоя»

10
Советское общество в 1985–1991 годы
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Противоречия государственной политики в сфере реформирования экономики. Усиление социально-экономического неравенства и снижение уровня жизни основной массы населения. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Попытки переосмысления отечественной истории. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Политический раскол в обществе. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Нарастание политических разногласий между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Поворот от гонки вооружений к разоружению. Влияние ассиметричного сокращения вооружений на международное положение и безопасность России. Распад мировой социалистической системы. Достижения и просчеты нового внешнеполитического курса.

Знать и использовать основные понятия темы: ускорение социально-экономического развития, « кадровая революция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюрализм, реабилитация, новое политическое мышление.

Контрольная работа «Перестройка в СССР»

11
Российская Федерация (1991–2003 гг.)
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября–октября 1993 г.: причины и последствия. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в 1990-е годы. Отношения центра и регионов. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия» и ваучерная приватизация. Криминализация экономики. Корректировка экономической политики правительством В.С. Черномырдина, ее результаты. Формирование олигархического капитализма. Президентские выборы 1996 г.: опыт применения новых политтехнологий. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг. Внутренние и внешние причины финансового и экономического кризиса 1998 года. Социально-экономическая и политическая ситуация в России конца 1990-х гг.
Изменение международного статуса России в новой геополитической ситуации. Отношения с государствами, образовавшимися в результате распада СССР. Российско-американские отношения в условиях сокращения стратегических вооружений и расширения НАТО на восток. Заинтересованность в иностранных инвестициях как фактор российской внешней политики 1990-х гг. Позиция Россия в Балканском кризисе. Причины и последствия ухудшения отношений со странами Запада в конце 1990-х гг. Модернизация исторических взглядов. Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории».
Знать и применять основные понятия темы: суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, демократизация, либерализация цен, приватизация, акционирование, банковская система, национальные интересы, либерализм, монетаризм, конвертируемый рубль.

Контрольная работа «Новая Россия»


12
Россия на современном этапе развития
Причины передачи власти В.В. Путину. Президентские выборы 2000 г. Укрепление вертикали власти. Меры по борьбе с терроризмом и стабилизации ситуации в Чечне. Изменение в расстановке социально-политических сил. Консолидация центристских политических сил и создание партии «Единая Россия». Меры по борьбе с влиянием олигархов. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 года.
Формирование стратегии укрепления государственности, качественного обновления экономики, обеспечения социальной и политической стабильности, упрочения национальной безопасности и восстановления достойной роли России в мировом сообществе. Приоритетные национальные проекты и федеральные целевые программы. Демографическая программа. Тенденции развития политической системы.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Россия и вызовы глобализации. Курс на усиление влияния России в рамках международного сообщества. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Принципы взаимодействия с международными организациями. Отношения с США, странами Евросоюза, государствами ближнего зарубежья, Китаем. Международные культурные проекты.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры. Отечественная культура и постмодернизм. Современный литературный процесс.
«Модернизация исторических взглядов. Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории».

Знать и применять основные понятия темы: терроризм, политическая стабильность, вертикаль власти, приоритетные национальные проекты, постмодернизм.

Контрольная работа «Россия на современном этапе»


III. Учебно-тематический план

п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Контрольные мероприятия
Количество часов


Всеобщая история: конец XIX – начало XXI веков
40

2

1
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества
20
Контрольная работа
«Развитие индустриального общества»
1

2
Человечество на этапе перехода к информационному обществу
20
Контрольная работа «Становление информационного общества»
1


История России: ХХ - начало XXI веках
80

10

3
Россия в начале ХХ века

8
Контрольная работа «Россия в начале ХХ века»
1

4
Революции 1917 г. и Гражданская война
8
Контрольная работа «Революции 1917 г. и Гражданская война»
1

5
Советское общество в 1922–1941 годах
10
Контрольная работа «СССР в 1920-1930-е годы»
1

6
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны
10
Контрольная работа «СССР в годы Великой Отечественной войны»
1

7
СССР в 1945-1953 годы
8
Контрольная работа «Апогей сталинизма»
1

8
СССР в 1953-1964 годы
8
Контрольная работа «СССР в период оттепели»
1

9
СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов
8
Контрольная работа «СССР в период застоя»
1

10
Советское общество в 1985–1991 годы
8
Контрольная работа «Перестройка в СССР»
1

11
Российская Федерация (1991–2003 гг.)
6
Контрольная работа «Новая Россия»
1

12
Россия на современном этапе развития
6
Контрольная работа «Россия на современном этапе»
1


Резерв учебного времени
16






Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников)

В результате реализации рабочей программы выпускники должны:
знать/понимать:
- сущность основных концепций исторического развития (цивилизационный и формационный подходы; теория модернизации);
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- причины существования различающихся точек зрения на исторические события;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации, пользуясь обобщенным алгоритмом анализа для источников определенного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, гипотезы и теории;
- осуществлять подбор источников (в т.ч. – в сети Интернет) для подготовки докладов, рефератов, учебно-исследовательских работ, учебных проектов; оценивать степень достоверности и познавательной ценности используемых источников информации;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- разрабатывать алгоритм сравнения однотипных исторических явлений, процессов;
- осуществлять самостоятельную подготовку к семинарскому занятию на основе общих рекомендаций, данных учителем;
- участвовать в дискуссии по историческим проблемам, следуя общепринятым нормам ее ведения;
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- осуществлять оценку исторических событий и действий их участников с нравственных общечеловеческих позиций; с точки зрения исторической обусловленности; с позиций национальных интересов;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, учебного проекта;
- осуществлять рефлексию собственной учебной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.








Литература и средства обучения

Основная литература
- Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. «Методические рекомендации по использованию учебников: Загладин Н.В. «Всемирная история с древнейших времён до конца XIX века.10 класс»; Загладин Н.В. «Всемирная история.XX век. 11 класс» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Профильное обучение»
- Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Всемирная история: XX век. 11 класс. Материалы для учителя.
- Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Учебно-методические материалы (тесты, таблицы, темы рефератов, контрольные вопросы) по «Новейшей истории зарубежных стран. XX век. 9-11 классы»
Дополнительная литература
- Агафонов С.В. «Схемы по всемирной истории. XX век»
- Козленко С.И., Загладин Н.В. «История Отечества. XX-начало XXI века: Программа курса и тематическое планирование. 11 класс»
Электронные учебные материалы
- Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
- Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
- Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.

















Календарно-тематическое планирование



Наименование темы
Количество часов
Календарные сроки
Примечание



по плану
фактич...
по плану
фактич.


Всеобщая история


От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития общества
индустриального
20





1
Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Введение.
1





2
Ускорение развития науки
1





3
Научно-технический прогресс
1





4
Опыт модернизации Западной Европы и Японии
1





5
Мир на рубеже XIX-XX веков
1





6
Обострение мировых противоречий
1





7
Начало Первой мировой войны
1





8
Военные действия 1914-1916 гг.
1





9
Окончание Первой мировой войны
1





10
Социальные отношения и рабочее движение
1





11
Теории общественного развития
1





12
Политическое развитие индустриальных стран
1





13
Международные отношения 1920-х гг.
1





14
На путях ко второй мировой войне
1





15
От европейской к мировой войне
1





16
Вторая мировая война. Западный фронт
1






17
Антифашистская коалиция
1





18
Урок обобщения «Развитие индустриального общества»
1





19
Контрольная работа «Развитие индустриального общества»
1






Человечество на этапе перехода к информационному обществу
20





20-21
Международные отношения после второй мировой войны
2





22-23
«Холодная война»
2





24-25
Информационное общество: основные черты
2





26
Транснационализация мировой экономики
1





27-28
Социальные процессы в информационном обществе
2





29
Ускорение научно- технического развития
1





30-31
«Общество всеобщего благоденствия»
2





32-33
Страны Восточной Европы и СНГ
2





34
Страны Азии и Африки после войны
1





35-36
Духовная жизнь после второй мировой войны
2





37
Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
1





38-39
Урок обобщения «Становление информационного общества»
1





40
Контрольная работа «Становление информационного общества»
1





История России: ХХ - начало XXI веках



Россия в начале ХХ века

8





41
Россия на рубеже XIX XX веков
1





42
Русско-японская война
1





43
Революция 19051907 годов
1





44
Политическая жизнь после Манифеста 17 октября
1





45
Третьеиюньская монархия
1





46
Культура России в конце XIX начале XX веков
1





47
Урок-семинар по теме «Россия в начале ХХ века»
1





48
Контрольная работа «Россия в начале ХХ века»
1






Революции 1917 г. и Гражданская война
8





49-50
Россия в Первой мировой войне
2





51
Февральская революция 1917 года
1





52
Переход власти к партии большевиков
1





53-54
Гражданская война и иностранная интервенция
2





55
Обобщающий урок «Революции 1917 года и Гражданская война»
1





56
Контрольная работа «Революции 1917 года и Гражданская война»
1






Советское общество в 1922–1941 годах
10





57
Новая экономическая политика
1





58
Образование СССР
1





59
Международное признание СССР
1





60
Модернизация экономики в 1930-е годы
1





61
Культурная революция
1





62
Культ личности И.В. Сталина
1





63
Культура в предвоенные годы
1





64
Внешняя политика СССР в 1930-е годы
1





65
СССР в 1939-1941 гг.
1





66
Контрольная работа «СССР в 1920-1930-е годы»
1






Советский Союз в годы Великой Отечественной войны
10





67-68
Начальный период Великой Отечественной войны
2





69-70
Коренной перелом в Великой Отечественной войне
2





71-72
Наступление Красной Армии на заключительном этане Великой Отечественной войны.
2





73
Причины, цена и значение Великой Победы
1





74
Исторические личности войны
1





75
Обобщающий урок «СССР в годы Великой Отечественной войны»
1





76
Контрольная работа «СССР в годы Великой Отечественной войны»
1






СССР в 1945-1953 годы
8





77-78
Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»
2





79
Восстановление экономики после войны
1





80
Внутренняя политика СССР после войны
1





81
Апогей сталинизма
1





82
Культура СССР после войны
1





83
Обобщающий урок «Апогей сталинизма»
1





84
Контрольная работа «Апогей сталинизма»
1






СССР в 1953-1964 годы
8





85
Первые попытки реформ
1





86
XX съезд КПСС
1





87
Советское общество конца 1950-х начала 1960-х гг
1





88-89
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.
2





90
Противоречия политики мирного сосуществования
1





91
Обобщающий урок «СССР в период оттепели»
1





92
Контрольная работа «СССР в период оттепели»
1






СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов
8





93-94
Политика и экономика: от реформ к «застою»

2





95-96
СССР на международной арене в 19601970-е гг.
2





97-98
Духовная жизнь в СССР середины 1960-х середины 1980-х гг.
2





99
Обобщающий урок «СССР в период застоя»
1





100
Контрольная работа «СССР в период застоя»
1






Советское общество в 1985–1991 годы
8





101-102
Политика перестройки в сфере экономики
2





103
Развитие гласности и демократии в СССР
1





104
Новое политическое мышление: достижения и проблемы.
1





105-106
Кризис и распад советского общества
2





107
Обобщающий урок«Перестройка в СССР»
1





108
Контрольная работа «Перестройка в СССР»

1






Российская Федерация (1991–2003 гг.)
6





109
Курсом социально-экономических реформ
1





110-111
Политическое развитие РФ в конце XX – начале XXI
2





112
Внешняя политика демократической России
1





113
Обобщающий урок «Новая Россия»

1





114
Контрольная работа «Новая Россия»

1






Россия на современном этапе развития
6





115
Социально-экономическое развитие России на современном этапе
1





116
Политическое развитие современной России
1





117
Внешняя политика России в современном мире
1





118
Культура России на современном этапе
1





119
Обобщающий урок «Россия на современном этапе»
1





120
Контрольная работа «Россия на современном этапе»
1





121-136
Резерв учебного времени
16






 Дидактические единицы, включенные дополнительно по сравнению с основным содержанием базовой программы, в тексте выделены подчеркиванием.













Заголовок 2 Заголовок 315