Рабочая программа по русскому языку 7 класс. УМК под редакцией В. В. Бабайцевой.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 25 города Иркутска

Утверждаю: Рассмотрено на научно- Рассмотрено на заседании
Директор МБОУ Гимназия № 25 методическом совете, структурного подразделения
города Иркутска протокол № _1_____ русской словесности
Безденежных В. В. «_29_»___августа__2016 г. протокол №____1_______
_____________________________
Протокол №___85_____________ «_29_»__августа______2016 г.
«_29_»__августа__________2016 г.
Рабочая программа по русскому языку для 7 А, Б, В классов
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов в 7 классе для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования на базовом уровне
(Всего 136 ч.: 4 ч. в неделю)
Учебник: УМК под ред Бабайцевой В. В. Русский язык 7 кл.:
Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5-9 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. – М.: Дрофа, 2015.
Лидман-Орлова Г. К. Русский язык. Практика 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Лидман-Орлова Г. К., Пименова С. В., Еремеева . П. и др.; под ред. Лидман-Орловой Г. К. – М.: Дрофа, 2015.
Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/Никитина Е. И. – М.: Дрофа, 2015.
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.
Составитель: Комогорцева Т. В.,учитель русского языка и литературы
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
При реализации рабочей программы обучающийся получит возможность изучить основные определения изученных в 7 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
II. Содержание программы учебного предмета
7 КЛАСС (115 ч +25ч)
Введение
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1 ч).
Повторение изученного в 5—6 классах (8 ч).
Причастие (34 ч)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нни н.
Правописание ннв причастиях и н в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Деепричастие (10 ч)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч)
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи (1ч).
Предлог (10 ч)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз (10 ч)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы.
Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях.
Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица (17 ч)
Понятие о частицах.
Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание ней ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 .)
Междометие (3 ч)
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Повторение (19ч.)
Развитие речи
Описание общего вида местности.
Описание действий (трудовых процессов).
Описание действий (в спорте).
Рассказ на основе услышанного.
Сообщение.
Отзыв о книге.
Характеристика литературного героя.
Общая характеристика публицистического стиля.
Союз как средство связи предложений и частей текста.
III. Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока Тип урока Основные элементы содержания Характеристика учебной деятельности Планируемые результаты обучения Домашнее задание Сроки проведения
По плану По факту
личностные метапредметные предметные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тема: «Введение» Всего 1 час
1 Литературный русский язык. Нормы, их изменение. РР Особенности литературного русского языка, его нормы. Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности Лекция с элементами беседы Знать историю, культуру своего народа, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач Понимать особенности литературного русского языка, определять его нормы Тема: «Повторение изученного в 5-6 классах» Всего 9 часов
2 Морфология .Повторительно-обобщающий урок. Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении, употребление в речи. Закр., повт. Морфология. Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи.
Доказательство принадлежности слова к определённой части речи по четырём признакам. Классификация частей речи. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении, Объяснительный диктант Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Определяя основные особенности частей речи (грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки), опознавать слово как часть речи 3 Повторение раздела «Синтаксис и пунктуация» Закр., повт. Словосочетание, грамматическая основа предложения, виды предложений Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами. Совершенствовать пунктуационные навыки, повторить синтаксический разбор предложения 4 РР Сочинение «Как я провел лето» РР Составление связного монологического высказывания в устной форме на заданную тему Составление связного высказывания Создавать и редактировать текст с учётом требований культуры речи. 5 Повторение орфографии. Закр., повт. Личные окончания глагола. Падежные окончания прилагательных. взаимодиктант Обнаруживать изученные орфограм- мы и пунктограммы и объяснять написание соответствующих слов
6 Повторение орфографии и пунктуации Закр., повт. О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных , прилагательных и наречий. Деформированный текст 7 Повторение орфографии и пунктуации Закр., повт. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Диктант «Проверяю себя» 8 Повторение орфографии и пунктуации Закр., повт. Слитные, раздельные и дефисные написания в разных частях речи взаимопроверка 9 Контрольный диктант Контроль усвоения знаний учащихся на основе повторения изученного в 5-6 классах. Написание диктанта Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Уметь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменный текст 10 Анализ диктанта Анализ допущенных ошибок, отрабатывание материала, применяя орфографические умения и навыки. Анализ ошибок Уметь анализировать свои ошибки, отрабатывая основные ошибки, применять орфографические умения и навыки Тема: «Причастие» Всего 50 часов
11 Понятие о причастии Общее грамматическое значение причастия, морфологические и синтаксические признаки. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач
Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач
Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.
Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач
Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.
.
.
Опознавать причастие среди других частей речи, опираясь на знание его грамматических, морфологических, синтаксических особенностей, отличать причастия от прилагательных. 12 Понятие о причастии Общее грамматическое значение причастия, морфологические и синтаксические признаки. 13 РР Что такое текст Признаки текста. Тема и основная мысль, стиль речи и тип текста; составление связного монологического высказывания на заданную тему Повторить признаки текста как единицы речи: заглавие, основная мысль текста, его тема, композиционная завершённость, структурная связность всех частей, стилистическое единство. Уметь озаглавливать текст, «читать» заглавие 14 Понятие о причастии Общее грамматическое значение причастия, морфологические и синтаксические признаки. Понять значение новой части речи, учиться опознавать причастия по формальным признакам
15 Признаки прилагательного у причастия Изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительными; наличие полной и краткой формы; их роль в предложении. Определять род, число, падеж причастий, согласовывать прича- стия с определяемыми словами. Правильно писать гласные в окон- чаниях причастий, при меняя условия орфографии 16 Признаки прилагательного у причастия Изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительными; наличие полной и краткой формы; их роль в предложении. 17 Признаки глагола у причастия Возвратность, вид, время, видовременная соотнесённость причастий и глаголов, употреблённых в тексте. Определять у причастия вид, возвратность, время; соблюдать видовременную соотнесённость причастий и глаголов, употреблённых в тексте. 18 Признаки глагола у причастия Возвратность, вид, время, видовременная соотнесённость причастий и глаголов, употреблённых в тексте. 19 Причастный оборот Определение границ причастного оборота, устанавливание связи причастия с определяемым и зависимыми словами, отличие определяемого слова от зависимого, конструирование предложения с причастными оборотами, синонимическая замена сложных пред -ложений простыми с причастным оборотом. Определять границы причастного оборота, устанавливать связь причастия с определя емым и зависимыми словами, отличать определяемые слова от зависимых, констру- ировать предложения с причастными оборо- тами, осуществлять синонимическую замену сложных пред ложений простыми с причастным оборотом 20 Причастный оборот Определение границ причастного оборота, устанавливание связи причастия с определяемым и зависимыми словами, отличие определяемого слова от зависимого, конструирование предложения с причастными оборотами, синонимическая замена сложных пред -ложений простыми с причастным оборотом. Выделять причастный оборот в устной и письменной речи в соответствии с правилами пунктуационного и интонационного выделения причастных оборотов, составлять схемы предложений с причастным оборотом, графически выделять причастный оборот в предложении. 21 Причастный оборот Выделение причастного оборота в устной и письменной речи в соответствии с правилами пунктуационного и интонационного выделения причастных оборотов, составление схемы предложений с причастным оборотом, графическое выделение причастного оборота в предложении. 22 Причастный оборот Выделение причастного оборота в устной и письменной речи в соответствии с правилами пунктуационного и интонационного выделения причастных оборотов, составление схемы предложений с причастным оборотом, графическое выделение причастного оборота в предложении. Выделять причастный оборот в устной и письменной речи в соответствии с правилами пунктуационного и интонационного выделения причастных оборотов, составлять схемы предложений с причастным оборотом, графически выделять причастный оборот в предложении. 23 РР Сочинение-описание картины К.С.Петрова –Водкина «Утренний натюрморт» Подготовка к написанию сочинения по картине К.С.Петрова-Водкина Учиться описывать картины в жанре натюрморта,
использовать ИВС языка, выражать собственное впечатление от увиденного. Создавать и редактировать текст с учётом требований культуры речи. 24 Действительные и страдательные причастия Признаки действи – тельных и страдательных причастий. Семантика действительных и страдательных причастий, нормы их употребления
Усвоить понятие о действительных и страдательных причастиях, их суффиксах, нормах употребления. Уметь опознавать действительные и страдательные причастия 25 Действительные и страдательные причастия Признаки действи – тельных и страдательных причастий. Семантика действительных и страдательных причастий, нормы их употребления
26 Образование и правописание действительных причастий настоящего времени Образование ДПНВ, обоснование выбора гласной в суффиксах ДПНВ. Образовывать ДПНВ, обосновывать выбор гласной в суффиксах ДПНВ, знать суффиксы ДПНВ. 27 Образование и правописание действительных причастий настоящего времени Образование ДПНВ, обоснование выбора гласной в суффиксах ДПНВ. 28 Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени Образование ДПНВ, обоснование выбора гласной в суффиксах ДППВ. 29 РР Сочинение-описание картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого Учиться описывать картины в жанре натюрморта,
использовать ИВС языка, выражать собственное впечатление от увиденного. Создавать и редактировать текст с учётом требований культуры речи. 30 Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени Образование СПНВ, обоснование выбора гласной в суффиксах СПНВ Образовывать СПНВ, обосновывать выбор гласной в суффиксах СПНВ, знать суффиксы СПНВ. 31 Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени Образование СПНВ, обоснование выбора гласной в суффиксах СПНВ 32 РР Описание общего вида местности Структура текста описания общего вида местности. Подготовка к написанию сочинения Научиться переходить от предельно сжатого описания к более полному, а затем — к развёрнутому описанию общего вида местности. Освоить типовую композицию этого вида описания. Уметь «читать» заглавие текста. С помощью сжатого изложения учиться избегать типичного недочёта — подмены описания повествованием 33 Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени Образование СППВ, суффиксы СППВ, отличие СППВ от отглагольных прилагательных Образовывать СППВ, знать суффиксы СППВ, отличать СППВ от отглаголь- ных прилагательных. 34 Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени Образование СППВ, суффиксы СППВ, отличие СППВ от отглагольных прилагательных 35 Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени Образование СППВ, суффиксы СППВ, отличие СППВ от отглагольных прилагательных Контрольная работа Диагностика усвоения норм употребления причастий в речи учащихся. Грамотно воспроиз -водить устную речь на письме в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, применять знания и умения по теме «Причастие» при выполнении граммати ческого задания. 36 Правописание гласных перед нн и н Условие выбора гласной буквы перед н и нн Обосновывать выбор гласной перед суффиксами СППВ 37 Правописание гласных перед нн и н Условие выбора гласной буквы перед н и нн 38 Контрольный диктант Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм Уметь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменный текст 39 Анализ диктанта Анализ допущенных ошибок, отрабатывание материала, применяя орфографические умения и навыки. Уметь анализировать свои ошибки, отрабатывая основные ошибки, применять орфографические умения и навыки 40 Краткие причастия Краткие причастия, образование, правописание, сфера употребления. Нормы акцентологии Усвоить понятие о кратких причастиях, их значении, образовании, правописании, сфере употребления, а также нормы их акцентологии 41 Краткие причастия Краткие причастия, образование, правописание, сфера употребления. Нормы акцентологии 42 РР Сочинение-описание картины Поленова «Золотая осень» Подготовка к написанию сочинения по картине Поленова Учиться описывать пейзажные картины,
использовать ИВС языка, выражать собственное впечатление от увиденного. Создавать и редактировать текст с учётом требований культуры речи. 43 Правописание нн в причастиях Слова-омофоны, их разграничение. Нормы орфографии и орфоэпии Учиться различать слова-омофоны, усвоить тонкости их семантики, верно обозначать нн и н в них, совершенствовать орфоэпические навыки 44 Правописание нн в причастиях Слова-омофоны, их разграничение. Нормы орфографии и орфоэпии 45 Правописание нн в причастиях Слова-омофоны, их разграничение. Нормы орфографии и орфоэпии 46 РР Описание действий Описание действий, его особенности Учиться с помощью «немого» диктанта описывать трудовой процесс без пропуска отдельных действий, нарушения их последовательности. Освоить конструкции, типичные для этого описания, с общим смысловым подлежащим, чтобы избежать повторов при обозначении одного и того же действующего лица 47 РР Описание действий Описание спортивных действий, подготовка к домашнему сочинению Уяснить композицию текстов, описывающих спортивные действия. Проанализировать текст в качестве подготовки к домашнему сочинению 48 Повторение темы «Причастие» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять причастия в соответствии с нормами языка 49 Повторение темы «Причастие» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка 50 Повторение темы «Причастие» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка 51 Контрольная работа Диагностика усвоения норм употребления причастий в речи учащихся. Грамотно воспроиз -водить устную речь на письме в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, применять знания и умения по теме «Причастие» при выполнении граммати ческого задания. 52 Анализ контрольной работы Анализ ошибок Классифицировать ошибки, работать над ними 53 РР Изложение Диагностика коммуникативных навыков учащихся Понимать содержание услышанного текста, составлять план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. 54 РР Анализ изложения Анализ диктанта Классифицировать ошибки, работать над ними.
Уметь видеть речевые и грамматические ошибки и устранять их в процессе редактирования 55 Контрольный диктант Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм Уметь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменный текст 56 Анализ диктанта Анализ диктанта Уметь анализировать свои ошибки, отрабатывая основные ошибки, применять орфографические умения и навыки Тема: «Деепричастие» Всего 10 часов
57 Понятие о деепричастии Понятие о деепричастии как части речи, нормах его употребления.
Грамматические, морфологические, синтаксические особенности , отличие деепричастия от глаголов и наречий Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Усвоить понятие о деепричастии на основе понимания значения ключевых словосочетаний «основное действие — добавочное действие», «дорисовывает действия», «характеризует действия». Учиться употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка 58. Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием Вид, возвратность деепричастий, не с деепричастиями.
Неизменяемость деепричастий, синтаксическую роль, разграничение деепри частий и омонимичных наречий 59. РР Описание действий как вид текста Композицию рассказа, специфика рассказа на основе услышанного, особенности жанра
Уяснить особенности этого жанра, совершенствовать навыки аудирования. Подготовиться к написанию собственного текста 60. Деепричастный оборот Понятие о деепричастном обороте, его выделении в устной речи и на письме Находить деепричас тный оборот и опреде лять его границы на основе знания его особенностей, констру ировать предложения с деепричастным оборотом.
Выделять в устной и письменной речи деепричастные оборо ты, отличать деепричас тный оборот от прича стного, соблюдать грамматические нормы при составлении предложений с деепричастными оборотами. 61. Деепричастный оборот Понятие о деепричастном обороте, его выделении в устной речи и на письме 62. Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Особенности образования деепричастий, нормы их употребления. Орфограмма «Гласная перед суффиксом деепричастия». Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Тренироваться в морфемном анализе. Уяснить способы образования деепричастий, освоить орфограмму. Проверить сформированность навыка нормированного употребления причастий и деепричастий при передаче содержания текста 63. Употребление деепричастий в речи РР Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий. Уметь использовать свойства деепричастия. «Дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи, определять роль деепричастий в художественных текстах. Производить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами. Уместно употреблять фразеологизмы, включающие в свой состав деепричастия 64. РР Характеристика литературного героя РР Понятие «литературный герой», план его характеристики. Подготовка к сочинению Анализ сочинений Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач Усвоить понятие «литературный герой», познакомиться с планом его характеристики. С помощью выборочного изложения учиться составлению характеристики литературного героя, использовать для этого конструкции с общим смысловым подлежащим 65. Систематизация и обобщение по теме «Деепричастие» Закр., повт. Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Осложненное списывание. Конструирование предложений Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; Тренироваться в морфемном анализе. Уяснить способы образования деепричастий, освоить орфограмму. Проверить сформированность навыка нормированного употребления причастий и деепричастий при передаче содержания текста 66. Контрольная работа по теме «Деепричастие» Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Уметь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменный текст 67. Анализ контрольной работы Анализ контрольной работы Уметь анализировать свои ошибки, отрабатывая основные ошибки, применять орфографические умения и навыки 68. РР Книжные стили речи. Публицистический стиль. Особенности жанра, специфика, создание киносценария по предложенному образцу Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач Знать типовую композицию сценария, осознавать специфику жанра, уметь создавать киносценарий на основе предложенного текста 69. РР Сочинение – заметка в школьную газету Диагностика коммуникативных навыков учащихся Понимать содержание услышанного текста, составлять план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. 70. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие Неморфологический способ образования слов Познакомиться с неморфологическим способом образования слов Тема: «Предлог» Всего 10 часов
71 Понятие о служебных частях речи Отличие самостоятель ных частей речи от служебных, специ фика каждой из слу жебных частей речи, их функции в предложении . Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Повторить сведения о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Понять специфику последних 72 Предлог как часть речи Предлог, производные и непроизводные предлоги, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Значение предлогов, их разряды, многозначность предлогов Повторить сведения о предлоге, усвоить новые понятия, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Понять значения предлогов, их разряды по значению. Усвоить синонимию предлогов 73 Разряды предлогов по значению Предлог, производные и непроизводные предлоги, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Значение предлогов, их разряды, многозначность предлогов 74 Употребление предлогов Орфограммы «Гласная е на конце производных предлогов», «Пробел между частями производного предлога», «Отсутствие пробела в производных предлогах». Нормы употребления предлогов Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Освоить орфограммы предлогов, научиться различать омонимы, усвоить синонимию предлогов и нормы употребления падежной формы после конкретных предлогов 75 Правописание предлогов Орфограммы «Гласная е на конце производных предлогов», «Пробел между частями производного предлога», «Отсутствие пробела в производных предлогах». Нормы употребления предлогов Освоить орфограммы предлогов, научиться различать омонимы, усвоить синонимию предлогов и нормы употребления падежной формы после конкретных предлогов 76 Правописание предлогов Орфограммы «Гласная е на конце производных предлогов», «Пробел между частями производного предлога», «Отсутствие пробела в производных предлогах». Нормы употребления предлогов 77 Правописание предлогов Орфограммы «Гласная е на конце производных предлогов», «Пробел между частями производного предлога», «Отсутствие пробела в производных предлогах». Нормы употребления предлогов 78 Повторение по теме «Предлог» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять предлоги в соответствии с нормами языка 79 Повторение по теме «Предлог» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Производить морфологический разбор предлога. 80 РР Интервью –жанр публицистики Анализ сочинений Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач Оценивать содержание прочитанной книги, её язык и стиль, описы вать её внешнее офор мление, составлять письменное монологи ческое высказывание в соответствии с требова ниями к написанию сочинения – отзыва. 81 Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог» Орфограммы и пунктограммы, изученные по теме «Предлог» Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. 82 Контрольная работа по теме «Предлог» Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Уметь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменный текст 83 РР Выборочное изложение Написание изожения Уметь анализировать свои ошибки, отрабатывая основные ошибки, применять орфографические умения и навыки Тема: «Союз» Всего 10 часов
84 Понятие о союзе. Простые и составные союзы Союз как служебная часть речи. Строение и значение союзов Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Повторить сведения о союзе, усвоить понятия о строении и значении союзов. Тренироваться в конструировании сложных предложений. После изучающего чтения параграфа «Теории» подготовить высказывание об изучаемой части речи 85 РР Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста Союз как средство морфологической связи предложений и смысловых частей текста 86 Сочинительные союзы Разряды сочинительных союзов. Освоить разряды сочинительных союзов, их орфографию. Потренироваться в пунктуационном оформлении предложений с этими союзами 87 Употребление сочинительных союзов Орфография союзов зато, тоже, также. 88 Подчинительные союзы Значения подчинительных союзов, их орфография. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Совершенствовать умения составлять конспект параграфа. Запомнить перечень союзов, уяснить их значения и орфографию. Учиться конструировать предложения с подчинительными союзами. Усвоить синонимию союзов. Совершенствовать коммуникативные навыки при написании свободного диктанта 89 Употребление подчинительных союзов Пунктуация сложных предложений. Орфография союзов 90 Союзы и союзные слова Понятие «союзное слово». Отличие союзов от союзных слов. Усвоить понятие «союзное слово», уметь отличать союзы от союзных слов 91 Правописание союзов Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, потому что, оттого что Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Усвоить правописание союзов на основе их сопоставления с синонимичными союзами, омонимичными сочетаниями 92 Повторение и обобщение по теме «Союз» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Уметь употреблять союзы в соответствии с нормами языка 93 Контрольная работа по теме: «Союз» Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Уметь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменный текст 94 Анализ контрольной работы Анализ контрольной работы Уметь анализировать свои ошибки, отрабатывая основные ошибки, применять орфографические умения и навыки 95 РР Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом РР изложение Тема: «Частица» Всего 17 часов
96 Понятие о частице Понятие о частице как служебной части речи. Орфограммы «Пробел между частицей и словом», «Дефис между частицей и словом» Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Усвоить основные признаки частицы как части речи, группы частиц по значению. Совершенствовать орфографические навыки. 97 Значения частиц Группы частиц по значению, их выразительная роль в тексте. Конструирование предложений. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Усвоить группы частиц по значению. Уметь отличать частицы от омонимов. Учиться использовать частицы для выражения различных дополнительных оттенков 98 Разряды частиц по значению.
Формообразующие частицы Группы частиц по значению, их выразительная роль в тексте. Конструирование предложений. 99 Разряды частиц по значению. Группы частиц по значению, их выразительная роль в тексте. Конструирование предложений. 100 Разряды частиц по значению. Группы частиц по значению, их выразительная роль в тексте. Конструирование предложений. 101 Значения и условия написания не и ни Основные значения не и ни, их правописание. Двойное отрицание Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Научиться различать частицы не и ни, повторить известные правила, усвоить новые, а также правописание устойчивых сочетаний с этими частицами. Понять смысл такого языкового явления, как «двойное отрицание» 102 Значения и условия написания не и ни Основные значения не и ни, их правописание. Двойное отрицание 103 Значения и условия написания не и ни Основные значения не и ни, их правописание. Двойное отрицание 104 РР Публицистический стиль Публицистический стиль, его особенности Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач Познакомиться с особенностями публицистического стиля, спецификой его тематики, отбора языкового материала. Учиться писать сочинения в этом стиле 105 Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными и наречиями. Повторение орфограмм Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Знать условия написания существительных, прилагательных и наречий с НЕ, правильно писать с частицей НЕ-. 106 Слитное и раздельное написание не с причастиями Повторение орфограмм Знать условия написания причастий с НЕ, правильно писать причастия с частицей НЕ-. 107 Слитное и раздельное написание не с местоимениями Повторение орфограмм Знать условия написания местоимений с НЕ, правильно писать с частицей НЕ-. 108 Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Обобщение. Повторение орфограмм Знать условия написания самостоятельных частей речи с НЕ, правильно писать с частицей НЕ-. 109 Повторение по теме «Частица» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Уметь употреблять частицы в соответствии с нормами языка 110 Систематизация и обобщение изученного по теме «Частица» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять частицы в соответствии с нормами языка 111 Повторение по теме «Частица» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять частицы в соответствии с нормами языка 112 Контрольный диктант Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Уметь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменный текст 113 Анализ диктанта Анализ диктанта Классифицировать ошибки, работать над ними 114 РР Сочинение «Роль частиц в тексте» РР Сочинение Уметь создавать текст Тема: «Междометие и звукоподражательные слова» Всего 3 часа 115 Понятие о междометии Междометие как языковое явление Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Познакомиться с междометием как особым классом слов, не относящимся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Совершенствовать навыки интонирования предложений с междометиями. Продолжить совершенствование культуры речевого поведения, атрибутом которого должны стать этикетные междометия, учиться уместно их использовать. Усвоить понятие «звукоподражательные слова». Совершенствовать с помощью изложения с элементами сочинения коммуникативные навыки 116 Звукоподражательные слова Понятие «звукоподражательные слова». 117 Правописание, знаки препинания в предложениях с междометиями и звукоподражательными словами Интонирование предложений с междометиями, их правописание, пунктуация в предложениях с междометиями Тема: «Повторение» Всего 19 часа 118 Повторение орфографии Повторение орфографии Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознавать важность грамотного письма 119 Повторение. Причастный оборот. Практикум Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово Нормы употребления причастного оборота. Нормы согласования. Интонирование предложений с причастными оборотами Выделять причастный оборот в устной и письменной речи в соответствии с правилами пунктуационного и интонационного выделения причастных оборотов, составлять схемы предложений с причастным оборотом, графически выделять причастный оборот в предложении. 120-121 Повторение. Деепричастный оборот. Практикум Деепричастный оборот, его выделение в устной речи и на письме Находить деепричас тный оборот и опреде лять его границы на основе знания его особенностей, констру ировать предложения с деепричастным оборотом. 122 РР Подробное изложение «Купание Егорушки». Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту.
Написание изложения, близкого к тексту. Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач Понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. 123 Анализ изложения Анализ изложения Классифицировать ошибки, работать над ними.
Уметь видеть речевые и грамматические ошибки и устранять их в процессе редактирования 156 Повторение. Грамматическая основа предложения. Практикум. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения Находить ГО в предложении. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. 124-125 Повторение орфографии Повторение орфограмм в разных частях слова Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Систематизировать знания по орфографии , восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознать важность грамотного письма 126 Комплексное повторение. КАТ Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами русского языка 127 Повторение пунктуации. Повторение пунктуации Систематизировать знания по пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознавать важность грамотного письма 128 Повторение пунктуации Повторение пунктуации Систематизировать знания по пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознавать важность грамотного письма 129 Годовой контрольный диктант Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Уметь в соответствии с правилами оформлять письменный текст 130 Анализ диктанта Анализ диктанта Классифицировать ошибки, работать над ними 131 РР Практикум по культуре речи Морфологические средства сравнения. Текст, его тема, стили речи Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому совершенствованию Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить, уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач Повторить морфологические средства сравнения (существительное в творительном падеже, прилагательное и наречие, а также предлоги и союзы), уметь пользоваться ими в речи. Повторить понятия, связанные с текстом, стилями речи. 132 Комплексное повторение.
Лексические нормы Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами языка Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; осознавать свою этническую принадлежность, стремиться к речевому самосовершенствованию Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами русского языка 133
134
135
136 Комплексное повторение.
Грамматические нормы
Комплексное повторение.
Нормы построения текста
Комплексное повторение
Нормы речевого поведения (речевой этикет)
Комплексное повторение
Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами русского языка