Рабочая программа по русскому языку к УМК под редакцией В.В.Бабайцевой 8 класс



Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
ИМЕНИ С.В. ДОБРИНА ГОРОДА ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МАОУ СОШ №23
г.Липецка
Протокол № 1
от 29.08.2014 года СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
________
Г.В.Зыкова
29.08.2014 года УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ №23 г. Липецка
от 29.08.2014 года № 262

Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для учащихся 8А класса
на 2014 – 2015 учебный год
Разработчик
программы к УМК под редакцией В.В. Бабайцевой
Вакуленко Н.А., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- помогать учащимся в освоении знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- формировать у учащихся умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях; работать с текстом;
- учить учащихся осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
- расширять круг используемых грамматических средств;
- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений – рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
- учить применять полученные знания и умения в речевой практике;
- развивать способность учащихся к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как наличию культуры, основному средству общения и средству получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Достижение данных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Главная задача, которая должна быть решена при обучении школьников русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения его основными нормами, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно – нравственных и эстетических качеств личности. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
1) пояснительная записка;
2) содержание рабочей программы;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) учебно-тематический план;
5) требования к уровню подготовки учащихся;
6) перечень объектов и средств материально-технического обеспечения;
7) приложение, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведённых на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, информационного сопровождения, даты проведения каждого урока по плану).
Нормативно - правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).
Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 – 2015 учебный год».
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).
Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о рабочей программе
Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией В.В. Бабайцевой (2010 год) с учётом линий УМК, вошедших в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.
Информация о внесённых в программу изменениях и их обоснование
Разрабатывая рабочую программу, я опиралась при планировании на программу по русскому языку к учебникам для 5-9 классов авторов В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной, А.П. Еремеевой, Г.К. Лидман – Орловой, С.н. Молодцовой, Т.М. Пахновой, С.Н. Пименовой. Ю.С. Пичугова, Л.ф. Таталаевой, Л.Д. Чесноковой, на программу, созданную на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, но соотносила содержание учебного материала с Госстандартом.
Данную программу творчески использую в отношении распределения учебного материала и времени на изучение различных тем, последовательности их рассмотрения, привлечения дополнительного дидактического материала, выбора форм, методов, приёмов обучения, видов самостоятельной деятельности при условии обеспечения обязательного минимума содержания образования по русскому языку.
Место и роль предмета
ФКГОС ориентирует учителя на деятельностный характер обучения: образование должно быть направлено в первую очередь на формирование общих умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Русский язык выполняет определяющую роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков, в основе которых лежат речемыслительные способности.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком ОУ рабочая программа рассчитана на 105 часов (из расчёта 3 часа в неделю).
В разделе «Учебно – тематический план» раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы.
В Приложении №1 к рабочей программе «Календарно - тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Формы организации образовательного процесса
Организация учебного процесса предусматривает различные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Центральной единицей обучения является текст как речевое произведение.
Технологии обучения
Образовательный стандарт по русскому языку способствует реализации компетентностного подхода к обучению восьмиклассников. Также широко используются диалоговые, информационно – компьютерные технологии обучения русскому языку. Выбор той или иной технологии обучения зависит от индивидуальных особенностей отдельных учащихся и класса в целом:
- может быть использована технология личностно ориентированного обучения;
- может быть использована технология дифференцированного подхода.
При преподавании русского языка используются следующие классические типы уроков:
- урок усвоения новых знаний (изучения нового материала);
- повторительно – обобщающий урок;
- урок развития речи;
- урок закрепления изученного материала;
- урок контроля ЗУН;
- урок самостоятельной работы;
- комбинированный урок.
Могут быть использованы и нетрадиционные типы уроков:
- урок – зачёт;
- урок – практикум;
- урок – игра;
- интегрированный урок;
- урок с использованием информационных средств обучения.
При разработке каждого урока обоснованно выбирается тип урока, наилучшим образом соответствующий особенностям класса, темы, раздела.
Механизмы формирования ключевых компетенций
В процессе обучения русскому языку учащиеся должны усвоить учебный материал на теоретическом уровне, который будет являться основой формирования системы практических умений и навыков, т.е. учащиеся должны уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально - культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Существует два пути, соотносящих знания, умения и навыки: репродуктивный (дедуктивный) – от знаний к умениям и навыкам (полученное от учителя или из учебника знание закрепляется выполнением упражнений), продуктивный (индуктивный) - от умений к получению нового знания, что достигается таким построением урока, когда:
учащиеся должны сделать самостоятельные выводы из анализа лингвистического материала, обобщить материал в виде правила или таблицы;
учащиеся должны выполнять упражнения не только по образцу, но и поискового характера, когда необходимо перенести знание в новую ситуацию и самостоятельно получить новую информацию.
Выбор репродуктивного или продуктивного пути связан с общими принципами составления учебника, характером изучаемого материала, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля, как предварительный, текущий, тематический, промежуточный.
Целью текущего контроля знаний, промежуточной аттестации учащихся является:
- определение фактического уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету;
- установление соответствия этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Текущий контроль знаний – проверка знаний учащихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачёты и т.п. в рамках урока. Текущий контроль представляет собой устный опрос, монологическое высказывание, сообщение, решение учебной задачи, показывающей овладение конкретным умением, письменные самостоятельные работы, диктанты, тестовые задания, изложения, сочинения, контрольные работы по теме (тематический контроль). Промежуточная аттестация по итогам учебного периода – контроль результативности обучения учащегося, осуществляемый по окончании триместра на основе результатов текущего контроля.
Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года – вид внутреннего контроля качества образования, проводимого учреждением, в результате которого фиксируется уровень освоения учащимися определенной части образовательной программы (курса, т.п.) и принимается административное решение о возможности получать образование на следующем уровне обучения в данном образовательном учреждении (приказ о переводе в следующий класс, о повторном обучении, о переводе в следующий класс условно).Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончании учебного года в соответствии с локальным актом учреждения.
Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, различные диктанты, творческие работы (сочинения и изложения), письменные домашние задания, анализ творческих работ, тестирование.
Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить полученные знания на практике.
Могут быть использованы следующие виды и формы контроля:
- диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий с дополнительными заданиями, свободный, с языковым анализом текста, по памяти, комментированный и т.д.);- сочинение (сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам, по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта, сочинение - миниатюра и т.д.);
- комплексный анализ текста;
- изложение (выборочное, подробное), изложение с элементами сочинения, изложение - миниатюра;
- тест;
- устное высказывание (устные рассказы по плану на лингвистические темы).
Темы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить полученные знания на практике.
Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении №2 к рабочей программе.
Результаты изучения предмета «Русский язык» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса».
Информация об УМК для общеобразовательных учреждений:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2013 год;
- Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. Ю.С. Пичугова. М.; Дрофа, 2013 год;
- Никитина Е.И. Русская речь. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2013 год.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)
Литературный русский язык.
Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, понятия язык, литературный язык, славянский язык.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (7 ЧАСОВ)
Повторение основных речеведческих и лексических понятий.
Повторение и обобщение изученного по морфемике и орфографии.
Повторение и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации.
Административная (стартовая) контрольная работа.
Р/Р. Учимся говорить и слушать.
Знать: основные речеведческие и лексические понятия, процессы словообразования в современном русском языке, изученные пунктограммы,
Уметь: применять основные понятия, связанные с построением текста; заменять разговорные слова и экспрессивные выражения нейтральными или книжными; выполнять лексический анализ слов, различать ударные и безударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; работать со словарями; выполнять морфемный разбор слов,выполнять синтаксический разбор предложений, грамматические разборы, анализировать структуру учебника, воспринимать текст без зрительной основы; выразительно читать текст; составлять тезисы прослушанного текста и осмысливать его содержание

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (3 ЧАСА)
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Знать: понятия синтаксис, пунктуация; основные единицы синтаксиса; роль знаков препинания в письменных текстах, виды синтаксической связи, понятия согласование, примыкание, управление
Уметь: определять виды синтаксической связи; применять на практике изученные ранее правила пунктуации, определять способы подчинительной связи; приводить примеры ССЧ с разными способами связи.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (4 ЧАСА)
Основные виды словосочетаний.
Цельные словосочетания.
Р/Р. Изложение.
Р/Р. Пишут всегда для кого-то.
Знать: понятие ССЧ, строение и грамматическое значение ССЧ, виды ССЧ по характеру связи между словами, понятие цельные ССЧ, виды и синтаксические особенности цельных ССЧ.
Уметь: выделять ССЧ из предложений, различать сочинительные и подчинительные ССЧ, определять главное и зависимое слово в ССЧ, устанавливать смысловую и грамматическую связь между словами в ССЧ, составлять схемы ССЧ и подбирать ССЧ к готовым схемам, подбирать синонимичные ССЧ, вычленять ССЧ из предложений; распознавать цельные ССЧ, выполнять синтаксический разбор предложений с цельными ССЧ; составлять ССЧ со словарными словами учебника, определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль, выразительно читать и осмыслять высказывания русских писателей о творческом труде; пересказывать текст учебника; редактировать деформированный текст
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 ЧАСА)
Понятие о предложении.
Знать: понятия предложение, интонация. Риторический вопрос; основные виды предложений
Уметь: различать ПП и СП; распознавать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с разными видами предложений.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3 ЧАСА)
Основные виды простого предложения.
Порядок слов в предложении.
Знать: понятия ПП; основные виды ПП, понятия прямой порядок слов, инверсия, логическое ударение.
Уметь: составлять схемы ПП; с помощью интонации членить предложения на смысловые отрезки, выражать их эмоциональность; выразительно читать текст; выполнять грамматические разборы, с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (15 ЧАСОВ)
Повторим орфографию. Орфограммы в корне.
Р/Р. Сочинение. Анализ сочинения.
Р/Р. Что значит талантливый читатель?
Понятие о главных членах предложения.
Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое и его основные типы.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».
Тестирование по русскому языку.
Р/Р. Словесное рисование.
Знать: правила правописания корней в разных частях речи; способы различения орфограмм, что значит быть талантливым читателем; как стать талантливым читателем, понятия ГО предложения, главные члены предложения, понятия ГО предложения, главные члены предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего, сказуемое и его основные типы, понятие нулевая связка; условия постановки тире между главными членами предложения; понятие словесное рисование применительно к описанию впечатлений, полученных при чтении художественных произведений.
Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов, писать сочинение на лингвистическую тему; связно и последовательно излагать свои мысли, выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении, самостоятельно готовиться к изложению с элементами сочинения, выделять ГО в предложениях, выполнять синтаксический разбор предложений и ССЧ; выделять ГО в предложениях; определять способ выражения подлежащего, основные типы сказуемого, составлять предложения с изучаемой пунктограммой, писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12 ЧАСОВ)
Понятие о второстепенных членах предложения.
Определение.
Приложение.
Дополнение.
Основные виды обстоятельств.
Синтаксические конструкции инфинитива.
Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения».
Р/Р. Определение понятия.
Повторим орфографию. Орфограммы в приставках.
Знать: понятие второстепенные члены предложения; их роль в предложении; виды второстепенных членов и алгоритм их определения; понятия определение, согласованные/несогласованные определения, приложение, виды приложений; смысловую и художественную функцию определений, приложений; правила пунктуации при приложениях, понятия дополнение, приглагольное дополнение; способы выражения дополнений; нормы согласования и управления в современном русском языке; понятия обстоятельство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; правила пунктуации при сравнительных и деепричастных оборотах; термины понятие, определение понятия, видовые/родовые понятия; взаимосвязь родовых и видовых понятий; способы определения понятий; правила правописания приставок; условия слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи; способы различения приставок и предлогов в омонимах.
Уметь: приводить примеры предложений с разными видами второстепенных членов; анализировать слова, относящиеся к одной тематической группе, распознавать в предложениях определения, приложения, дополнения, обстоятельства и подчёркивать их как члены предложения; различать согласованные и несогласованные определения, определять, от каких членов предложения зависят дополнения и обстоятельства, правильно ставить к ним вопросы; использовать в речи языковые средства, выражающие различные синтаксические отношения; на конкретных примерах объяснить явление синтаксической синонимии; определять синтаксическую роль инфинитива; приводить примеры предложений, в которых инфинитив выступает в роли разных членов предложения; работать со словарями, подбирать примеры, иллюстрирующие определения понятий; применять на практике изученные орфографические правила.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ЧАСОВ)
Понятие об односоставных предложениях
Определённо – личные предложения.
Неопределённо - личные предложения
Р/Р. Микротема. Микротекст.
Безличные предложения.
Назывные предложения.
Повторение и обобщение изученного об односоставных предложениях.
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».
Знать: понятия односоставные предложения; значение и структурные особенности односоставных предложений, определённо - личные, неопределённо - личные предложения, их значение, структурные особенности, использование в разных стилях речи, способы выражения сказуемого в определённо - личных предложениях, в неопределённо - личных предложениях; признаки текста; понятия микротема, микротекст; понятия безличные предложения, глагол в безличном значении; значение и структурные особенности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях; понятие назывные предложения; значение, отличительные признаки, состав, структурные особенности назывных предложений.
Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят определённо - личные предложения; писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему; распознавать неопределённо - личные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят неопределённо - личные предложения; писать сжатое изложение с использованием односоставных предложений; распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные; распознавать назывные предложения, пунктуационно правильно оформлять их на письме и использовать в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят назывные предложения; отличать назывные предложения от двусоставных без сказуемого.

ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4 ЧАСА)
Р/Р. Цепная и параллельная связь предложений в тексте
Р/Р. Изложение.
Полные и неполные предложения.
Знать: виды и средства связи предложений в тексте; понятие анафора, понятия полные/неполные предложения; условия постановки тире в неполных предложениях.
Уметь: анализировать и самостоятельно конструировать тексты с разными видами связи, определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль; различать полные и неполные предложения; выполнять синонимическую замену неполных предложений полными; отличать неполные предложения от полных односоставных и предложений с нулевой связкой; определять роль неполных предложений в художественном тексте и использовать их в разговорной речи; расставлять знаки препинания в неполных предложениях, а также в СП, в состав которых входят неполные.

ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (36 ЧАСОВ)
Предложения с однородными членами.
Р/Р. Выразительная роль попарного соединения однородных членов предложения. Бессоюзие и многоточие.
Союзы при однородных членах предложения.
Обобщающие слова при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения.
Контрольная работа по теме «Осложнённое предложение».
Р/Р.Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Тестирование по русскому языку.
Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах
Понятие об обособлении.
Обособление согласованных и несогласованных определений.
Р/Р. Изложение
Обособление приложений
Повторение и обобщение изученного об обособленных определениях и приложениях.
Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения».
Обособление дополнений.
Р/Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Р/Р. Порядок предложений в тексте.
Р/Р. Сочинение.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Обособление уточняющих членов предложения
Р/Р. Изложение.
Повторим орфографию. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.
Предложения с обращениями.
Промежуточная аттестация.

Знать: понятия однородные члены предложения, бессоюзие, многосоюзие, специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соединены однородные члены; правила пунктуации в предложениях с однородными членами; понятие обобщающие слова, взаимосвязь обобщающего слова и однородных членов предложения; способы выражения обобщающих слов; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами; критерии однородности определений; о заглавии как средстве связи предложений в тексте; понятие обособление; группы обособленных членов предложения; стилистические особенности предложений с обособленными членами; условия обособления согласованных и несогласованных определений, приложений; особенности обособления дополнений; правила пунктуации в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; особенности обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; понятие уточняющие члены предложения, способы присоединения уточняющих членов предложения к уточняемым; понятие вводная конструкция; назначение вводных слов, ССЧ и предложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуации в предложениях с вводными словами; понятие обращение, роль обращений в тексте.
Уметь: распознавать однородные члены предложения, ряды однородных членов; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания в них; проводить наблюдения над стилистической и художественной функцией однородных членов предложения; анализировать роль попарного соединения однородных членов предложения; ; выявлять дополнительные оттенки, которые вносят в отношения между однородными членами союзы; излагать текст с использованием предложений с однородными членами, связанными союзами; находить обобщающие слова при однородных членах предложения; различать предложения с обобщающими словами и с именными составными сказуемыми; расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами и составлять схемы таких предложений; определять, какими частями речи выражены обобщающие слова, и подчёркивать их как члены предложения; распознавать однородные и неоднородные определения; писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему; определять зависимость типа речи от заглавия текста; применять изученные правила правописания суффиксов; анализировать предложения с обособленными членами; интонационно выделять обособленные члены предложения; работать над лексической сочетаемостью слов; распознавать обособленные согласованные и несогласованные определения, конструировать предложения с обособленными определениями; определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль; распознавать одиночные и распространённые приложения; употреблять приложения в соответствии с нормами русского языка; конструировать предложения с обособленными дополнениями; выполнять синонимическую замену предлогов, употребляемых с обособленными дополнениями; определять способы и средства связи предложений в тексте; распознавать деепричастия, по значению близкие к наречию, и фразеологизмы, сохранившие форму деепричастий; употреблять деепричастия в соответствии с нормами литературного языка; распространять деепричастия с учётом границ получившегося оборота; писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли; распространять предложения обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами; отрабатывать нормы употребления производных предлогов с существительными в нужном падеже; распространять предложения уточняющими членами; различать предложения с уточняющими обстоятельствами и однородными и неоднородными обстоятельствами; применять изученные правила слитного, дефисного и раздельного написания слов; подбирать к вводным словам синонимы; реконструировать предложения с вводными конструкциями; перестраивать СП в ПП с вводными словами; выполнять грамматические разборы и синтаксический разбор предложений; находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.
СЛОВА – ПРЕДЛОЖЕНИЯ (1 ЧАС)
Особенности слов – предложений.
Знать: понятие слова – предложения, особенности слов - предложений; роль слов - предложений в разговорной речи и в художественных текстах.
Уметь: правильно оформлять слова - предложения на письме.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
(2 ЧАСА)
Повторение и обобщение изученного в 8 классе.
Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе.
Уметь: применять на практике полученные ЗУН.

Резервные уроки – 5 часов.
Итого – 105 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1 - Учебно-тематический план
№ п/пНаименование разделов и тем
Количество часов Контрольных работ Творческих работ
1. Введение 1 2. Повторение изученного в 5-7 классах 7 1 3. Синтаксис и пунктуация 3 4. Словосочетание 4 1
5. Предложение 2 6. Простое предложение 3 7. Главные члены предложения 15 1 1
8. Второстепенные члены предложения 12 1 9. Односоставные предложения 10 1 10. Полные и неполные предложения 4 1
11. Осложнённое предложение 36 3 3
12. Слова – предложения 1 13. Повторение и обобщение изученного в 8 классе 2 Резервные уроки 5 Итого 105 часов 7 6
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5-8 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
- функционально - смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-8 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально - смысловой тип и стиль речи;
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
- создавать тексты изученных стилей и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЬЕКТОВ И СРЕДСТВ
МЕТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Демонстрационные таблицы
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2009
2.Артемьева Е.И. Правила русского языка. Справочник. – Москва, Мартин, 2010
3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва, Дрофа, 2011 год
4.Базилевская В.Б. Русский язык. Теория. Практика. Синтаксический разбор. – Воронеж, Родная речь, 2010
5.Баранов М.Т., Костяева Т.А. Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. – Москва, Просвещение, 2009
6.Василенко М.В., Денисова М.А., Лагутина Е.В. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. – Москва, Издат – школа, 2010
7.Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. 120 текстов для школьных изложений. – Москва, Дрофа, 2010
8 .Воробьёва К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ: 5-9 классы. – СПб, Сага, Азбука – классика, 2010
9.Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – Москва, Просвещение, 2009
10.Гринина – Земскова А.М. Обучение сочинениям (5-8 классы). – Волгоград, Учитель, 2010
11.Кудинова Т.А. Виды языкового разбора: фонетический, словообразовательный, морфемный, морфологический, синтаксический. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2010
12.Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. – Москва, Лист, 2009
13.Орлова О.Е. Русский язык. Тексты для изложений (4-9 классы). – Москва, Мартин, 2010
14.Симакова С.И. Словарные слова. Самостоятельная работа. – Москва, Экзамен, 2010
15.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – Москва, Цитадель – Трейд, 2010
16.Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. 250 диктантов по русскому языку для школьников. – Москва, Дрофа, 2010
17.Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения: 5-9 классы. – Москва, Просвещение, 2010
Приложение к рабочей программе
учебного предмета «Русский язык»
на 2014-2015 учебный год
для учащихся 8А класса
Таблица 2 - Календарно – тематическое планирование

п/пТема урока Кол-во часов Форма урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и виды контроля Дата
Введение (1 ч)
1 Литературный русский язык 1 ч Урок изучения нового материала Содержание УМК. Язык. Литературный русский язык. Славянский язык. Общение Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, понятия язык, литературный язык, славянский язык Индивидуальные задания 02.09
Повторение изученного в
5-7 классах (7 ч)
2 Повторение основных речеведческих и лексических понятий 1 ч Комбиниро-ванный урок Речь. Лексика. Построение текста. Лексический анализ слов. Культура речи. Стили и типы речи. Знать: теоретический материал по теме урока
Уметь: применять основные понятия, связанные с построением текста; заменять разговорные слова и экспрессивные выражения нейтральными или книжными; выполнять лексический анализ слов Творческая работа 03.09
3-4 Повторение и обобщение изученного по морфемике и орфографии 2 ч Комбинированные уроки Процессы словообразования в современном русском языке. Ударные и безударные звуки. Морфемы. Морфемный разбор слов Знать: процессы словообразования в современном русском языке
Уметь: различать ударные и безударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; работать со словарями; выполнять морфемный разбор слов Комплексный анализ текста, тестовые задания, объяснительный диктант 05.09
09.09
5-6 Повторение и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации 2 ч Комбинированный урок Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор предложений. Грамматические разборы Знать: изученные пунктограммыУметь: выполнять синтаксический разбор предложений, грамматические разборы Словарно – орфографическая работа, тестовые задания 10.09
12.09
7 Административная (стартовая) контрольная работа 1 ч 16.09
8 Учимся говорить и слушать 1 ч Урок развития речи Книга. Структура учебника. Тезисы Уметь: анализировать структуру учебника, воспринимать текст без зрительной основы; выразительно читать текст; составлять тезисы прослушанного текста и осмысливать его содержание Работа с дидактическим материалом, предупредительный диктант, словарно - орфоэпическая работа 17.09
Синтаксис и пунктуация (3 ч)
9 Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи 1 ч Уроки изучения нового материала Синтаксис и пунктуация. Виды синтаксической связи Знать: понятия синтаксис, пунктуация; основные единицы синтаксиса; роль знаков препинания в письменных текстах, виды синтаксической связи
Уметь: определять виды синтаксической связи; применять на практике изученные ранее правила пунктуации Тестовые задания, словарно – орфографическая работа 19.09
10-11 Способы подчинительной связи 2 ч Урок изучения нового материала Способы подчинительной связи Знать: понятия согласование, примыкание, управление
Уметь: определять способы подчинительной связи; приводить примеры ССЧ с разными способами связи Комплексный анализ текста, тестовые задания, словарно - орфографическая работа 23.09
24.09
Словосочетание (4 ч)
12 Основные виды словосочетаний 1 ч Уроки изучения нового материала Строение и грамматическое значение ССЧ. Виды ССЧ по характеру связи между словами. Главное и зависимое слово в ССЧ. Синонимичные ССЧ Знать: понятие ССЧ, строение и грамматическое значение ССЧ, виды ССЧ по характеру связи между словами
Уметь: выделять ССЧ из предложений, различать сочинительные и подчинительные ССЧ, определять главное и зависимое слово в ССЧ, устанавливать смысловую и грамматическую связь между словами в ССЧ, составлять схемы ССЧ и подбирать ССЧ к готовым схемам, подбирать синонимичные ССЧ Словарный диктант, тестовые задания 26.09
13 Цельные словосочетания 1 ч Урок изучения нового материала Строение и грамматическое значение ССЧ. Цельные ССЧ Знать: понятие цельные ССЧ, виды и синтаксические особенности цельных ССЧ
Уметь: вычленять ССЧ из предложений; распознавать цельные ССЧ, выполнять синтаксический разбор предложений с цельными ССЧ; составлять ССЧ со словарными словами учебника Объяснительный диктант, тестовые задания 30.09
14 Изложение 1 ч Урок развития речи Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль 01.10
15 Пишут всегда для кого - то 1 ч Урок развития речи Д.С. Лихачёв и русские писатели о творческом труде. Учебное исследование Уметь: выразительно читать и осмыслять высказывания русских писателей о творческом труде; пересказывать текст учебника; редактировать деформированный текст Редактирование текста, словарно – орфографическая работа 03.10
Предложение
(2 ч)
16-17 Понятие о предложении 2 ч Уроки изучения нового материала Предложение как основная единица языка. ПП и СП. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Интонация Знать: понятия предложение, интонация. Риторический вопрос; основные виды предложений
Уметь: различать ПП и СП; распознавать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с разными видами предложений Редактирование текста, распределительный диктант, тестовые задания 14.10
15.10
Простое предложение
(3 ч)
18 Основные виды простого предложения 1 ч Урок изучения нового материала ПП как основная единица языка, его возможности в общении. Виды ПП по строению ГО, наличию второстепенных членов, отношению к действительности Знать: понятия ПП; основные виды ПП
Уметь: составлять схемы ПП; с помощью интонации членить предложения на смысловые отрезки, выражать их эмоциональность; выразительно читать текст; выполнять грамматические разборы Объяснительный диктант, тестовые задания 17.10
19-20 Порядок слов в предложении 2 ч Уроки изучения нового материала Порядок слов в предложении. Инверсия. Логическое ударение Знать: понятия прямой порядок слов, инверсия, логическое ударение
Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему; выполнять грамматические разборы Тестовые задания, сочинение - рассуждение на лингвистическую тему 21.10
22.10
Главные члены предложения
(15 ч)
21-22 Повторим орфографию. Орфограммы в корне 2 ч Уроки повторения и обобщения знаний Правописание корней в разных частях речи. Способы различения орфограмм. Морфемный разбор Знать: правила правописания корней в разных частях речи; способы различения орфограмм
Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов Работа с дидактическим материалом, тестовые задания, проверочный диктант 24.10
28.10
23 Сочинение 1 ч Урок развития речи Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Уметь: писать сочинение на лингвистическую тему; связно и последовательно излагать свои мысли Сочинение 29.10
24 Анализ сочинения 1 ч Урок развития речи Работа над ошибками Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении Работа над ошибками 31.10
25 Что значит талантливый читатель? 1 ч Урок развития речи Талантливый читатель. Подготовка к изложению с элементами сочинения Знать: что значит быть талантливым читателем; как стать талантливым читателем
Уметь: самостоятельно готовиться к изложению с элементами сочинения Словарно – орфографическая работа 05.11
26 Понятие о главных членах предложения 1 ч Урок изучения нового материала Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. ГО среди других членов предложения. Знать: понятия ГО предложения, главные члены предложения
Уметь: выделять ГО в предложениях;
выполнять синтаксический разбор предложений и ССЧ Объяснительный диктант, тестовые задания 07.11
27 Подлежащее и способы его выражения 1 ч Уроки изучения нового материала Подлежащее и способы его выражения Знать: понятия ГО предложения, главные члены предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего
Уметь: выделять ГО в предложениях; определять способ выражения подлежащего; выполнять синтаксический разбор предложений и ССЧ Объяснительный диктант, тестовые задания 11.11
28-30 Сказуемое и его основные типы 3 ч Уроки изучения нового материала Урок закрепления знаний Сказуемое и его основные типы Знать: понятия ГО предложения, главные члены предложения, сказуемое и его основные типы
Уметь: выделять ГО в предложениях; определять способ выражения подлежащего; основные типы сказуемого, выполнять синтаксический разбор предложений и ССЧ Словарный диктант
Тестовые задания 12.11
14.11
18.11
31-32 Тире между подлежащим и сказуемым 2 ч Урок изучения нового материала Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор предложений. Грамматические разборы Знать: понятие нулевая связка; условия постановки тире между главными членами предложения
Уметь: составлять предложения с изучаемой пунктограммой; выполнять синтаксический разбор предложений, грамматические разборы Объяснительный диктант, работа с дидактическим материалом 25.11
26.11
33 Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» 1 ч Урок контроля знаний Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему Диктант с грамматическим заданием 28.11
34 Тестирование по русскому языку 1 ч 02.12
35 Словесное рисование 1 ч Урок развития речи Словесное рисование. Текст, Миниатюра Знать: понятие словесное рисование применительно к описанию впечатлений, полученных при чтении художественных произведений
Уметь: писать сочинение – миниатюру с элементами словесного рисования Сочинение - миниатюра 03.12
Второстепенные члены предложения
(12 ч)
36 Понятие о второстепенных членах предложения 1 ч Урок изучения нового материала Второстепенные члены предложения и их роль. Алгоритм определения вида второстепенного члена предложения. Слова, относящиеся к одной тематической группе Знать: понятие второстепенные члены предложения; роль второстепенных членов в предложении; виды второстепенных членов предложения и алгоритм их определения
Уметь: приводить примеры предложений с разными видами второстепенных членов; анализировать слова, относящиеся к одной тематической группе Словарно – орфографическая и словарно – орфоэпическая работа, объяснительный диктант, тестовые задания 05.12
37-38 Определение 2 ч Урок изучения нового материала Определение как второстепенный член предложения. Согласованные и несогласованные определения Знать: понятия определение, согласованные/несогласованные определения; смысловую и художественную функцию определений
Уметь: распознавать в предложениях определения и подчёркивать их как члены предложения; различать согласованные и несогласованные определения Словарно - орфографическая работа, комплексный анализ текста, объяснительный диктант 09.12
10.12
39 Приложение 1 ч Урок изучения нового материала Приложение как вид определения. Виды приложений. Смысловая и художественная функция приложений. Пунктуация при приложениях Знать: понятие приложение, виды приложений; смысловую и художественную функцию приложений; правила пунктуации при приложениях
Уметь: распознавать приложения, правильно оформлять их на письме и подчёркивать как члены предложения Словарно - орфографическая работа, объяснительный диктант, комплексный анализ текста 12.12
40 Дополнение 1 ч Урок и изучения нового материала Дополнение. Приглагольное дополнение. Значения и способы выражения дополнений. Нормы согласования и управления, существующие в современном русском языке Знать: понятия дополнение, приглагольное дополнение; способы выражения дополнений; нормы согласования и управления в современном русском языке
Уметь: распознавать дополнения и подчёркивать их как члены предложения; определять, от каких членов предложения зависят дополнения, и правильно ставить к ним вопросы Словарная работа, тестовые задания 16.12
41-42 Основные виды обстоятельств 2 ч Уроки изучения нового материала Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Синтаксическая синонимия. Пунктуация при сравнительных и деепричастных оборотах Знать: понятия обстоятельство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; правила пунктуации при сравнительных и деепричастных оборотах
Уметь: распознавать обстоятельства и подчеркивать их как члены предложения; определять, от каких членов предложения зависят обстоятельства, и правильно ставить к ним вопросы; использовать в речи языковые средства, выражающие различные синтаксические отношения; на конкретных примерах объяснить явление синтаксической синонимии Словарная работа, тестовые задания 17.12
19.12
43 Синтаксические конструкции инфинитива 1 ч Урок изучения нового материала Инфинитив. Синтаксическая функция инфинитива Уметь: определять синтаксическую роль инфинитива; приводить примеры предложений, в которых инфинитив выступает в роли разных членов предложения Текущий контроль 23.12
44 Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» 1 ч Урок контроля знаний Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему Диктант с грамматическим заданием 24.12
45 Определение понятия 1 ч Уроки развития речи Понятие. Определение понятия. Видовые и родовые понятия, их взаимосвязь. Способы определения понятий (описательный, синонимический, антонимический, перечислительный) Знать: термины понятие, определение понятия, видовые/родовые понятия; взаимосвязь родовых и видовых понятий; способы определения понятий
Уметь: работать со словарями, подбирать примеры, иллюстрирующие определения понятий Словарно - орфографическая работа, тестовые задания 26.12
46-47 Повторим орфографию. Орфограммы в приставках 2 ч Уроки - практикумы Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Способы различения приставок и предлогов в омонимах Знать: правила правописания приставок; условия слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи; способы различения приставок и предлогов в омонимах
Уметь: применять на практике изученные орфографические правила Работа с дидактическим материалом, тестовые задания, объяснительный диктант 30.12
31.12
Односоставные предложения
(10 ч)
48 Понятие об односоставных предложениях 1 ч Урок изучения нового материала Односоставные предложения и их виды по значению с способу выражения главного члена. Знать: понятия односоставные предложения; значение и структурные особенности односоставных предложений
Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят определённо - личные предложения Словарно – орфографическая работа, комплексный анализ текста, предупредительный диктант 13.01
49 Определённо – личные предложения 1 ч Урок изучения нового материала Определённо – личные предложения Знать: понятия односоставные предложения; значение и структурные особенности односоставных предложений
Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят определённо - личные предложения Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему 14.01
50 Неопределённо - личные предложения 1 ч Урок изучения нового материала Неопределённо - личные предложения Знать: неопределённо - личные предложения, их значение, структурные особенности, использование в разных стилях речи, способы выражения сказуемого в неопределённо - личных предложениях
Уметь: распознавать неопределённо - личные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят неопределённо - личные предложения Словарно – орфографическая работа, тестовые задания 16.01
51 Микротема. Микротекст 1 ч Урок развития речи Текст, его признаки (тема, идея, делимость, связность, композиционная завершенность, стилистическое единство). Микротема. Микротекст Знать: признаки текста; понятия микротема. Микротекст
Уметь: писать сжатое изложение с использование односоставных предложений Сжатое изложение, словарно - орфографическая работа 20.01
52-53 Безличные предложения 2 ч Уроки изучения нового материала Безличные предложения, их значение, структурные особенности, использование в разных стилях речи. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях Знать: понятия безличные предложения, глагол в безличном значении; значение и структурные особенности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях
Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные Тестовые задания 21.01
23.01
54-55 Назывные предложения 2 ч Уроки изучения нового материала Назывные предложения, их отличительные признаки (семантическая емкость, особая выразительность). Значение, состав. Структурные особенности назывных предложений, их использование в различных стилях речи. Знаки препинания в конце назывных предложений Знать: понятие назывные предложения; значение, отличительные признаки, состав, структурные особенности назывных предложений
Уметь: распознавать назывные предложения, пунктуационно правильно оформлять их на письме и использовать в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят назывные предложения; отличать назывные предложения от двусоставных без сказуемого Объяснительный диктант 27.01
28.01
56 Повторение и обобщение изученного об односоставных предложениях 1 ч Уроки повторения и обобщения знаний Односоставные предложения и их виды Знать: основные понятия, связанные с односоставными предложениями
Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят односоставные предложения; писать сочинение - миниатюру с использованием односоставных предложений Сочинение – миниатюра, тестовые задания 30.01
57 Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» 1 ч Урок контроля Односоставные предложения и их виды Знать: основные понятия, связанные с односоставными предложениями
Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в СП, в состав которых входят односоставные предложения; писать сочинение - миниатюру с использованием односоставных предложений Выполнение заданий по теме 03.02
Полные и неполные предложения
(4 ч)
58 Цепная и параллельная связь предложений в тексте 1 ч Урок развития речи Виды связи предложений в тексте. Морфологические средства связи предложений в тексте. Анафора Знать: виды и средства связи предложений в тексте; понятие анафора
Уметь: анализировать и самостоятельно конструировать тексты с разными видами связи Словарно - орфографическая работа, тестовые задания 04.02
59 Изложение 1 ч Урок развития речи Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль Изложение 06.02
60-61 Полные и неполные предложения 2 ч Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Особенности строения полных и неполных предложений. Синонимическая заменам неполных предложений полными. Тире в неполных предложениях Знать: понятия полные/неполные предложения; условия постановки тире в неполных предложениях
Уметь: различать полные и неполные предложения; выполнять синонимическую замену неполных предложений полными; отличать неполные предложения от полных односоставных и предложений с нулевой связкой; определять роль неполных предложений в художественном тексте и использовать их в разговорной речи; расставлять знаки препинания в неполных предложениях, а также в СП, в состав которых входят неполные Комментированное письмо Словарная работа 10.02
11.02
Осложнённое предложение
(36 ч)
62 Предложения с однородными членами 1 ч Урок изучения нового материала Однородные члены предложения. Ряды однородных членов. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Перечислительная интонация предложений с однородными членами Знать: понятие однородные члены предложения
Уметь: распознавать однородные члены предложения, ряды однородных членов; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания в них; проводить наблюдения над стилистической и художественной функцией однородных членов предложения Словарно - орфографическая работа, тестовые задания 13.02
63 Выразительная роль попарного соединения однородных членов предложения. Бессоюзие и многоточие 1 ч Урок развития речи Роль попарного соединения однородных членов предложения. Бессоюзие и многосоюзие Знать: понятия бессоюзие, многосоюзие
Уметь: анализировать роль попарного соединения однородных членов предложения
Словарный диктант, комплексный анализ текста 24.02
64-65 Союзы при однородных членах предложения 2 ч Уроки изучения нового материала Смысловые отношения между однородными членами. Синтаксические конструкции с союзной и бессоюзной связью. Запятые при однородных членах предложения Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соединены однородные члены; правила пунктуации в предложениях с однородными членами
Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнительные оттенки, которые вносят в отношения между однородными членами союзы; излагать текст с использованием предложений с однородными членами, связанными союзами Объяснительный диктант, словарно - орфографическая работа Комплексный анализ текста, тестовые задания 25.02
27.02
66-67 Обобщающие слова при однородных членах 2 ч Уроки изучения нового материала Обобщающие слова. Взаимосвязь обобщающих слов и однородных членов предложения. Способы выражения обобщающих слов. Знаки препинания при обобщающих словах Знать: понятие обобщающие слова, взаимосвязь обобщающего слова и однородных членов предложения; способы выражения обобщающих слов; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами
Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; различать предложения с обобщающими словами и с именными составными сказуемыми; расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами и составлять схемы таких предложений; определять, какими частями речи выражены обобщающие слова, и подчёркивать их как члены предложения Объяснительный диктант
Тестовые задания, анализ текста 03.03
04.03
68-69 Однородные и неоднородные определения 2 ч Уроки изучения нового материала Урок закрепления знаний Однородные и неоднородные определения. Критерии однородности. Употребление однородных и неоднородных определений Знать: критерии однородности определений
Уметь: распознавать однородные и неоднородные определения; произносить предложения с однородными и неоднородными определениями с правильной интонацией и расставлять в них знаки препинания Словарно – орфографическая работа Комплексный анализ текста, тестовые задания 06.03
10.03
70 Контрольная работа по теме «Осложнённое предложение» 1 ч Урок контроля знаний Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему Контрольная работа 11.03
71 Заглавие как средство связи предложений в тексте 1 ч Урок развития речи Зависимость типа речи от заглавия текста. Заглавие как средство связи предложений в тексте Знать: о заглавии как средстве связи предложений в тексте
Уметь: определять зависимость типа речи от заглавия текста; анализировать отрывки текста; писать сжатое изложение Словарная работа, сжатое изложение 13.03
72 Тестирование по русскому языку 1 ч 17.03
73-74 Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах 2 ч Уроки - практикум Орфограммы в суффиксах. Морфемный разбор слов Уметь: применять изученные правила правописания суффиксов Тестовые задания, работа с дидактическим материалом, комплексный анализ текста 18.03
20.03
75 Понятие об обособлении 1 ч Урок изучения нового материала Обособленные члены предложения. Смысловое выделение. Основное и добавочное сообщения в простом предложении. Интонационное выделение обособленных членов предложения. Значение и лексическая сочетаемость слов Знать: понятие обособление; группы обособленных членов предложения; стилистические особенности предложений с обособленными членами
Уметь: анализировать предложения с обособленными членами; интонационно выделять обособленные члены предложения; работать над лексической сочетаемостью слов Тестовые задания 24.03
76-77 Обособление согласованных и несогласованных определений 2 ч Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Обособленные согласованные и несогласованные определения. Выделение на письме и в устной речи определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными Знать: условия обособления согласованных и несогласованных определений
Уметь: распознавать обособленные согласованные и несогласованные определения, выделять их на письме знаками препинания и в устной речи интонацией; конструировать предложения с обособленными определениями, выполнять синтаксический разбор предложений Словарно - орфографическая работа Комплексный анализ текста, тестовые задания 25.03
27.03
78 Изложение 1 ч Урок развития речи Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль Изложение 07.04
79-80 Обособление приложений 2 ч Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Обособленные одиночные и распространённые приложения Знать: условия обособления приложений
Уметь: распознавать одиночные и распространённые приложения, выделять их на письме знаками препинания и в устной речи интонацией; употреблять приложения в соответствии с нормами русского языка Словарная работа, объяснительный диктант
Тестовые задания 08.04
10.04
81 Повторение и обобщение изученного об обособленных определениях и приложениях 1 ч Урок повторения и обобщения знаний Обособление определений. Речевые недочёты, связанные с употреблением предложений с однообразной синтаксической структурой Знать: условия обособления определений и приложений
Уметь: конструировать предложения, осложнённые обособленными определениями и приложениями, и расставлять в них знаки препинания; самостоятельно устранять речевые недочёты, связанные с употреблением предложений с однообразной синтаксической структурой; употреблять обособленные определения в соответствии с нормами современного русского языка; писать изложение текста, насыщенного обособленными определениями Словарно – орфографическая работа, тестовые задания 14.04
82 Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения» 1 ч Урок контроля знаний Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему Диктант с грамматическим заданием 15.04
83 Обособление дополнений 1 ч Урок изучения нового материала Дополнения, составляющие однородную группу конструкций, уточняющих и ограничивающих понятия. Синонимическая заменам предлогов, употребляемых с обособленными дополнениями Знать: особенности обособления дополнений
Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями и выразительно читать их; конструировать предложения с обособленными дополнениями; выполнять синонимическую замену предлогов, употребляемых с обособленными дополнениями Объяснительный диктант, словарно - орфографическая работа, тестовые задания 17.04
84 Заглавие как средство связи предложений в тексте 1 ч Урок развития речи Заглавие как средство связи предложений в тексте Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте Словарно - орфографическая работа, тестовые задания 21.04
85 Обособление деепричастий и деепричастных оборотов 1 ч Урок закрепления знаний Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов Знать: правила пунктуации в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами
Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами и выразительно читать их; распознавать деепричастия, по значению близкие к наречию, и фразеологизмы, сохранившие форму деепричастий; употреблять деепричастия в соответствии с нормами литературного языка; выполнять синтаксический разбор предложений; распространять деепричастия с учётом границ получившегося оборота Комплексный анализ текста 22.04
86 Порядок предложений в тексте 1 ч Урок развития речи Текст. Порядок предложений в тексте Знать: теоретический материал по теме урока
Уметь: анализировать, редактировать и конструировать тексты Комплексный анализ текста, творческая работа 24.04
87 Сочинение 1 ч Урок развития речи Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли Сочинение 28.04
88-89 Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами 2 ч Урок изучения нового материала Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Норма употребления производных предлогов с существительными в нужном падеже Знать: особенности обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами, и выразительно читать их; распространять предложения обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами; отрабатывать нормы употребления производных предлогов с существительными в нужном падеже Словарно – орфографическая работа, тестовые задания 29.04
05.05
90-91 Обособление уточняющих членов предложения 2 ч Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие обстоятельства места и времени Знать: понятие уточняющие члены предложения, способы присоединения уточняющих членов предложения к уточняемым
Уметь: выразительно читать предложения с уточняющими членами и расставлять в них знаки препинания ; распространять предложения уточняющими членами; различать предложения с уточняющими обстоятельствами и однородными и неоднородными обстоятельст-вами Сочинение – описание или сочинение - рассуждение на лингвистическую тему 06.05
08.05
92 Изложение 1 ч Урок развития речи Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль Изложение 12.05
93 Повторим орфографию. Слитное, дефисное и раздельное написание слов 1 ч Урок - практикум Слитное, дефисное и раздельное написание слов Уметь: применять изученные правила слитного, дефисного и раздельного написания слов Работа с дидактическим материалом, тестовые задания, объяснительный диктант 13.05
94-95 Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями 2 ч Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Вводные слова, ССЧ и предложения. ПП и СП с вводными словами Знать: понятие вводная конструкция; назначение вводных слов, ССЧ и предложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуации в предложениях с вводными словами
Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и ССЧ и расставлять в них знаки препинании; подбирать к вводным словам синонимы; реконструировать предложения с вводными конструкциями; перестраивать СП в ПП с вводными словами; выполнять грамматические разборы и синтаксический разбор предложений Работа с дидактическим материалом, объяснительный диктант
Тестовые задания 15.05
19.05
96 Предложения с обращениями 1 ч Урок изучения нового материала Обращение. Роль обращений в тексте. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Обращение и члены предложения Знать: понятие обращение, роль обращений в тексте
Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями Объяснительный диктант 20.05
97 Промежуточная аттестация 1 ч Урок контроля знаний Тестирование 22.05
Слова – предложения
(1 ч)
98 Особенности слов - предложений 1 ч Урок изучения нового материала Слова – предложения, их особенности. Слова - предложения в разговорной речи. Роль слов - предложений в художественном тексте Знать: понятие слова – предложения, особенности слов - предложений; роль слов - предложений в разговорной речи и в художественных текстах
Уметь: правильно оформлять слова - предложения на письме Текущий контроль 26.05
Повторение и обобщение изученного в 8 классе (2 ч)
99-100 Повторение и обобщение изученного в 8 классе 2 Уроки повторения и обобщения знаний Синтаксис и пунктуация. ССЧ. Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Осложнённое предложение Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе
Уметь: применять на практике полученные ЗУН Работа с дидактическим материалом, словарный диктант, комплексный анализ текста, тестовые задания 27.05
29.05
101-105 Резервные уроки 5