Обмен опытом Внедрение педагогической технологии уровневой дифференциации знаний младших школьников

КГУ «Вишневская средняя школа»
Тайыншинский район
Северо – Казахстанская область












Обмен опытом
«Внедрение педагогической технологии
уровневой дифференциации
знаний младших школьников»











Учитель начальных классов:
Чижаковская Галина Зыгмондовна












Одна из основных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, более того, возможности к обучению у них неодинаковы.
Исследования психологов свидетельствуют о том, что все обучающиеся в общеобразовательных школах дети могут усвоить программу, но «в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом, одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность.
Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учета индивидуально - психологических различий школьников, проявляющихся в процессе учения».
Каждый школьник обладает индивидуальными качествами - только ему присущими особенностями познавательной деятельности.
Индивидуальность - это своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающих его от других людей.
Индивидуальность школьника - сложное образование, органически связанное с его возрастом, половым и нравственным развитием, становлением- целостной личности. В связи с этим индивидуальная работа - это средство преодоления и предупреждения формализма в учебном процессе.
Индивидуальный подход является одним из основных принципов обучения и понимается как ориентация на индивидуально - психологические особенности учеников, включая специальные способы и приемы, соответствующие их индивидуальным способностям.
Индивидуально - психологические различия школьников сводятся к следующему:
1). Быстрота или замедленность усвоения материала. Школьники со способностью быстрого усвоения материала отличаются высоким уровнем мыслительной деятельности, развитыми операциями анализа и синтеза, обобщения, отвлечения и конкретизации. Школьники с замедленным мышлением и восприятием не в состоянии быстро, с первого объяснения, понять новый материал, ритм их работы отстает от общего ритма класса. Отсутствие повторных объяснений и индивидуальных заданий приводит к тому, что эти дети попадают сначала в ряды отстающих, а затем неуспевающих.
2). Гибкость (подвижность) или инертность мышления. Например, в математике школьники с гибким мышлением умеют использовать различные способы вычисления, выбирая наиболее рациональные, в то время как школьники с инертностью мышления стойко «цепляются» за привычные способы.
Эти и другие психологические особенности детей необходимо учитывать учителю в своем классе.
Основное требование, предъявляемое к учителю в настоящее время, полное использование потенциальных возможностей каждого ученика.
Было бы хорошо, если бы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него задачи, так как только мри этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению.
Поэтому одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуально- групповых форм работы, основанных на систематическом изучении особенностей учащихся. Перед учителем всегда стоит задача: не только видеть в каждом уроке общую учебно-воспитательную проблему, но и определять пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ученику.
Сочетание индивидуализации обучения с классно - урочной коллективной работой - задача весьма нелегкая. Это и понятно. Оно необходимо как условие, обеспечивающее работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода от одного уровня развития к другому, для стимулирования способностей одних и создания перспективы другим индивидуальная работа должна проводиться как, с сильными, так и со слабыми учащимися. В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка.
При этом следует учитывать, что на активности сильных учеников особенно отрицательно сказывается однообразие и трафарет в работе. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают в усвоении материала. Проводить следует ее как на уроке, так и во внеурочное время. Необходимо при этом учитывать недостатки в развитии внимания, речи и памяти. Установлено, например, что только слуховые упражнения у слабых учащихся часто вызывают затруднения, что нередко приводит к непроизвольному выключению их из общей работы. Поэтому таким ученикам полезно сочетать слуховые упражнения со зрительным восприятием. И наоборот, ученикам с заторможенной зрительной памятью полезно предлагать выполнение упражнении с проговариванием. медлительных учащихся необходимо максимально освобождать от непроизводительных затрат времени.
Осуществляемый с помощью индивидуализации обучения индивидуальный подход является одним из основных принципов обучения и понимается как ориентация на индивидуально - психологические особенности учеников, включая специальные способы и приемы, соответствующие их индивидуальным способностям.
Поэтому на уроках необходимо использовать в своей работе разноуровневые задания.
Психологической основой педагогической технологии уровневой дифференциации знаний являются теории Л. С. Рубинштейна о включении объекта мысли в новые связи в процессе мышления - выявления в нем новых свойств, приводящим к изобретениям, открытиям, и JI. С. Выготского о переходе умственного развития ученика из зоны «актуального развития уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может сделать самостоятельно в зону «ближайшего развития» - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить но справится с помощью взрослых.
Зона ближайшего развития - большая или меньшая возможность перейти оттого, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он не может, но умеет делать в сотрудничестве.
Постоянно обогащать личный опыт участия детей в различных видах деятельности.
- Дать каждому ребенку возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.
При внедрении уровневой дифференциации в процесс обучения младших школьников необходимо определить:
цели обучения и воспитания, их психологическую структуру;
набор операций по достижению этих целей;
психологические характеристики коммуникаторов (учителей), реализующих эти цели выбранными для них операциями;
психологические характеристики реципиентов (учащихся), участвующих в акте коммуникации с определенными целями, при взаимодействии с конкретными коммуникаторами и осуществляющих определенные операции по выполнению учебно-воспитательных задач;
средства, используемые при выполнении определенных операций;
принципы обучения и воспитания. Используя в своей практической деятельности педагогическую технологию
уровневой дифференциации знаний учащихся, я использую требования к заданиям, разработанные Ж.А. Караевым.
Задания репродуктивного уровня на:
припоминание и актуализацию уже имеющихся знаний по пройденным темам;
самостоятельное приобретение основных опорных знаний по новой теме, формулирование правил, определений, законов и т. д.;
закрепление и применение усвоенных правил, определений и законов (воспроизведение изученного в процессе применения на практике).
Задания алгоритмического уровня на:
систематизацию и упорядочение ранее изученного материала в измененной ситуации;
на внимание; задания, составленные с учетом национальных особенностей, имеющие познавательное и поучающее значение (кроссворды, ребусы, логические задачи и др.);
проверочные задания.
Задания эвристического уровня на:
глубокое осознание знаний, требующих поисковой деятельности.
Задания творческого уровня на:
осмысление понятий и связей, способов действий, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления;
- создание нового, оригинального (сочинения, доклады, реферата.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока. Этап закрепления - это преимущественно самостоятельная деятельность учащегося, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности ученика.
Особенностью организации учебной деятельности учащихся на этапе закрепления является возможность использовать в целях индивидуализации варианты заданий по степени трудности.
На уроке математики варианты заданий по степени трудности различаются, главным образом, характером решения одним способом, двумя или всеми возможными, выбором наиболее рационального математического материала при вычислениях.
Например:
1 уровень
- Реши пример разными способами:
(3 + 2) * 19
2 уровень
- Реши пример:
(3 + 2) * 19
3 уровень - Реши пример разными способами, отметь, какой из них рациональный: (3 + 2) * 19
Индивидуальные задания по степени трудности очень близки к заданиям с разной степенью сложности, которые могут быть оформлены в виде напоминания правила, схемы, образца, памятки ил предписания.
Задание дается общее для всех: начертить прямоугольник со сторонами Зсм и 7см. Вычислить его периметр.
уровень
- Выполни, опираясь на чертеж.
уровень
- Рассмотри чертеж. Вспомни! Периметр прямоугольника равен сумме длин его сторон. Вычисли периметр.
3 уровень Выполняют задание самостоятельно
По степени обязательности выполнения индивидуальные задания можно разделить на основные и дополнительные.
Основные задания способбтвуют умению правильно применять изученное правило для выработки вычислительного навыка.
Дополнительные задания рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них остается время для самостоятельной работы. Каждый учитель, предлагая для выполнения то или иное задание, предусматривает еще и дополнительные. Это могут быть примеры и задачи того же типа, направленные на формирование определенных умений. Но нередко в качестве дополнительных предлагаются и более сложные задания, имеющие целью углубить и расширить обязательный для всех учебный материал.
Такого рода дополнительные задания стимулируют познавательную активность учащихся, способствуют поддержанию веры в свои способности и силы.
Основные задания можно разделить на следующие виды:
1. Задания с наличием образца выполнения. Для формирования вычислительного навыка необходимо развернутое объяснение. Задания с наличием образца выполнения представляют рассуждения, на основе которых можно решить ряд примеров.
· Например: 18х = (10+8)х + 8*4 =40 + 32 = 72 - Рассуждай так: заменю число 18 суммой, слагаемое умножу на 4. 10 4 =40; 8*4 =32. Полученные результаты сложу: 40 и 32 будет 72. Рассуждая таким образом, реши примеры: 13*7 24*2 16*5
2. Задания с выполнением некоторой их части. Учащимся предлагаются задания, решение которых нужно закончить. Следует давать в готовом виде те части решения, которые на определенной ступени представляют трудность для школьников. Например, закончи решение: 18*4 =(10+8)*4 =10*4 + 8*4 13*7=(10+3)*7 24*2=(20+4)*2 34*5
Подобные задания помогают учащимся перейти от частично самостоятельной работы к вполне самостоятельной.
3. Заданпя со вспомогательными вопросами. Цель применения таких заданий - помочь школьникам воспроизвести знания, необходимые для того, чтобы найти правильный способ решения или сосредоточить внимание ученика в нужном направлении.
Например: Как разделить сумму на число? Вычисли результат: (18+12):6= (28+49):7=
Ценны такие вопросы, которые побуждают детей к размышлению, требуют самостоятельного поиска решения, самостоятельных обобщений.
4. Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями.
На первых этапах усвоения решения примеров следует использовать задания с указаниями и советами частного характера, определяющими выбор способа действия, активизирующими мышление на центральном звене задания. Потом переходят к общим указаниям, применимым к решению примеров и задач любой математической структуры. Например: - Реши примеры, представляя делимое в виде суммы удобных слагаемых:
60 : 4 = 78 : 3 = 56 : 4 =
5. Задания с теоретическими справками. Цель таких заданий - учить обосновывать выбор того или иного действия, контролировать свои вычисления, соотнося их с правилом. Например:
Помни! Чтобы проверить сложение двух слагаемых, нужно из суммы вычесть одно из слагаемых. Если получится другое слагаемое, действие выполнено правильно
- Реши с проверкой: 65 + 38 = 43 + 39 = 28 + 17 =
6. Задания творческого характера. Такие задания требуют от учащихся проявления смекалки, фантазии.
В число дополнительных заданий творческого характера можно включить следующее:
- расположи примеры так, чтобы ответы возрастали;
- придумай еще 2 примера на сложение такого же вида, и чтобы они продолжали возрастающий ряд;
- придумай задачу, чтобы решением был первый, написанный тобой пример. Запиши задачу кратко в тетрадь:
- сколько обратных задач можно составить к твоей задаче? Каким действием они решаются?
Приведу еще один пример педагогической уровневой дифференциации знаний младших школьников на примере урока русского языка во 2 классе.
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
Задания репродуктивного уровня. 1). Подбери к данным словам однокоренные проверочные слова. Нчевать, нбесный, плевой, ссна. 2). Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках пиши проверочные слова. На лсной пляне жвеет лсник. Вдли вднелись врхушки тполей. 3). Спиши. Вставь пропущенные буквы. Объясни написание безударных гласных в корнях слов. Ни втерка, ни крика птицы, Над рощей – красный диск луны. И замирает песня жницы Среди вчерней тшины. (А. Блок)
Задания алгоритмического уровня. 1). Составь пары одинаково звучащих, но разных по значению и написанию слова. Поставь ударение в словах. Лса, отврить, посдеть, спши, примрять. Образец: Запевать (петь) песню. Запивать (пить) лекарство водой. 2). Кроссворд. А). Иголку носит при себе, а не портниха. Варит, а на повариха. (пчела) Б). Зубастый зверек Грызет с визгом дубок. (роса) В). Что шумит без ветра? (река) 3). Продиктуй словарные слова товарищу и оцени его знания. I вариант 2 вариант Л...пата, быстр..., к... р... ндаш Учит...ль, х...р...шо, м... Уч...ник, скор... . П...нал, п... ляна.
Задания эвристического уровня.
1). Подбери к данным словам однокоренные слова с указанным значением. Синий - слово, обозначающее название птицы. (Синица) Снег - слово, обозначающее название птицы. (Снегирь) Белый - слово, обозначающее часть яйца. (Белок) Черный - слово, обозначающее название ягоды. (Черника) Свет - слово, обозначающее название насекомого. (Светлячок)

2). Образуйте отданных слов-действий слова-предметы:
1 вариант II вариант
Б жал (бег), Тр ... щал (треск), кр... чал (крик), п..щал (писк), др жал (дрожь). См.... трел (смотр).
3). Незнайка разбросал слова. Если их собрать, то получится загадка. Напиши ее, не забыв и про ответ. Шипит, плутовка, брать, лежит, укусит, ясно, веревка, опасно. Лежит веревка, Шипит плутовка, Брать опасно, Укусит - ясно. (змея)
Задания творческого характера:
Сочинение на тему "Золотая осень".
Таким образом, при умелом внедрении педагогической технологии уровневой дифференциации можно добиться оптимального психологического напряжения учащихся с различными способностями в зоне "ближайшего развития". При использовании индивидуального подхода в процессе формирования учебной деятельности значительно улучшается четкость в организации работы класса. Работая на определенном уровне трудности, ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится реальной. Четкость в работе дает возможность контролировать знания, умения и навыки.


15