Доклад Современные образовательные технологии в учебном процессе


МКОУ Новомеловатская СОШ
«Современные образовательные технологии
в учебном процессе»
Учитель начальных классов
Москаленко Рита Васильевна
с. Новомеловатка
Непрерывно меняющиеся условия жизни современного общества не могут не затрагивать систему российского образования, ориентированную на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Современная школа должна стать важнейшим фактором развития личности ребёнка и превратиться в перспективный фактор развития российского общества в целом. Добиться этого можно только объединив усилия всего педагогического коллектива, родителей и самих учащихся.
Особо актуальными на сегодняшний день становятся педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
игровые технологии;
тестовые технологии;
модульно-блочные технологии;
интегральные технологии и т.п.
Традиционные технологии построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но доминирующая позиция. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.
При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.
Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать применение личностно – ориентированной технологии, которая обеспечивает комфортное, бесконфликтное и безопасное развитие ребёнка, позволяет реализовать его природный потенциал. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников. Большую роль играет применение такой технологии как проектная деятельность.
В основе деятельностного подхода в обучении лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Эта технология основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
В начальной школе широко используются различные здоровьесберегающие технологии. Они направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Система инновационной оценки «Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи. Поддерживает высокую учебную мотивацию школьников; поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения; развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формирует умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; закладывает дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И опыт современной начальной школы располагает этим арсеналом применения современных технологий в процессе обучения.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В результате применения современных педагогических технологий возросло качество обучения, познавательный интерес, социальная активность, количество социально-значимых проектов. Выявлена положительная динамика формирования информационных, коммуникативных, рефлексивных умений.