Урок русского языка по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Урок русского языка в 9 классе
по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными изъяснительными»



Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:
образовательная: сформировать представление о придаточных изъяснительных;

развивающая: тренировать навыки расстановки знаков препинания, составления схем предложений с указанными придаточными; закрепить умение определять вид придаточных предложений, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях;

воспитательная : формировать устойчивый интерес к предмету.

Ход урока:



I. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Опрос самочувствия.


Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

А. Яшин



- На уроке мы с вами будем доказывать свою любовь к языку, будем разбираться в его богатстве и выразительности.

II. Повторение .

1) Словарная диктовка (один ученик у доски, остальные записывают в тетради).
Подготовка к ЕГЭ.

Десять, десятый, десятка, удесятерить, вдесятером.
- Назовите часть речи.
2) Индивидуальная работа.
1 ученик у доски выполняет задание.
- Определить значение этих слов? Назвать лексическую группу (синонимы, антонимы, омонимы).
Прилежный, трудолюбивый, усердный, старательный, работящий.

2 ученик у доски выполняет задание.
Заменить словосочетания с подчинительной связью управление на словосочетания с подчинительной связью согласование.

Вершина горы-.
Волны моря-
Время обеда-
Капля дождя-
Луч солнца-


3) Словарная работа. - Подберите и запишите ряд однокоренных к слову ясный. (Объяснить, разъяснить, пояснить, изъясняться, т.е. говорить.)

( слово ИЗЪЯСНЯТЬСЯ – на доске)

III.. Актуализация знаний.

1) Гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.

2) Он привык к мысли, что лучшее впереди.

Определите вид придаточных предложений.

( 1-ое предложение - сложносочинённое, вид не определяется.)

2-ое - сложноподчинённое с придаточным определительным.

- Как определяем? ( Вспомнить алгоритм.)

Схема предложения: [ ...сущ.], ( какой? )

Определите вид придаточных предложений в следующих

предложениях:
какие?
1) Не вернешь слова , что сказаны.

о чём?
2) Верь словам, что все достигается трудом.



- Что нового в этом задании? (Новый вид придаточных.)



- Ваши действия? (Надо подумать.)
IУ. Проблемное изложение нового материала.

- Как определяли вид придаточного предложения?

- Что сделали сначала, а что потом?

- Почему возникло затруднение? (Не знаем вид придаточного предложения)

Попробуем определить вместе. Вспоминаем алгоритм:

- определяю главное и придаточное,

- в главном предложении нахожу слово, от которого можно поставить вопрос к придаточному.



Верь словам (о чём?) что все достигается трудом.



- На какой вопрос отвечает придаточное предложение? (Падежный.)

- Как вы думаете, какого вида придаточное? (Дополнительное.)

- От слова «изъясняться» - значит, изъяснительное.
Обращаемся к учебнику.

-Смотрим параграф 11, читаем правило.

- Поставим цели урока:

1) научиться определять придаточные изъяснительные;

2) расставлять знаки препинания;

3) строить схемы предложений.

- Сформулируйте тему урока.

«Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными». ( Пишем тему урока в тетради.)

- Почему «изъяснительные»?

1. Относятся к членам предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувств. Чаще всего к глаголам.

2. Отвечают на падежные вопросы.

3. Средствами связи являются: союзы, союзные слова.

-Записываем с доски в тетрадь типизированную схему изъяснительных предложений





- Всё ли мы сказали о придаточных изъяснительных? (Средством связи может быть частица ли)

Оздоровительное упражнение.
( учащиеся делают гимнастику для глаз, переводят взгляд вверх – вниз, вправо-влево).

V. Первичное закрепление.
- Запишите предложения с доски.

1)Перед дорогой хорошо подумай, что тебе понадобиться в пути.

2)Мы подумали, что путь наш будет недолог.

- Сопоставьте эти предложения. Чем прикрепляется придаточная часть к главной в каждом из предложений?

1) союзное слово.

2) союз.

- Запишите с доски следующие предложения.

3)Известие о приезде космонавта взволновало всю школу.
4) Известие о том , что приедет космонавт, взволновало всю школу.

-Назовите тип этих предложений.

3) простое предложение.
4) сложноподчиненное с придаточной изъяснительной.
- В каком из этих предложений дается более точная информация?

3) неясно, приедет или уже приезжал космонавт.
4) точное сообщение о событии.

(Богатство языка.)
Оздоровительное упражнение .
( учащиеся делают гимнастику для рук, сжимая и разжимая пальцы рук).

VI. Самостоятельная работа по учебнику.

Упражнение 109. 1ч. 3, 4 предл.

2ч. 3, 4, предл.


(Самопроверка. Оценки.)

VII. Повторение.

Упражнение 111. Выписать предложения с придаточными изъяснительными. (1,3,7).

Выписать предложение соответствующее данной схеме:

[... гл. ], (союзн. сл. где...)


VIII. Рефлексия.

1 .Какую тему мы изучали на уроке?

2. Чему научились?

- Ответьте на вопросы : Как я понял тему урока? и Как я работал на уроке?, добавляя в данные предложения придаточные изъяснительные.

Я считаю... Я думаю... Мне кажется...
IХ.Подведение итогов.

Х. Домашнее задание.

Упражнение 113 ( 6,7)
Прощание. Положительный настрой на выполнение домашнего задания.
15