Конспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными причины 9 класс


Тема урока. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.
Цель урока: показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины
Задачи урока.
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).
Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Постановка темы и цели урока
Слово учителя:
- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.
Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового, а для того чтобы получить хороший результат, нужен и ваш труд.
3. Повторение изученного 
Задание . Постройте схемы и объясните постановку знаков препинания, назовите виды придаточных , задайте вопрос.
1) Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге…
2) Девятиклассники отправятся в поход, если не будет дождя.
3) Солнце уже показалось на горизонте в виде тусклого большого пятна, когда Андрей Ильич пришёл в заводскую больницу.
Ответы:
[ … ], (что… ). Придаточное изъяснительное (что?)
[ ], (если ) Придаточное условия (при каком условии?
[ ], ( когда ) Придаточное времени (когда?)
4. Объяснение нового материала
1) Продолжим изучение сложноподчиненных предложений.
Чтение предложений из упражнения 155 и их устный разбор.
Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.
Зная его характер, я не удивился его поступку.
Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?
[…], (потому что…).
Почему я не удивился его поступку? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
Сформулируйте тему нашего урока: СПП с придаточными причины.
В каком предложении значение причины выражено отчётливее?
2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении.
+На какие вопросы они отвечают?
+Прочитайте о придаточных причины в учебнике.
Материал учебника страница 58, 59.
-Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что и др.
что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:
1)  Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для души человека. М.Горький—
[ ], (ибо)
2) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые   пьесы,  театр   наш    довольно   охотно   посещался (А. Куприн) — (благодаря тому что ), [ ].
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:
Истина оттого, что она бесконечно повторяется, не перестаёт быть истиной. (К.Федин) — [ук.сл. оттого, (что ), ]
Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины? (Почему? отчего? по какой причине?) Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению?
5. Закрепление
1. Творческая работа в парах, составьте схемы спп предложений.
Замените деепричастные обороты придаточными причины
1.Не усвоив пройденного материала, Аня не могла понять объяснение учителя.
2.Проделав тяжёлый путь, туристы очень устали и мечтали поскорее добраться до ночлега.
3.Встречающие всю ночь не спали, ожидая прихода поезда.
4.Устав от чрезмерных трудов, Лариса уехала на отдых в горы.
2. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид.
1) Мама закрыла шторы2) Первыми тронулись на юг болотные птицы 3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того 4) Я плохо спал этой ночью что самолет улетел рано утромтак как было душнопотому что свет мешал малышу спатьтак как болота уже начали замерзать.
6. Индивидуальная работа.
1.Выпишите цифры, обозначающие подчинительную связь предложений.
1.Я взял под уздцы лошадь княжны и свёл её в воду,1 которая не была выше колен; мы тихонько стали продвигаться наискось против течения. 2. Известно,2 что,3 переезжая быстрые речки,4 не должно смотреть на воду,5 ибо тотчас голова закружится…3. Мы были уже на середине,6 в самой быстрине,7 когда она вдруг на седле покачнулась…4. Ей стало лучше.
2. Выпишите грамматическую (ие) основы из предложения №4
3. Укажите количество грамматических основ в предложении № 3
4.Замените словосочетание лошадь княжны со связью управление на словосочетание со связью согласование, запишите получившееся словосочетание.
Самопроверка
Ответы.
1, 2, 5, 7.
Стало лучше
2
Княжеская лошадь (княжнина лошадь)
Критерии оценивания:
Оценка «5» за все правильные ответы; «4» - 3 задания (обязательно правильный ответ за 1 задание;«3» -2 задания. (обязательно правильный ответ за 1 задание)
7. Итог урока. 
8. Домашнее задание
Упражнение №158, п. 12
9. Рефлексия
1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях? С какими придаточными предложениями вы познакомились сегодня на уроке?
2. Как мы будем отличать придаточные причины от других видов придаточных частей?
Подведем итоги урока. Удалось ли достичь цели, поставленной в начале урока?
Оцените ваши действия на уроке.
Мне было трудно – 3 балла
Есть над чем поработать – 4 балла
Могу себя похвалить! – 5 баллов
6) Лист самооценки.
Работа в паре Самостоятельная работа Общая оценка своей работы на уроке