Технология уровневой дифференциации в проблемном обучении на уроках математики в начальной школе.


КГУ «Гимназия № 45»

«Технология уровневой дифференциации в проблемном обучении на уроках математики в начальной школе.»

г.КарагандаТехнология уровневой дифференциации в проблемном обучении на уроках математики в начальной школе.
Проблема - это противоречие между двумя фактами: новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью.
Цель активизации учащихся путём проблемного обучения состоит в том, чтобы выявить уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником поставленным в соответствующую ситуацию.
Умственный поиск - это сложный процесс, он, как правило начинается с проблемной ситуации, с проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если я дам задание ученикам, указав как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.
Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путём решения проблемы. Если поиск имеет целью решение теоретической, практической, учебной проблемы, он превращается в проблемное учение.
Проблемное преподавание - это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложения учебного материала с его объяснением и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путём, так и путём с самостоятельной постановкой учебных проблем и их решение.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом. Действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или новый способ решения проблемы.. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение. В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы.
Постановка проблемы, то есть возникновение проблемной ситуации.
Поиск решения, где проходит выдвижение и проверка гипотез.
Выражение решения - формулировка нового знания научным языком.
Реализация продукта - решение проблемы. Решением проблемы в учебной деятельности будет новое знание. Как правило, это новый алгоритм.
Таким образом, проблемное обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний. Целью проблемного обучения является развитие интеллекта и творческой активности.
На уроке проблемного обучения я выделяю постановку проблемы и открытие знаний. Рассмотрим постановку проблемы. Она может решаться разными путями.
Столкновение противоречивых мнений, фактов.
Например: на уроке по теме " Порядок действий в выражениях без скобок" дети, решая выражение
9-3+2, сталкиваются с тем, что получились разные ответы.
9-3+2=4
9-3+2=8
Из проблемной ситуации может вывести учитель.
Дети, вы удивлены, что в одинаковых примерах разные ответы. Но только нужно ли говорить за детей? Кто учится?
Могут вывести ученики.
Почему в этих примерах разные ответы? Но этот вопрос задаёт, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая в чём дело, молчат.
Если учитель не хочет говорить за учеников, а сами они говорить ещё не могут, необходимо развернуть побуждающий диалог. Он представляет собой стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие школьникам сначала осознать противоречие проблемной ситуации, а затем сформулировать учебную проблему.
Какие вы видите факты?
Сравните их.
Какой возникает вопрос?
Дать практическое задание не выполнимое на данном этапе.
Например: на уроке по теме "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд". В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через разряд включается пример 36+18, вызывающий затруднение у детей.
Побуждающий диалог строится следующим образом.
Ребята вы смогли выполнить задание?
(Нет, мы таких примеров ещё не решали).
Каких примеров не решали?
Почему возникло затруднение?
(6+8 даёт 14, единиц больше десяти).
Значит, какие примеры будем учиться решать?("Сложение двузначных чисел с переходом через разряд")
Однако чаще всего такой способ подачи нового материала не обеспечивает активности мыслительной деятельности большинства, а тем более всех учеников. Это происходит потому, что, как правило, проблему решают и раскрывают классу сильные учащиеся, в то время как средние и слабые только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей.
Таким образом, несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом даёт повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность большинства учащихся.
Поэтому данный вопрос я начала рассматривать со стороны разноуровневого обучения. На своих уроках стараюсь определить три уровня проблемности.
Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной учащимися для решения, и степенью помощи, подсказки со стороны учителя. Уровни представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задачи, я помогаю каждому ученику решить проблему, корректирую ход решения проблемы каждым учеником.
Сущность уровней проблемности заключается в следующем.
Проблемная задача, сформированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки, на среднем уровне содержит одну подсказку, на низком уровне две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу новых знаний.
Проблемные уроки провожу следующим образом. На этапе "Актуализация опорных знаний" использую устный счёт с элементами занимательности: игры, математические диктанты, ребусы, задачи в стихотворной форме и т.д. Даю задания на развитие логического мышления, сравнение, анализ, синтез, нахождение закономерностей. Среди изученного материала появляется новый вид заданий, который вызывает затруднение у учеников.
Создаётся проблемная ситуация.
Например: 2 класс, Образовательная система "Школа 2100".
Тема урока: " Письменный приём сложения с переходом через разряд".
Найди значение графических моделей.
**** + *** =
** + ***** =
******* + ***** =******
Какая модель лишняя? Почему?
Задачи.
В первый день Миша подклеил 5 книг, во второй 3 книги, а в третий 4 книги. Сколько книг подклеил Миша?
В одной коробке 6 карандашей, а в другой 8. Сколько карандашей в двух коробках?
Наташа вырезала 9 квадратов, а кружков на 6 больше. Сколько кружков вырезала Наташа?
Расшифруй слово. (Работа в группах.)1513161731121731

7+9= Е8+9= К4+8= Л
15+16= А6+9= С7+6= М
Не возникло ли у вас трудностей? Какой пример оказался самым сложным? Почему? Как складывать двузначные числа с переходом через разряд?
Постановка и решение проблемы: (Задания на карточках, ученики работают в разных группах)
1 уровень.
54 46 29 64
38 27 43 26
Рассмотрите примеры. Составьте алгоритм вычислений. Вычислите. Определите новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
2 уровень.
1 1 1 1
54 46 29 64
38 27 43 26
Рассмотрите примеры. Составьте алгоритм вычислений. Какое число получается при сложении единиц? Оно однозначное или двузначное? Обратите внимание на подсказку. Вычислите. Определите новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
3 уровень.
Найдите значение графических моделей.
**** + ********
****** + ******* =
Что происходит при сложении единиц? Количество десятков увеличивается или уменьшается?
1 1 1 1
54 46 29 64
38 27 43 26
Рассмотрите примеры. Составьте алгоритм вычислений. Обратите внимание на подсказку. Определите новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна:
-все дети должны думать и писать;
-учитель имеет возможность проанализировать попытки, ход открытия новых знаний каждым учеником, т.е. выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности;
-каждый ученик убеждается в том, что если будет внимательным, подумает, применит имеющиеся знания, то обязательно справится с заданием.;-подсказки учителя направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями;
-воспитываются ценные качества личности - способность к напряжённому умственному труду, самостоятельность, пытливость, трудолюбие.
При такой организации проблемного урока задание даётся всем одинаковое, конечный результат - вывод новых знаний на одном из уровней проблемности - показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности учащихся.
В случае, когда отдельные ученики не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т. д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений. Вместе с тем имею возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать мышление.
Мною установлено, что учащиеся, которые открывали новые знания на высоких и средних уровнях проблемности, т. е. с большей долей самостоятельности почти не допускают ошибок. Те учащиеся, которые открывали новые знания на низком уровне проблемности, с помощью учителя допускают меньше ошибок, чем те которые не открывали новых знаний вообще.
Групповая форма организации проблемного обучения с непременной индивидуальной работой учащихся обеспечивает дифференцированный подход к учащимся с различной успеваемостью, различным уровнем умственного развития.