Конспект «От технологии к результату. Использование на уроке и внеурочной деятельности технологии уровневой дифференциации»


Титова Светлана Викторовна
ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск
Самарская область
«От технологии к результату. Использование на уроке и внеурочной деятельности технологии уровневой дифференциации»

2015 годСлайд 1.
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, учителя начальных классов ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей. Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – ее дифференцированное обучение. Сущность уровневой дифференциации состоит в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники усваивают материал на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных результатов. Благодаря этому у учителя увеличивается возможность работы со слабыми учениками, отпадает необходимость разгружать программы, снижать уровень требований к оценке, спрашивать всех и все, заставляя учеников бессмысленно зубрить. А у учеников появляется возможность учиться радостно, так как они получают возможность и право выбирать объем, глубину изучаемого материала, уровень его усвоения, сообразно своим способностям, интересам, возможностям.
Слайд 2.
Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с лат. «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени. Целью дифференцированного обучения является организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей ребенка, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Т.к. класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Я считаю, что важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т.к. именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, созданий условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.
Слайд 3.
Система работы по технологии уровневой дифференциации включает в себя различные ступени:
повышение качества обучения;
устранение перегрузки учащихся;
развитие познавательных способностей;
выявление одаренных учеников, не давая потеряться слабым.
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин в ежегодном послании депутатам губернской думы и жителям региона подробно остановился на развитии образования, приоритетом которого является работа с одаренными детьми.
Слайд 4.
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:
по уровню умственного развития (уровню достижений);
по личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темперамента и т.д.)
В целях реализации технологии разноуровневого обучения проводится диагностика познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Психодиагностическая работа начинается с комплексного обследования при поступлении ребенка в школу. Смысл этого тестирования в том, чтобы получить реальную и наглядную картину развития ребенка. Выявление уровня сформированности психологических процессов у младших школьников позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения и оказать ребенку необходимую психолого-педагогическую поддержку. Данные обследования детей, поступивших в первый класс, позволяют утверждать, что они характеризуются рядом особенностей.
Слайд 5.
Дети всегда приступали и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Как показывает мой педагогический опыт, дети, имеющие показатели нормы по всем уровням развития, встречаются редко. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставания в учебной деятельности. Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание более успешному.
Слайд 6.
Для осуществления уровневой дифференциации необходимо выполнения следующих условий:
Уровни для усвоения материала должны быть открыты для учеников:
репродуктивный;
конструктивный;
творческий.
Уровень обучения должен быть выше уровня требований усвоения материала.
Каждый ученик должен иметь возможность пройти через полноценный процесс обучения, в полном объеме услышать теоретический материал со всеми обоснованиями, доказательствами, ознакомиться с образцами решений.
Обеспечение последовательности в продвижении ученика по уровням: сначала обеспечить достижение базового уровня, а потом развивать дальше. Не следует предъявлять более высокие требования к тем ученикам, которые не достигли обязательного уровня, но не следует задерживать тех, кто способен на большее.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся должна соответствовать уровню обучения. Методика контроля, его содержание должны быть известны ученикам.
Слайд 7.
Главная моя задача при проведении урока – увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Для решения этой задачи я и применяю технологию уровневой дифференциации на разных этапах урока:
учет знаний на уроке;
текущая проверка пройденного материала;
самостоятельные и контрольные работы;
уроки закрепления.
Для этого я использую сборники дидактических материалов по предмету (с заданиями разной сложности, тесты). Выделяю такие типы заданий:
Задания с наличием образца выполнения.
Задание со вспомогательными вопросами.
Задания, в которых выполняются только отдельные части.
Задания с теоретическими справками.
Уровневая дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.
Слайд 8.
При изучении темы «Прибавление суммы к числу разными способами» работа ведется так (см слайд).
Слайд 9 - 10. (Из опыта работы)
Слайд 11.
Результат использования технологии уровневой дифференциации – это:
обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками;
обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструкции и т.д. до полной самостоятельности);
учащиеся получают право выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам и способностям.
Подводя итог вышесказанному, подчеркну, что:
учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям;
стали ощущать себя успешными и уверенными, возросла степень их психологического комфорта на уроках;
дифференцированное (разноуровневое обучение) позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Список использованных источников
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий «Просвещение» 2006 г.
Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие «ПРИПИТ» 2008 г.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе «Просвещение» 2003 г.