Краткосрочное планирование урока русской литературы в 5 классе по теме: К. Г. Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб».

Тема урока: К. Г. Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб».
“В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.
5 класс
Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.
Задачи:
Образовательные: формировать умения выразительного чтения, анализа художественного текста;
Развивающие: способствовать развитию речи учащихся, критического мышления, творческих способностей, обогащению их словарного запаса;
Воспитательные: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие художественного произведения.

Ход урока.
I. Орг. момент.
Звучит песня «Если добрый ты».
Тема урока. Целеполагание.
II. Стадия вызова:
1.Слово учителя:
- Я неслучайно начала урок с этой, известной всем нам, детской песни. В ней есть слова, точно отражающие главную мысль сказки Паустовского «Тёплый хлеб» - «Если добрый ты, это хорошо» - Как вы понимаете слово добро? - Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова добро.( 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.)
- Нарисуйте, как вы понимаете и представляете слово добро. (Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображено добро). - Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла? - У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным. Наш урока имеет подзаголовок: “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.
ЭПИГРАФ. Немало встречается злого В любой человечьей судьбе А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его. - Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока. - Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре) - Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.
II. Стадия осмысления:
1. Рассказ о писателе
- Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет. Заслушивался рассказами о Запорожской Сечи, песнями, историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом. Начал заниматься литературой. Он много писал для детей. К числу таких произведений относится сказка «Тёплый хлеб».
2. Проверка знаний содержания сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Тест
- Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста
1) Почему конь остался в деревне? А) Его ранили. Б) Так захотел Панкрат. В) Конь не захотел идти дальше. 2) Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю». Б) «Да ну тебя!». В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата. Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель. Б) Было наводнение. В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться. Б) Накормил всех. В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер. Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.
7) Когда заработала мельница? А) Вечером. Б) Она сломалась навсегда. В) Летом, когда потеплело.
8) Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него п Б) Он принес ему свежего хлеба с солью. В) Он покормил его морковкой.
9) О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. Б) О злых колдунах В) О путешествии на необитаемый остров
10) Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой. Б ) Язык до Киева доведет. В) Делу – время, потехе – час.
3. Проверка. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.
4. Беседа:
- Как начинается сказка? Расскажите историю коня.
- Кто такой Филька? Почему его прозвали «Ну тебя»? Как вы думаете, Филька был злой?
- Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конём?
5. Чтение учеником отрывка со слов «Зима в этот год стояла тёплая» до слов «Воды нет, мука у всех вышла» По ходу чтения - запись звука метели
6. Беседа:
- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер? - Что слышит Филька в этом завывании? - Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?
7. Работа с текстом:
Учащиеся находят в тексте олицетворения (мороз прошел) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой.
сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.
эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.
8. Чтение по ролям диалога бабки и Фильки.
9. Беседа: - Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи. - Что эта история помогла понять Фильке? - Что происходит дальше? - Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», - сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?
10. Чтение по ролям диалога Фильки и Панкрата.
11. Беседа:
- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает». - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся? - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?
12. Пересказ истории старой сороки.
13. Беседа: - Кто же помог спасти жителей деревни – сами люди или старая сорока? - Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?
14. Выразительное чтение финала сказки и беседа: - Как Филька помирился с раненым конем? Работа с иллюстрацией. - Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»? - Как изменился Филька? - Почему сказка называется «Теплый хлеб»?
15. Словарная работа: - Найдите значение слова тёплый в Толковом словаре и запишите в тетради:
А) дающий, источающий тепло ;
Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);
В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната);
Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
- В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке? - Какое тепло хранит в себе хлеб? - Когда же хлеб становится тёплым? (когда согреет теплом души).
16. Чтение мудрых мыслей. Объяснение смысла выражений:
- Как аукнется, так и откликнется.
- Каков привет, таков и ответ.
- Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).
- Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой. (Это золотое правило нравственности).
- Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
- Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
- Какое выражение в большей степени соответствует сказке «Тёплый хлеб»?
III. Стадия рефлексии:
1. Напишите сочинение-миниатюру «О чём заставила меня задуматься сказка К. Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
2. Чтение сочинений учащимися.
IV. Домашнее задание:
1. А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.
2. Прочитайте сказку С.Маршака «Умные вещи»
V. Комментирование и выставление оценок за урок.