Внеклассное мероприятие по физике Физика и искусство


Внеклассное мероприятие по физике
« Физика и искусство»
Цели мероприятия:
* Создать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;
Способствовать развитию конвергентного мышления;
Способствовать эстетическому развитию учащихся;
Формировать способности коммуникационного общения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по данной теме, оборудование необходимое для проведения опытов;
Метод ведения мероприятия: экскурсия в страну искусства.
План мероприятия:
Введение.
Физика и музыка.
Физика и живопись.
Физика и танец.
Физика и театр.
Физика и иллюзия.
Рефлексия « Интерференция».
Великая поэзия нашего века – это наука с
удивительным расцветом своих открытий.
Эмиль Золя
Вступительное слово учителя: Слова великого поэта Эмиля Золя могут послужить эпиграфом нашей встречи. Физику, как и математику, принято относить к точным наукам. И считают, что если прозвенел звонок на этот урок, то и все постороннее – литература, искусство должны уступить место точному эксперименту, формулам и строгому доказательству.
Физика и искусство, кажется, они не совместимы. Однако это не так и сегодня мы попытаемся это доказать.
Звучит музыкальный фон. Выходят ведущие.
Ведущий№1. Представители искусства, порой сами того не зная, используют для своих творений физические закономерности. А физики…они любят и ценят искусство, которое пробуждает их творческую мысль, вдохновляет и тем самым помогает постичь тайны природы.
Ведущий№2. Альберт Эйнштейн в минуты отдыха играл с удовольствием на скрипке, а Д. Ландау любил читать стихотворения Лермонтова и Байрона. Ведущий №1.М. Планк и В. Гейзенберг были отличными пианистами, а создатель первого в мире ядерного реактора И.В.Курчатов часто посещал симфонические концерты и за три дня до смерти слушал « Реквием» Моцарта в консерватории.
Ведущий №2. Известный писатель А.И. Герцен окончил физико – математический факультет Московского университета в области астрономии. Ну и наконец, наш современник, известный шоумен и продюсер Игорь Кондратюк по специальности - физик - теоретик.
Ведущий№1. В современном мире наука физика развивается быстрыми темпами. Мы, ученики школы № 85, влюбленные в физику и очарованные лирикой, хотим поговорить сегодня на тему: « Физика и искусство»
( говорят хором)
Учитель: Итак, мы приглашаем всех вас на экскурсию в мир прекрасного, где так хорошо уживаются , казалось бы не совместимые области.
Звучит музыкальная композиция, состоящая из капель дождя, шума ветра и других звуков.
Физика и музыка. Мы живём в мире звуков, и нам он часто непонятен и загадочен, возникающие вопросы зачастую остаются нераскрытыми. Звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.
Но музыкальные звуки действуют по - особенному. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты, стремления и помыслы человека, испытал на себе каждый из нас.
Именно они интересуют нас. Почему? Чем отличаются различные звуки? Как их можно получить? На все эти вопросы отвечает физика.
Мастера, изготовляющие музыкальные инструменты, вкладывают свою душу в них, и нам остаётся только восхищаться, как они превращают простые воздушные волны в прекрасную музыку.
С точки зрения физики музыка — это ничто - иное, как звук, а звук — это колебания среды, и наше ухо воспринимает его. Мы можем увидеть источник, от которого он происходит, и увидим в нём что-то колеблющееся. Также и музыкальные инструменты, в них всегда есть колеблющаяся часть. Попробуем изготовить свой собственный музыкальный инструмент
Опыт№1. На столе в ряд поставлены на узкие грани кости домино. Падающие вдоль ряда, они напоминают распространение звуковой волны.
Опыт №2. Звучание пилы или расчески.
Опыт №3. Звучание стаканов, наполненных водой на разном уровне.
Распространение звука можно сравнить с распространением волны на воде. Только роль брошенного в воду камня играет колеблющееся тело, а вместо поверхности воды звуковые волны распространяются в воздухе.
Содержание музыкального произведения воспринимается гораздо эмоциональнее, если оно слито с цветом.
Выдающийся русский композитор А.Н.Скрябин глубоко чувствовал определенную световую окраску различных тонов. На основе этого он в своей симфонической поэме «Прометей» ввел так называемую световую партию, в которой музыкальные созвучия должны сопровождаться световыми эффектами различных оттенков. Композитор имел в виду погружение всего зала в цвета, указанные им в световой партии.
Видением звука обладают многие композиторы и исполнители музыкальных произведений. Известно, например, что этим чувством обладал Берлиоз, видели звуки в цвете Римский - Корсаков и Дебюсси.
В 1960 году в Лондоне на советской промышленной выставке впервые демонстрировалась светомузыкальная установка, а сейчас светомузыка получила самое широкое распространение.
А давайте сейчас погрузимся в чудный мир музыки Скрябина и увидим ее, да, да я не оговорилась именно увидим ее глазами композитора ( звучит «Прометей» Скрябина со световым оформлением).
Итак, пора подвести итог. Что такое звук?
Правильно, это колебание воздуха определенной частоты. А что издает колебание в скрипке или гитаре? Правильно, это струна.
Так пусть дребезжат струны. Для вас в физическом эксперименте принимает участие ФИО исполнителя. А кто из зала хочет помочь почувствовать нам музыку. Приглашается человек, который не боится открыть нам свои чувства и эмоции. Вы должны с помощью кисти передать свои ощущения. (Вызывается из зала желающий, он рисует на мальберте, таким образом передавая эмоции полученные от прослушанной мелодии).
По словам шведского физика лауреата Нобелевской премии, профессора Ханеса Альвена, красота формул отличается от красоты музыки не больше, чем красота музыки от красоты картин.
Пора переходить к следующей страничке нашей встречи.
Мы в гостях у живописцев.
Физика и живопись.
Ведущий №1. Давно ли вы были в художественной галерее? Вы смотрите на картины великих художников, восхищаетесь их красотой и, наверняка, не задумываетесь о том, какую роль играет физика в написании уникальных шедевров. Как бы ни далеки были между собой эти понятия – физика и живопись, однако между ними есть связь. Прямо сейчас мы все отправляемся в художественный музей.
Ведущий №2. Физика и изобразительное искусство - эти две ветви связаны между собой ещё с древнейших времён. В физике есть раздел, который называется оптика. Такие понятия как светотень, перспектива и зрительное восприятие пространства – это то, что объединяет их ( иллюстрации тени, света).
Ведущий №1. Прежде всего, обратим внимание на разнообразие цветов и их оттенков, которыми написаны картины. Еще английский физик Исаак Ньютон в начале XVIII века доказал, что обычный белый свет состоит из цветных лучей. Пропустив солнечный цвет через призму, он получил цветную полоску - спектр. Здорово, правда!
( Опыт № 4.Получение сплошного спектра на экране).
Ведущий №2. - Скажите, кто знает, какая считалочка помогает запомнить порядок расположения цветов в спектре (диалог с залом). Ответ: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Ведущий №1. В своем трактате «Оптика» Ньютон писал: «Зрелище живых и ярких красок, получившихся при этом, доставляло мне приятное удовольствие».
Ведущий №2. Позднее физик и талантливый музыкант Томас Юнг покажет, что различия в цвете объясняются различными длинами волн. Юнг является одним из авторов современной теории цветов, хотя гениальную догадку выссказывал и знаменитый архитектор эпохи Возрождения Леон Батиста Альберти.
Ведущий №1. Спектр отражает огромную гамму чувств человека, это подтверждают слова известного специалиста по технической эстетике Жака Вьено: «Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение: от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».
Ведущий №3. Взгляните на гениальную картину Репина « Иван Грозный и сын его Иван». Именно ее чуть не погубил сумасшедший. Он забрел в Третьяковскую галерею и ударом ножа вспорол холст. Картина, казалось, была ранена насмерть, краски облупились, по лицу Ивана Грозного прошел рваный разрез.
Ведущий №4. Картину спасали лучшие реставраторы России. Терпеливо, нитка за ниткой склеивали они драгоценный холст и добились чуда: рваные края разреза срослись как живое тело. Восстанавливать живопись должен был сам Репин.
Ведущий №3. Когда Репину сообщили о несчастье, престарелый художник, говорят, обрадовался. Он с годами будто бы стал замечать недостатки картины, которых раньше не видел. Год за годом она нравилась ему все меньше и меньше. Он втайне укорял себя за пренебрежение к фиолетовым оттенкам и все тверже убеждался в том, что лицо Ивана Грозного он пережелтил.
Ведущий №4. Репин рад был случаю исправить ошибки. Он стал писать лицо Ивана Грозного заново, налегая теперь на холодные фиолетовые тона.
Почитатели его таланта тревожно следили за его кистью. И чем дальше продвигалась работа, тем сильнее росло беспокойство и недоумение окружающих. На глазах у всех в радостном вдохновении мастер портил свою работу. А когда он, довольный и успокоенный отошел от станка, окружающим стало ясно: последние мазки репинской кисти оказались для картины смертельней, чем удар ножа.
Ведущий №3. Картина была погублена бесповоротно.
Почитатели умоляли художника вернуться к его старым краскам, но Репин только смеялся и махал руками.
Тогда решили смыть все репинские исправления, и другой художник по репродукциям восстановил картину в прежнем виде.
Учитель: Много лет назад над странностями Репина призадумался один физиолог: «Почему от многих картин художников, написанных в старости веет холодом лиловых тонов?»
Он проследил, как меняются глаза пожилых людей, и нашел, что под старость хрустально прозрачная среда глаза немного желтеет. Значит, многие старики начинают смотреть на мир как сквозь слабое желтое стекло. А ведь желтое стекло потому и желто, что легко пропускает желтые и красные лучи, а фиолетовые и синие поглощает.
Впрочем, это беда не одних пожилых людей: все мы попадаем в их положение.
Вечером при свете электрических лампочек картина заметно изменяет свои цвета. А через светофильтр и того больше. Сейчас мы с вами посмотрим на картины, написанные в момент прослушивания музыки А.Н. Скрябина через светофильтр, и увидим все изменения происшедшие с ними.
Опыт №5. Картина через светофильтр. Можно использовать рисунок выполненный учеником. Используется любой имеющийся светофильтр.
Ведущий №2.Известный популяризатор науки физик М.Гарднер в своей книге «Живопись, музыка и поэзия» заметил: «Симметрия отражения – один из древнейших и самых простых способов создавать изображения, радующие глаз».
Ведущий №3. Законы физики способны не только обнаружить цвета, но и изменить их.
Опыт № 5. Фотолюминесценция твердых тел. ( набор по фосфоресценции, рисунки, выполненные люминисцентными красками, лампа ).
Опыт № 6. Если синей лампой осветить красную ткань, то она будет казаться черной.
Наблюдать репродукции картины в лучах лампы дневного цвета и лампы накаливания.
Ведущий №4. Мы окунулись в неописуемую красоту картин, задумались над тем, что такое цвет и, какое значение он имеет для нас, и пора отправляться дальше. Нас ждет танец, а связан ли он с физикой? Как влияют на него законы физики?
Узнаем об этом прямо сейчас.
Физика и танец.
Ведущий №1. Однажды известный советский физик И.Я. Френкель произнес в Ленинградском физико - технологическом институте речь
« Квантовая теория танца». Эта речь была напечатана в сборнике «Физики продолжают шутить», но как, известно, в каждой шутке есть доля истины.
Ведущий №2. Что такое танец? – начал свою речь Иван Яковлевич. И на этот вопрос ответил:
Ведущий№1. Танец представляет собой ряд телодвижений. Всякое движение тел есть движение механическое. Следовательно, и танец - механическое явление, а значит, его нужно изучать в механике.
Ведущий №2. С чего начинается танец? Ну, конечно же, с выбора нулевого отсчета времени.
Ведущий №1. Это особенно касается тех, кто медлителен, труслив или чересчур разборчив. Если вовремя не начать отсчет, то танец может начаться и без участия некоторых пришедших потанцевать.
Ведущий №2. Итак, займем исходную позицию. Сейчас вы неподвижны относительно Земли. Вы без партнера?
- Ведущий №1. Ну и что же. Фактически каждый из вас все же танцует в паре с Землей. Вращаетесь вы только потому, что заставляете земной шар вращаться в противоположную сторону, отталкиваясь от него. Этот партнер надежен, так как сила притяжения не дает возможности покинуть его.
Ведущий №2. Партнер очень массивный приобретает малое ускорение при взаимодействиях и является надежной опорой в танцах.
Ведущий №1. Отталкиваясь от Земли, вы начинаете медленное вращение вокруг оси, появляется центростремительное ускорение, оно зависит от радиуса вращения, чем меньше радиус, тем больше ускорение.
Ведущий №2. Танцующий при вращении инстинктивно подбирает так радиус, как требует ритм танца.
Ведущий №1. Откуда у танцующих столько энергии? Каждый знающий закон сохранения энергии скажет: « Внутренняя энергия танцора превратилась в его кинетическую энергию и вот результат».
Ведущий №2. Легко ли выполнять поддержки в танце?
Ведущий №1. Нет, конечно, очень трудно, но и здесь физика подскажет, как уменьшить действие силы. Кисти рук, плечи, колени – все это рычаги. Да, да не удивляйтесь, чтобы получить выигрыш в силе, нужно проиграть в расстоянии. А интуиция, если ты не знаешь физики, подскажет, как правильно поднять партнершу и при этом не уронить ее.
Ведущий №2. Увеличим частоту вращения и убедимся, что согласно второму закону Ньютона увеличивается и сила, необходимая для того, чтобы удержать своего партнера на окружности.
Ведущий №1. Вращение окончено, но скорость еще сохраняется, и движение продолжается по инерции.
Ведущие №1,2. Красота, тепло, умиление, легкость, добрые мысли и восторг наполняют нас, когда мы смотрим на танцующих, и никто, и никогда не думает о том, что танец полон физических законов. Одно ясно, физика нужна, но танцу не подвластны никакие законы.
Физика и театр.
Ведущий №1.Все вы любите театр, но порой даже не предполагаете, какое большое место занимает физика в подготовке спектакля. Конечно же, мы сегодня не сможем рассказать обо всех театральных чудесах, создаваемых на сцене с помощью физики: свет, звук, электричество, вращение сцены и многое другое сегодня помогает сделать спектакль незабываемым.
Ведущий №2. А ведь было время. Когда источниками театрального освещения были свеча, масляная лампа и язычок газового пламени. Но и при этом ухитрялись добиваться нужных эффектов на декорациях.
Ведущий №1. Сегодня мы с вами посетим театр теней. Готовы, ну тогда отправляемся туда немедленно.
Звучит сказочная заставка.
Выходит мальчик. Несет в руках дневник. Он расстроен.
Взглянув в дневник, в субботу утром,
Отец не в шутку занемог.
Лишив меня забав, прогулок,
Он лучше выдумать не мог.
Забыв на время про потехи,
Про «Тетрис», « Денди» и хоккей,
Зубрю законы, что открыли
Ньютон, Эйнштейн и Галилей!
Ремень отца из толстой кожи
Готов на мне оставить след,
Но порки избежать поможет
Мне древний физик Архимед.
« Науки юношей питают…», -
Сказал великий Михаил!
Теперь я твердо это знаю
И изо всех стараюсь сил.
Гляжу в окно, сидя над книгой,
Стараюсь физику учить,
Чтобы в четверг урок ответить,
Двенадцать баллов получить( на последней фразе засыпает, видит
Театр теней «Репка»
Автор: Жили – были дед да бабка. Посадили они репку. Выросла репка большая- пребольшая. Пришел дед вытаскивать репку, а вытянуть не может. Задумался он.
Дед: Как же мне ее вытащить? Надо подойти с физической точки зрения. Какая сила удерживает репку? Очевидно, сила всемирного тяготения. А равна она F=gm. Ну-ка, подсчитаю F, а G-то, забыл. Придется бабку звать.
Автор: Пришла бабка, говорит.
Бабка: Ну что же ты, дедка. Совсем не те законы применяешь. Сколько раз тебе говорила: ходи на курсы к Василисе Премудрой – знал бы тогда, что формула эта здесь ни при чем. Земля наша отрицательно заряжена, а репка - положительно.
Автор: А дедка отвечает.
Дед: Да ведь минус с Земли на репку перетечет.
Автор: А бабка.
Бабка: Не перетечет! Ведь репка сверху изолятором покрыта. Что же нам делать? Придется внучку звать.
Автор: Идет внучка.
Внучка: Ну, чего старые скукожились? Над репкой пыхтите, вытянуть не можете , здесь же физика сплошная. Мы, как раз вчера учили – диффузия произошла, молекулы репки перемешались с молекулами Земли. Вот и не лезет она.
Автор: Тянут, потянуть, а вытащить не могут. Решили позвать Жучку.
Жучка: Гав, гав, гав. Что это вы здесь делаете?
Автор: Спрашивает Жучка. А дед отвечает.
Дед: Да, вот урожай хотим собрать, да не выходит. Видно, до следующего года будет сидеть репка в Земле.
Автор: А Жучка говорит.
Жучка: Мой собачий нюх мне подсказывает, что здесь трение покоя чудачит. Надо сильнее тянуть. Тогда все получится.
Автор: Тянут, потянуть, а вытянуть не могут. Пришло время звать кошку.
Кошка: Мяу, маленькая репка выросла. Пусть еще растет.
Автор: Но, дед свое решение не меняет
Дед: Кто в доме хозяин? Я! Тяните!
Автор: Тянут, потянут, а вытащить не могут. Решили позвать мышку.
Автор: Мышка маленькая, шустрая, энергичная, ужас какой-то. Такую скорость развила, что глазам больно на нее смотреть. Она,не долго думая, хвостиком махнула, репку зацепила. Да и вытянула репку.
Автор: Рада вся семья, будет теперь в доме урожай.
Автор: Вот и сказочке конец, а кто понял…
Все вместе - Тот физик!

Физика и иллюзия.
Ведущий№1. Обращается в зал к зрителям:
- Скажите, ребята, кто любит цирк?
- А, как вы думаете, имеет ли цирк отношение к физике?
Ведущий №2. Конечно, имеет. Об этом знает каждый школьник. Это и условия равновесия на канате, и полеты воздушных гимнастов, и цирковые трюки, и главное – это фокусы.
Ведущий №1. Все любят опыты, которые проводит учитель на уроке физики. Мы не просто смотрим на них, но еще и пытаемся объяснить происходящее. А, попав в цирк, забываем о науке и погружаемся в плен иллюзии.
Звучит мелодия « Иллюзион».
Выходят ученики одиннадцатого класса, они демонстрируют интересные опыты, сопровождая свое выступление танцевальными движениями.
В конце выступления все выстраиваются в линию и пускают мыльные пузыри.
Учитель: Сегодня мы попытались доказать, что физика и искусство связаны между собой. Все о чем упоминалось, имело отношение к любимой нашей науке, даже мыльные пузыри представляют собой тонкую пленку. Представители искусства должны знать физические закономерности, которые успешно служат не только техническому прогрессу, но и миру вдохновения и миру чувств.
Давайте верить в силу разума и торжество красоты!