Рабочая тетрадь Так много мы должны сказать… (конспект-справочник для подготовки к проектной деятельности)


М. Ю. Титкова
Так много мы должны сказать…
Конспект-справочник для подготовки к проектной деятельности
Аннотация
Конспект-справочник – это рабочая тетрадь, которая адресована ученикам и является составной частью УМК «Так много мы должны сказать…».
Тетрадь содержит вопросы и задания по теме, справочный материал, необходимые иллюстрации, поможет школьнику подготовиться к интеллектуальной викторине и создать собственный проект. Вопрос для проектной деятельности и возможные источники информации есть в каждой теме.
Тетрадь рассчитана на 5–9 классы, то есть на несколько лет работы. Классный руководитель самостоятельно выбирает темы, соответствующие интересам и возрасту его учеников.

Содержание
Тема 1. Для чего нужно образование школьнику?1
Тема 2. Внешний вид школьника, в том числе форменная одежда1
Тема 3. Как начиналась русская школа. Основные достижения отечественной педагогики конца X – начала XIX веков1
Тема 4. День учителя. Константин Дмитриевич Ушинский – «учитель русских учителей»1
Тема 5. Правильное питание – что это такое?2
Тема 6. Что такое диета?2
Тема 7. Что такое «фаст-фуд»?2
Тема 8. Что такое иммунитет? Народные средства поддержания иммунитета2
Тема 9. Спорт в жизни человека2
Тема 10. Ох, уж эта любовь…2
Тема 11. Новый год3
Тема 12. День защитника Отечества3
Тема 13. Международный женский день3
Тема 14. День Победы3

Дорогие ребята!
Учебно-методического комплект (УМК) «Так много мы должны сказать…» автора М. Ю. Титковой состоит из книги для учителя – вашего классного руководителя и конспекта-справочника – рабочей тетради – для вас. Из 14 предложенных тем, ваш классный руководитель выберет темы, интересные и полезные для вашего возраста. А рабочая тетрадь, которая содержит вопросы и задания по теме, справочный материал, необходимые иллюстрации, поможет вам не только подготовиться к интеллектуальной викторине, но и создать собственный проект. Вопрос для проектной деятельности и возможные источники информации есть в каждой теме рабочей тетради.
Обратите внимание, что тетрадь рассчитана на 5–9 классы, то есть на несколько лет добросовестной работы, поэтому относиться к ней нужно бережно. А результатом вашего бережного отношения и добросовестной работы станет созданный вами справочник полезной информации. Такой справочник не будет лишним в вашей библиотеке, ведь, как известно, интеллекта много не бывает.
Желаем творческих успехов!

Тема 1
Для чего нужно образование человеку?
Вопросы и задания
1. Объясните значение данных слов. В случае затруднения обратитесь к Толковому словарю (см. в Интернете: http://www.vedu.ru/ExpDic/ ).
Образование – ________________________________________________
__________________________________________________________________
Знания – _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Интеллект – __________________________________________________
__________________________________________________________________
Призвание – __________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Напишите продолжение следующих пословиц, объясните их значение.
1) Кто хочет много знать, тому _______________________________
2) Идти в науку – ___________________________________________
3) Без муки нет и ___________________________________________


3. Вспомните, как назывались первые школы в государстве Шумер? Что означало это название? Ответы подскажет иллюстрация.
______________________________________________________________

Рис. 1.1. Глиняная клинописная табличка. Шумер. 2400 г. до н. э.
4. Вспомните слова известного русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!» Напишите, как вы понимаете смысл этих слов.
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________


Справочный материал
Схема 1.1
Из чего складывается образование


Проект
А знаете ли вы, каким был идеал человека для древних греков? С этим идеалом соотносилась древнегреческая система воспитания и образования, уникальная для своего времени. Найдите необходимую информацию и подготовьте интересное сообщение для своих одноклассников. В случае затруднения обратитесь к Википедии (см. в Интернете: http://ru.wikipedia.org/wiki/Древняя_Греция).

Тема 10
Ох, уж эта любовь…
Вопросы и задания
1. Объясните значение данных слов. В случае затруднения обратитесь к Толковому словарю (см. в Интернете: http://www.vedu.ru/ExpDic/ ).
Любовь – _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Ревность – ___________________________________________________
__________________________________________________________________

2. Напишите продолжение следующих пословиц, объясните их значение.
1) Насильно мил не ____________________________________________
2) Хорошо то, что __________________________________________
3) Много хороших, да __________________________________________
4) Нельзя не любить, да нельзя и не ______________________________
5) Любовь – кольцо, а у кольца _______________________________
6) Где любовь, там и ________________________________________

3. Что означает поговорка «Скромность украшает человека»?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
А что означает поговорка «Равные обычаи – крепкая любовь»?
______________________________________________________________
______________________________________________________________


4. Вспомните слова известного русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Забота объединяет людей. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого». Напишите, как вы понимаете смысл этих слов.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

Проект
Слова русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева (см. задание 4) и народная мудрость (см. задания 2, 3) говорят о том, что настоящая любовь – это не какой-то временный праздник, а постоянная верность друг другу в самых разных жизненных ситуациях. Примером такой верности могут служить судьбы жен декабристов – участников восстания, которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года. Основными целями декабристов были упразднение (уничтожение) монархии и отмена крепостного права, поэтому после суда многие из декабристов были осуждены на различные сроки каторжных работ и поселение в Сибирь. Следуя за своим мужем, женщина подписывала «Условия» – документ, согласно которому она отказывалась от своего «прежнего звания» и становилась «женой ссыльно-каторжного», а ее дети, рожденные в Сибири, – казенными (государственными) крестьянами. Предполагалось, что такие «Условия» заставят женщин остаться в столице. Княгиню Екатерину Ивановну Трубецкую и княгиню Марию Николаевну Волконскую эти «Условия» не остановили… Познакомьтесь с поэмой русского писателя Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины». Используя поиск дополнительную информацию и поиск соответствующих изображений в программах Интернета, создайте в программе Microsoft PowerPoint интересную презентацию для своих одноклассников. В случае затруднения обратитесь к Википедии (см. в Интернете:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Трубецкая,_Екатерина_Ивановна, http://ru.wikipedia.org/wiki/Волконская,_Мария_Николаевна).

Тема 11
Новый год
Вопросы и задания
1. Объясните значение данного слова. В случае затруднения обратитесь к Толковому словарю (см. в Интернете: http://www.vedu.ru/ExpDic/ ).
Равноденствие – _______________________________________________
__________________________________________________________________

2. Напишите продолжение следующих пословиц, объясните их значение.
1) Март сухой да мокрый май: будет __________________________
2) В июле на дворе пусто, да в поле ______________________________
3) Мороз невелик, да _______________________________________

3. Вспомните, какое дерево было особо почитаемым у восточных славян (а потом – у русских) до середины XIX века? Почему? ______________________________________________________________
______________________________________________________________
4.Почему образ Мороза, который можно встретить в русских сказках, пословицах и поговорках, не похож на знакомого новогоднего персонажа?
________________________________________________________________
______________________________________________________________

Справочный материал
Таблица 11.1
Латинские названия месяцев
Месяц История названия Пословицы
Январь в честь римского бога всех начал Януса Году начало, зиме середка.
Февраль в честь римского бога подземного царства ФебруусаВьюги, метели под февраль полетели.
Март в честь римского бога войны и охраны Марса Март сухой да мокрый май: будет каша и каравай.
Апрель в честь римской богини любви Венеры (Афродиты – Aphros) В апреле земля преет (то есть сильно потеет).
Март в честь римской богини плодородия Майесты (Майи) Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден!
Июнь в честь римской богини брака и рождения Юноны (Геры), супруги бога неба Юпитера (Зевса) Конец пролетья, начало лета.
Июль в честь римского правителя Юлия Цезаря, который родился в этот месяц В июле на дворе пусто, да в поле густо.
Август в честь римского императора Октавиана Августа как месяц, особенно счастливый в его жизни Август – собериха или припасиха.
Сентябрь от латинского слова septem – «семь», был седьмым месяцем римского календаря, который до Юлия Цезаря начинался с марта Холоден сентябрь, да сыт.
Октябрь от латинского слова octo – «восемь», был восьмым месяцем римского календаря (до Юлия Цезаря) Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Ноябрь от латинского слова novem – «девять», был девятым месяцем римского календаря (до Юлия Цезаря) Ноябрьские ночи, до снегу, темны.
Декабрь от латинского слова decem – «десять», был десятым месяцем римского календаря (до Юлия Цезаря) Год кончается, а зима начинается.
Таблица 11.2
Когда начинался Новый год на Руси и почему
Дата Имя правителя Когда начинался
Новый год Почему
до XV века 20 или 21 марта день весеннего равноденствия,
ожидание нового урожая
c 1492 (до1698) Иван III 1 сентября Семенов день, приближение осени
1700 Петр I 1 января Россия начинала устанавливать связи с Европой, и расхождение в календарях было неудобно

Проект
Знаете ли вы, что до XI века в русском языке были не латинские (см. табл. 11.1), а славянские названия месяцев? Эти – славянские – названия сохранились во многих славянских языках (например, украинском и белорусском). С чем связана история славянских названий? Найдите необходимую информацию и подготовьте интересное сообщение для своих одноклассников. В случае затруднения обратитесь к Википедии (см. в Интернете: http://ru.wikipedia.org/wiki/Древнеславянский_календарь). С помощью программы Microsoft Word (Вставка → Таблица) постройте таблицу, которая дополнит ваше сообщение (см. табл. 11.3).
Таблица 11.3
Славянские названия месяцев
Название месяца История названия
латинское славянское Январь Просинец
(от слова «синий») в это время становилось светлее