Разработка урока В.В.Маяковский. Дооктябрьская лирика: «Послушайте!», «А вы могли бы?». Новаторство поэзии В.В.Маяковского.


Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г.Усинска Лариса Юрьевна Плескунова.
Тема урока: В.В.Маяковский. Дооктябрьская лирика: «Послушайте!», «А вы могли бы?». Новаторство поэзии В.В.Маяковского. (11 класс).
Цель урока: формирование читательской позиции в отношении раннего творчества В.Маяковского; совершенствование навыка анализа стихотворения.
Тип урока: комбинированный (закрепления и совершенствования полученных знаний и умений; изучение нового материала).
Оборудование: мультимедийное оборудование; компьютер; кадры кинохроники «Маяковский читает свои стихи», портрет поэта; компьютерная презентация «В.В.Маяковский поэт-футурист».
Эпиграф:
Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят, -
что ж,
по родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь!
В.В.Маяковский
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация знаний; формирование мотивации к теме урока.
Фронтальный опрос:
- Значение терминологической метафоры «серебряный век»;
- хронологические границы серебряного века русской литературы;
- поэтические течения серебряного века (символизм, акмеизм).
- Как вы относитесь к творчеству В.Маяковского? Что о нём знаете? Какие его стихи читали? (Как правило учащиеся сразу же заявляют о своей нелюбви к Маяковскому, даже если не припомнят ни одного его стихотворения. А те, кто вспомнил, заявляют, что стихи у него непонятные. Поэтому одна из задач учителя - сломать этот стереотип негативного отношения к поэту, предложить учащимся внимательно прочитать на уроке стихи Маяковского и детально в них разобраться).Просмотр кадров кинохроники «Маяковский читает свои стихи»
Задание: (индивидуальная работа) учащиеся записывают свой ассоциативный ряд к слову «Маяковский»
Работа в парах: объедините слова-ассоциации, выделяя те, которые повторяются у вас.
Зачитываются слова-ассоциации, обращается внимание на часто встречающиеся слова (эти слова записываются на одной стороне доски). Делается вывод, с какими словами, понятиями, явлениями, настроениями ассоциируется у учащихся В.В.Маяковский.
Сообщение учителя (иллюстрируется слайдами презентации):
Футуризм (от лат. Futurum- будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский). Вместе с В.Маяковским и А.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку поэтов «Гилея».
Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные и технологические достижения. В программном манифесте «Пощечина общественному вкусу» (декабрь 1912 г.) Велимир Хлебников писал: «Только мы – лицо нашего Времени…Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности».
Основные идеи футуристов:
отрицание культурного наследия;
отрицание исторического опыта;
культ техники, индустриальных городов;
отрицании гармонии как принципа искусства;
словесные деформации, интерес к неологизму, к игровому началу;
пафос эпатажа.
Я предлагаю обсудить позицию футуристов и ответить на вопрос «что бы Вы ответили этим людям, если бы услышали их с трибуны?»
Дебаты. Высказывание и выслушивание различных точек зрения. (Свое мнение представляют участники различных творческих групп (предварительное домашнее задание) – «историки», «философы», «обыватели», «пушкинисты», «литературные критики» (выражающие мнение А.В.Луначарского, Ю.Карабчиевского).
Вывод: безусловно, приход нового обычно вызывает негативную реакцию: люди отвергают то, что им непривычно, непонятно, не пытаются разобраться, проанализировать, ответить на вопрос «почему так раздражает новое явление». А для того, чтобы объективно ответить на этот вопрос необходимо применить знания, проанализировать это явление и тогда уже с весомыми аргументами вынести свой вердикт.
Таким образом, футуризм нельзя рассматривать в отрыве от исторического времени, в котором он существовал (каждое время диктует свои законы и в литературе, новое время требует новых подходов к поэзии). Футуристы хотели максимально приблизить искусство к пониманию народа, для чего нужно было создать принципиально новую поэзию с точки зрения как содержания, так и формы).
3.Изучение нового материала.
Сообщение учителя. В печати и на эстраде у Маяковского было амплуа литературного хулигана, и он поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на литературных вечерах. Критика издевалась над жёлтой кофтой, в которой Маяковский появлялся на этих вечерах и которая, конечно же, была вызовом благонамеренной публике, но появилась от бедности – нечего было надеть для выступлений, кроме чёрной, сильно заношенной блузы.
М. Горький, впервые увидев и услышав Маяковского в начале 1915 года, проницательно заметил: «Зря разоряется по пустякам! Такой талантливый! Грубоват? Это от застенчивости. Знаю по себе…».
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку «Я хочу быть понят своей страной». Так писал В.В. Маяковский в своем стихотворении. Не «признан», не «отвергнут», а именно «ПОНЯТ». И это было желанием всей его жизни. Давайте попытаемся выполнить это пожелание поэта – понять его.
- Кто же он, лирический герой поэзии В. Маяковского? Чем так поражали современников стихи поэта?
- «Искусство должно будить и будоражить!» – провозглашали футуристы. Таковы ранние стихотворения Маяковского, в которых поэт неоднолинеен и потому порой трудно объясним. И тем не менее попробуем с позиции сегодняшнего читателя вдуматься в те проблемы, которые волнуют совсем молодого поэта, в те противоречия, которые раздирают его душу.
Для первого урока мы выбрали два стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»
Задача: анализируя эти стихотворения, сделать вывод об особенностях художественного мира ранней лирики Маяковского.
Чтение и обсуждение стихотворения «А вы могли бы?»
«А вы могли бы? – одно из первых опубликованных стихотворений. Оно очень характерно для ранней манеры поэта: веселая издевка над здравым смыслом, необычная и грубо-вещная образность, намеренное желание сбить с толку читателя.
Словарная работа (работу со словарём в течение урока могут выполнять один ученик или группа учащихся и озвучивать её для класса с последующей демонстрацией слайдов):
Ноктюрн – небольшое лирическое музыкальное произведение.
Студень – желе, холодец.
- Что такое будни?
- Какое слово встречается в тексте три раза? (местоимение «я»).
- Какое местоимение противопоставляется местоимению «я»? (вы).
- Давайте предположим, какие слова определяют жизненную позицию героя? (краска, ноктюрн, флейта – творческие). А позицию «вы»? (карта, блюдо, студень – бытовые.- Какой смысл скрыт в метафоре карта будней? (Аналогия с географической или исторической картой, где всё уже открыто, давно известно и изучено, а потому надоело, набило оскомину, вызывает только скуку).
- Как взаимодействуют лирический герой и будни? (Героя не устраивает будничная, заурядная, наполненная ежедневной суетой, знакомая до мелочей, однообразная жизнь. Его манит к себе неизведанное, масштабное, неоткрытое. Это герой-бунтарь, ищущий, мятущийся, неудовлетворённый. Кстати, при всей фантастичности нарисованная В. Маяковским картина перекликается с вполне реальной историей, которая произошла несколько десятилетий спустя с другим русским поэтом. Он заканчивал вуз, чтобы получить техническую специальность. Целую ночь он корпел над чертежами для дипломной работы, а под утро залил тушью готовые чертежи. Он ушёл из вуза и стал великим актёром и поэтом. Этим человеком был Владимир Высоцкий ).
- Отметьте в стихотворении метафоры. Какие вещи в них сопоставляются? В чём необычность этих метафор? Чем они поражают? (Карта будней, косые скулы океана на блюде студня, флейта водосточных труб).
Делаем вывод: метафоры в стихотворении В. Маяковского построены на сближении, казалось бы, несопоставимых, далёких друг от друга вещей, явлений, в которых трудно найти сходство. Стихотворение как бы зашифровано и нуждается в разгадывании.
- Как достигается масштабность картины, громадность образов? (Гиперболы: флейта – из водосточных труб, сквозь студень на тарелке виден океан).
Ещё один вывод: поэтическим образам Маяковского присущи размах, «масштабность». Это достигается за счёт использования метафор.
-Какие образы вы нашли в этом стихотворении?
(Серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы похожи на флейту – они звучат при ветре, становятся частью «музыки большого города»)
-В чем состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта?
(Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный. Героя окружают пошлые предметы быта, «блюдо-студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину города. Водосточная труба завершает картину мира вещей, противопоставленного человеку. Поэт-футурист, в отличие от символиста или романтика, не уходит в мир мечты. Он пытается окружающий мир преобразовать).- Обратите внимание на лексику. В чем особенность?
(разностилевые слова: зовы, ноктюрн, флейта – стакан, студень, водосточные трубы. Уподобление грубо-поэтической «водосточной трубы» - изысканно-поэтической «флейте» должно шокировать публику, привыкшую отделять язык поэзии от языка улицы. А Маяковский, как говорится в его автобиографии «Я сам», с детства стал «тихо ненавидеть» поэтичность. Своей задачей в поэзии он считал сближение литературы и жизни.
Чтение и обсуждение стихотворения «Послушайте!»
- Маяковский, конечно, не мог не думать о сути поэзии, о назначении поэта среди повседневных будничных забот. Эти размышления нашли своё отражение в стихотворении «Послушайте!», написанном в 1914 году. В нём он задумывается о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будней.
Это прямое обращение к читателю. Поэт еще плохо представляет себе своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и любовь, отчаяние и надежду.
- В чем своеобразие интонации этого стихотворения?
(В сравнении с задорным выкриком «А вы могли бы?» в «Послушайте!» совсем другая, проникновенная, исповедальная, даже просительная интонация. Мы впервые слышим поэта, который не боится показаться беззащитным, он обращается к людям, которые его понимают. Прихотливая строфика этого стихотворения доносит до читателя прерывающийся голос, волнение лирического героя. В просьбе «чтоб обязательно была звезда» - детскость, наивность).- Какова логика этого стихотворения, его, так сказать, «поэтическая астрономия»? Почему на небе появляются звезды? Что они значат для лирического героя?
(Художественное мышление раннего Маяковского было поистине космическим, но логика этого стихотворения далека от реальной астрономической – на небе появляются звезды, потому что кто-то этого очень хотел, просил звезду у Бога и только после появления звезды успокоился. Сюжет этого стихотворения передает страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без смысла названо здесь «беззвездная мука». Как бы футуристы ни открещивались от традиционного языка поэзии, идеал в этом стихотворении выражен словом, очень высоко маркированным в классической русской поэзии – «звезда».
- Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.
(Лирический герой Маяковского активен в отстаивании своих ценностей и поэтому, несогласный с бессмысленным существованием, отсутствием звезд на земле, «врывается к Богу» - ни больше ни меньше. В этом жесте проявляется не столько дерзость и нахальство героя, сколько его гиперболизм, «богоподобие», герой ощущает себя равным Богу. Но при этом герой признает Бога началом всего и целует его «жилистую руку» -руку творца. Это искренний жест – герой при этом «плачет», «просит», «клянется» - и мы верим, что он действительно «не перенесет эту беззвездную муку». Притом оказывается, что надо с этой гигантской просьбой явиться вовремя, и герой «боится, что опоздал» - эта фраза передает неимоверное напряжение нервов героя, добывающего звезду для себя и для людей. Бог внял этому максимализму – и на небе появилась звезда. И только после этого герой наружно успокоился, ему стало «не страшно», хотя он остался тревожным – эта тревога от боязни за свой идеал. Герой стихотворения противопоставлен людям, для которых звезда – это «плевочки», а не «жемчужина», для которых вовсе не обязательно, «чтобы они были»).Подведение итогов
Итак, каковы же особенности ранней лирики Маяковского?
(Это наблюдение могла вести группа учащихся в течение урока, чтобы в конце сделать обобщение). (Ранние стихи В. Маяковского – вызов общественному вкусу, стремление встряхнуть обывателя, разбудит, показать дисгармоничность мира. Его лирический герой – сплошной крик, надрыв, это от отчаяния и одиночества, ему легче найти взаимопонимание со скрипкой, с животными («Хорошее отношение к лошадям»), нежели с людьми.
Поэтические образы в стихах В. Маяковского экспрессивны, алогичны, достигают невероятных масштабов, благодаря использованию гипербол. Развёрнутые метафоры построены на сопоставлении далёких друг от друга, непохожих вещей. Поэт любит использовать ассонансные рифмы и форму стихотворения лесенкой, чтобы лучше донести до читателя смысл стиха и заставить работать читательское воображение. Маяковский, в отличие от большинства своихсовременников, пользуется тоническим стихосложением
Особенности лирики Маяковского:
- необычные образы, форма, графика стиха, поэтическая новизна;
- видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;
- его поэтический мир ярок, резок, экзотичен;
- за резкостью скрывается глубокая лирика;
- в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству).
- Назовите основные темы ранних произведений поэта. (Основной темой ранних произведений является тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта).
- Каковы важнейшие «эмоциональные ощущения» раннего Маяковского? (Важнейшие эмоциональные ощущения раннего Маяковского – боль, страдание; они возникают от столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние).- Каким настроением проникнуты стихотворения? (Ранней лирике Маяковского свойственен дух бунтарства и эпатажа).
- В чём проявилось новаторство Маяковского? (Новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов…).
Рефлексия:
Задание: Индивидуальная работа: Учащиеся записывают свой ассоциативный ряд к слову «Маяковский».
Работа в парах: Объедините слова-ассоциации, выделяя те, которые повторяются у вас.
Зачитываются новые слова-ассоциации (эти слова записываются на второй стороне доски).
Делается вывод: изменилось ли отношение учащихся к поэту и его творчеству.
Домашнее задание.
Сделать письменный анализ стихотворения «Нате»
На выбор: Сочинить синквейн о В.В.Маяковском или составить кластер «Особенности лирики В.Маяковского».
Приложение.
1.А.В.Луначарский (1923): «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
2.Ю.Карабчиевский («Воскресение Маяковского»,1983): «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чем не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу – и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство – а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног…»
Карабчиевский выстроил концепцию, согласно которой Маяковский предстает как певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. Его пафос – пафос погрома. Поэтому, по мнению критика, Маяковский так восторженно принял Октябрьскую революцию, с ее жестокостью и насилием, с пафосом погрома «старой культуры». В стороне при таком взгляде остается роль Маяковского-новатора.
Послушайте!
Послушайте!Ведь, если звезды зажигают -значит — это кому-нибудь нужно?Значит — кто-то хочет, чтобы они были?Значит — кто-то называет эти плевочкижемчужиной?И, надрываясьв метелях полуденной пыли,врывается к богу,боится, что опоздал,плачет,целует ему жилистую руку,просит -чтоб обязательно была звезда! -клянется -не перенесет эту беззвездную муку!А послеходит тревожный,но спокойный наружно.Говорит кому-то:"Ведь теперь тебе ничего?Не страшно?Да?!"Послушайте!Ведь, если звездызажигают -значит — это кому-нибудь нужно?Значит — это необходимо,чтобы каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда?!1914
А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?(1913).