Урок литературы в 11 классе на тему Поэтическое новаторство Маяковского


Урок Литературы в 11 классе. Учитель: Недайвода О.В.
Тема урока: В.В.Маяковский. Поэтическое новаторство, особенности поэтики.
Форма урока: урок-практикум
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цели урока:
Образовательные: в предметной области: на основе деятельностного подхода к обучению, исследовательской технологии, технологии критического мышления создать условия для формирования у обучающихся специального умения: анализировать поэтический текст; активизировать познавательную активность; Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, самоконтроль, самостоятельность. Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Развивающие: в области информационных технологий: создаются условия для развития умения анализировать поэтический текст, сравнивать, выделять главное, формировать умения работы с литературой с интернетресурсами. Формирование познавательных УУД: работа с информацией; В проектно-аналитической деятельности: развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы. Формирование критического мышления. Коммуникативные УУД: речевая деятельность (устная и письменная), личностные: смыслообразование, морально-этическая ориентация. Развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;
Воспитательные: воспитание чувства любви к родной литературе; эстетическое воспитание; совершенствование культуры речи. Развитие требовательности к себе и товарищам, формирование общественного мнения в группе, воспитание потребности отстаивать честь своего коллектива. Развитие опыта творческой деятельности; Воспитание ответственности за свое поведение, учение, труд; Воспитание стремления к творчеству, новаторству;
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Организационный этап.
Цели: создание позитивного эмоционального настроя, включение учащихся в деловой ритм урока.
(2 мин.) Проверяет организацию рабочего места. Проверяет организацию рабочего места. Проводит мотивацию требований к ученику со стороны учебной деятельности учащихся от «надо» к формированию внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учащиеся проверяют, всё ли готово к уроку. Знакомятся с рабочим материалом. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция – формирование самостоятельности и ответственности в организации рабочего места.
Личностные УУД: действия смыслообразования.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания.
Цель: психологически настроить учащихся;
обеспечить благоприятную обстановку на уроке.
(5 мин.) Организует проблемное обсуждение вопросов.
Подводит итог деятельности учащихся.
- К какому литературному течению относится творчество Владимира Маяковского?
- Вспомните, пожалуйста, в чем состоит суть этого течения? Его особенности?
- На какие этапы условно можно разделить творчество Маяковского?
- Назовите основные темы ранних произведений поэта.
- Каковы важнейшие «эмоциональные ощущения» раннего Маяковского?
- Каким настроением проникнуты стихотворения?
- Какая тема стала ведущей в послереволюционный период?
На прошлом уроке вы познакомились со стихами В.Маяковского. Какое впечатление на вас произвели его произведения?
- Следовательно, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Участвуют в проблемном обсуждении, формулируют выводы.
- Футуризм.
- Дореволюционный и послереволюционный.
- Основной темой ранних произведений является тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта.
- Важнейшие эмоциональные ощущения раннего Маяковского – боль, страдание; они возникают от столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние.
Ранней лирике Маяковского свойственен дух бунтарства и эпатажа.
- Героико-патриотическая тема.
- Отличаются от привычных стихов по форме и содержанию.
Формулируют тему и задачи урока:
Записывают в тетрадях дату и тему урока.
« Поэтическое новаторство Маяковского. Особенности поэтики».
Формирование регулятивных УУД: контроль и оценка своей деятельности, мобилизация сил для решения поставленной задачи; самоорганизация учебного труда;
познавательные УУД:
общеучебные: использовать приобретенные знания в практической деятельности
коммуникативные УУД уметь управлять собой.
Постановка целей и задач. Первичная проверка знаний.
Цели: сформировать полное представление о предстоящей деятельности на уроке.
(6 мин.)
Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке приготовить наглядное пособие для десятиклассников, которое станет итоговым продуктом нашего урока.
Индивидуальное задание получают:_________________________– проиллюстрировать одно из стихотворений Маяковского; в паре будут работать -______________________– они решат тесты для подготовки к ЕГЭ по литературе. Попробуют придумать лозунги или рекламу в стиле В.Маяковского _______________________;
_______________________приготовит презентацию, в которой отразит еще один вид творчества Маяковского – рекламу.
Все остальные учащиеся будут работать в группах. Задание 1: заполните таблицу. Осмысливают, определяют собственное место в творческой работе. Активно участвуют в процессе.
«Писарь» (один на две группы) анализирует выполненные задания, обобщает и прикрепляет таблицу «Новаторство Маяковского» на плакат. РегулятивныеУУД: способность к мобилизации сил и энергии;
познавательные УУД: умение структурировать полученную информацию, умение осознанно строить речевое высказывание; коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; личностные УУД: смыслообразование, мотивация учения.
Применение знаний.
Цели: применять полученные ранее знания и умения, формировать выводы по изученному материалу. (10 мин.) Задание 2.
Организует работу по анализу стихотворений по таблице и по плану.
1 группа – «А вы могли бы?»
2 группа – «Нате!»
Организует отчет по индивидуальным заданиям. Читают и анализируют стихи Маяковского.
Работают с информацией, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе).
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Представители из команды соперников внимательно слушают анализ стихотворения, делают замечания, дополняют, дают оценку работе.
Учащиеся, выполнявшие индивидуальные задания предсталяют свои работы. Формирование компетенций в предметной области: формирование умений наблюдать, анализировать стихотворный материал, делать выводы. Регулятивные УУД: выполнение логических операций: анализа, сравнения, обобщения. Личностные УУД: формирование критического мышления; креативного творчества. Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества.
Контроль и самоконтроль.
Цели: выявить уровень полученных знаний и способов деятельности, провести их коррекцию.
(10 мин.) Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Выявляет качество и уровень усвоения знаний.
Организует взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
- оценка презентации;
- анализ рекламы, лозунга;
- иллюстрации к стихотворению.
Регулятивные УУД: умения самостоятельно применять знания, корректировать свою работу, озвучивать осознанность выбора. Познавательные УУД: анализ полученного результата; коммуникативные УУД: речевая деятельность; личностные УУД: самоуважение и самооценка.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.
(5 мин.) Оценка работы класса и отдельных учащихся.
Возвращается к задачам урока, просит сделать вывод о том, все ли задачи реализованы.
Просит одного их учеников оценить работу каждого участника группы.
Совместно оценивается работа учащихся, выполнивших индивидуальное задание. Делают вывод о том, чему на уроке
научились.
Анализируют свою работу на уроке.
Заключительная работа с плакатом.
Участвуют в обсуждении оценок.
Регулятивные УУД: обобщать полученные сведения и приобретать новые знания; познавательные УУД: обобщение; личностные УУД: самоуважение; коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
Информация о домашнем задании.
Цель:
Сообщить содержание д/з, инструктировать уч-ся по его выполнению.
(2 мин.) Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания:
Подготовить (по выбору) сообщение на тему:
1.Тема поэта и поэзии в тв-ве Маяковского.
2.Любовная лирика.
3.Сатирические произведения.
4.Выучить наизусть 1 стихотворение Маяковского. Записывают домашнее задание.
Регулятивные УУД: формирование умения делать осознанный выбор.