Анализ стихотворения В.В.Маяковского Прозаседавшиеся


Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»
Китаева О.П., учитель русского языка
литературы МОУ СОШ д. Сарафаново им. Героя России Ю.П.Яковлева
Стихотворение «Прозаседавшиеся» было написано в 1922 году. Жанр этого стихотворения – сатира. Вспомним, что собой представляют произведения этого жанра. Сатира- художественное произведение, в котором гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные, отрицательные явления общественной и личной жизни. Еще Белинский писал: «Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества». А у Маяковского сатира всегда была «грозным смехом», «грозным оружием». Творчество Маяковского очень своеобразно, его нужно понять и проникнуться теми чувствами, которые пронизывали сознание поэта, встать на его место, перенестись самому или перенести поэта в свое «я». И если это удается, то Маяковский становится понятен и близок как никто другой. Вообще-то был прав Пастернак, говоря: «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он не повинен».
Но несмотря на негативное отношение к творчеству Маяковского большинства рядовых читателей и даже современных критиков, я считаю, что сатира Маяковского актуальна и сегодня, как никогда применимы к нашей жизни такие его произведения, как «О дряни», «Клоп», они очень современны.
Но вернемся к «Прозаседавшимся». На протяжении уже почти 80 лет, с тех пор, как было написано это стихотворение, бюрократизм по-прежнему не изжит из нашей жизни. А в те 20-е годы такому человеку, как Маяковский, верящему в революционные идеалы, были ненавистны бюрократы, засоряющие государственный аппарат, подменяющие живое дело бессмысленным заседательством и бумагоистреблением.
Начинается стихотворение очень спокойно, звучит лишь легкая ирония в начале рассказа лирического героя: «вижу каждый день я: служащие расходятся на заседания». Казалось бы, обычный трудовой день, но поэт слегка иронизирует: «отобрав с полсотни самые важные!» И ставит в конце восклицательный знак, действительно важные, может быть, но…их полсотни. И эта цифра сразу заставляет замереть, сделать как бы стойку: ага, такого быть не может, не может быть самых важных дел 50. И это сразу как бы срастается с просителем, который ходит «со времени она». Этот фразеологизм заставляет думать, что чтобы получить аудиенцию, нужно иметь очень-очень важное дело. Проситель вот-вот, кажется, поймет никчемность своего дела, но Маяковский сразу же прибегает к гиперболе, показывая занятость неуловимого Иван Ваныча и его подчиненных. Маяковский издевается, ведь их забота – это вопрос об объединении ТЕО и ГУКОНа. Можно ли придумать такое объединение? Это нам сейчас непонятны эти слова, а тогда, когда все учреждения носили лишь краткое аббревиатурное название, эти слова были понятны всем, и всем было понятно, что никак не могут быть объединены Театральный отдел наркомпроса и Главное управление коннозаводства. А поэт развивает гиперболу дальше. Посетитель исколесил 100 лестниц, «свет не мил», но его просят зайти позже: новое важное дело «покупка склянки чернил губкооперативом». Поражаешься многозначности Ива Ваныча и его многодеятельности, и особенно не надо забывать, что все дела «самые важные, и это заседание по поводу копеечной склянки чернил еще в большее приводит недоумение и просителя, и нас, читателей. Нас поражает, что все входит в ведение «Иван Ваныча»: и заседание комсомола, и заседание а-бе-ве-ге-де-же-зе-кома. И попутно Маяковский здесь высмеивает стремление все сократить: и эти буквы алфавита, не имеющие под собой никакого значения, лишний раз показывают нам никчемность, ненужность этой работы.
Далее Маяковский доводит гиперболу до гротеска: перед просителем, ворвавшимся на заседание «лавиной», предстает «страшная картина», он видит там сидящие половины людей и решает, что произошло страшное злодеяние:
И вижу: сидят людей половины.
О, дьявольщина!
Где же половина другая?
Одной из замечательных особенностей этого сатирического стихотворения является преломление внешне серьезного и даже трагического в их противоположность: в забавное и комическое.
Гротескный, т.е. комически-ужасный характер картины, на которой изображены заседающие «людей половины», подчеркивается словом «спокойнейший» ( заметьте, слово в превосходной степени)
Благодаря Маяковскому, слово «прозаседавшиеся» стало нарицательным обозначением бессмысленной бюрократической деятельности, КПД которой часто равен нулю.
Можно также проследить следование традициям классиков-сатириков, но это не суть важно. Важно то, что Маяковский актуален сегодня, особенно сейчас, когда начал вновь наиболее ярко проявляться бюрократизм, когда ситуация, изображенная поэтом, начинает проявляться в заседаниях людей, от которых зависит наша жизнь.