«Решение нестандартных задач как метод творческого развития учащихся»

Коучинг на тему:


«Решение нестандартных задач как метод творческого развития учащихся»





Атамуратова Р.Ж
учитель математики областной специализированной щколы- интернат для одаренных детей с углубленным изучением различных предметов

Изжанова Н.К
Учитель математики общеобразовательной средней школы №5







г.Актау
октябрь, 2016



Цель:
*учителя имеют представление о нестандартных задачах;
* знают, чем оно отличается от стандартных;
*размышляют, как решение нестандартных задачах помогает развивать познавательную активность учащихся;
Модуль: «Обучение критическому мышлению»

Ключевая идея:
Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении».
«Критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения вопроса и проблемы.
Основными навыками критического мышления являются наблюдение, интерпретация, анализ, выводы, оценка, объяснение, метапознание.
Таксономия Блума - теория классификации и систематизации сложно - организованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение.

Ожидаемый результат:
* работая в группе, учителя дали определение понятию нестандартных задач; сопоставили и сравнили с понятием стандартных задач;;

* на практике убедились в актуальности вопроса, как критическое мышление развивает познавательную активность учащихся.

*при составлении кластера «Нестандартные задачи» наблюдали, интерпретировали, обсуждали предложенные идеи, создали постер и защитили каждую работу в группе;

*анализируя вопросы и задания, на практике убедились в том, что главная цель нестандартных задач развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических













Ход проведения занятия
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Большое вам спасибо за то, что вы присутствуете на коучинг- сессии. Наша работа направлена на совместное активное сотрудничество, в процессе которого, обмениваясь мнениями, идеями - вы совершенствуете свои профессиональные знания, навыки, опыт в целях повышения своей компетентности.
Но прежде чем мы начнем мне бы хотелось посмотреть на сколько вы сегодня готовы принять предлагаемую мною информацию
1.Упражнение “Моя минута” (звучит тихая музыка) на 1 мин
Цель упражнения: диагностика работоспособности учителя 
Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. 
Я предлагаю вам приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза. По моему сигналу вы все одновременно начнете отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Счет заканчивается с завершением музыки. “ Каждый из вас запоминает число.
Если счет закончился на числах 40-56 это свидетельствует о низкой работоспособности
57-63у вас на данный момент высокая работоспособность вы готовы к открытиям, 63 и выше- вы находитесь в состоянии стресса, поэтому вам надо улыбнуться, привести свои мысли в порядок тем самым настроиться на работу.

б)Деление на группы «Добрые советы» (корзина фруктов и шоколадки) Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?
( коуч угощает учителей бананами, апельсинами , яблоками и шоколадкой)
Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия.
Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.
И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает нервную систему.
Ешьте яблоки. Они влияют на сердечно -сосудистую систему, улучшают сердечный ритм.
1группа. «Бананы»
2группа. «Апельсины»
3группа. «Яблоки»
4группа. «Шоколадки»

2.«Мозговой штурм» Учителям предлагается задача, в ходе решения ее и определяется тема коучинга.
Задание. Переставьте две спички так, чтобы монета оказалась за пределами буквы.







( подсказка: существуют 3 варианта решения)
Коуч: Итак тема нашего коучинга определена.
Стадия вызова. Прием «Корзина идей»
Объясните понятие «нестандартные задачи»? Чем оно отличается от стандартных задач? Как решать нестандартные задачи?
Обсуждение в группах и запись «ключевых» слов на стикерах. Группы складывают стикеры в корзину.
2.Рефлексия. 3мин
Как мы заметили все ключевые слова, записанные вами связаны с мыслительной деятельностью. Из ваших слов можно считать, что решение нестандартных задач можно определить как процесс рассуждения, решения проблем, формулировка проблем т.е. разумный, рефлексивный способ.

3.Предлагаю вашему вниманию презентацию о роли нестандартных задач в формировании логического мышления учащихся.

4.Задания группам. (каждая группа представляет решение логической задачи , используя таксономию Блума). 10 мин
- По пустыне медленно идет караван верблюдов, всего их 40. Если пересчитать все горбы у этих верблюдов, то получится 57 горбов. Сколько в этом караване одногорбых верблюдов?
- Сколько горбов может быть у верблюдов?
(их может быть два или один)
Давайте каждому верблюду на один горб прикрепим цветок.
- Сколько цветков потребуется? (40 верблюдов – 40 цветов)
- Сколько верблюдов останется без цветов?
( Таких будет 57-40=17. Это вторые горбы двугорбых верблюдов ).
- Сколько двугорбых верблюдов? (17)
- Сколько одногорбых верблюдов? (40-17=23)
- Каков же ответ задачи? (17 и 23 верблюдов).












5. Музыкальная разминка
Актуализация.
Задание. Стартовая задача

Отрезок 13 EMBED Equation.DSMT4 1415 разделен произвольной точкой 13 EMBED Equation.DSMT4 1415 на две части. На каждой из этих частей, как на стороне построены правильные треугольники 13 EMBED Equation.DSMT4 1415 и 13 EMBED Equation.DSMT4 1415, лежащие в одной полуплоскости. Найдите, какую траекторию при перемещении точки 13 EMBED Equation.DSMT4 1415 по отрезку 13 EMBED Equation.DSMT4 1415 опишет точка 13 EMBED Equation.DSMT4 1415 - точка пересечения биссектрисы угла13 EMBED Equation.DSMT4 1415 с отрезком 13 EMBED Equation.DSMT4 1415.

Объект исследования: геометрическая конструкция, состоящая из точки С, принадлежащей отрезку AB, двух n-угольников, построенных на отрезках АС и СВ как на основаниях, точки Т, положение которой задано этими n-угольниками.









Предмет исследования:
траектория движения точки Т, заданная движением точки С по отрезку (прямой) АВ.

а) Задание 3 группам:
1. Составьте задачу, изменив условие задачи.
Составьте задачу, изменив исходную геометрическую конфигурацию задачи.
Составьте задачу, которая является обобщением исходной задачи.
б ) Защита работ, оформление постеров.

Оцените работу других групп.
Метод «2 звезды и 1пожелание» 2мин

Коуч: Какую работу Вы выполняли? Какую мыслительную деятельность Вы осуществляли? Считаете ли Вы, что такое задание формирует критическое мышление учащихся?
Ожидаемый результат: Используя примеры обсуждений, участники групп вспоминали, рассказывали, аккумулировали знания, генерировали идеи.

Показ слайдов – решение одной стартовой задачи несколькими способами ( предложенной учащимися )

8.Минутка позитива
Нашу встречу я хочу закончить притчей. Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. МОРАЛЬ: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Наша с вами цель сделать так чтобы наши выпускники стали востребованными и смогли реализовать себя в любом деле, а для этого нам понадобятся следующие СОВЕТЫ:
Рефлексия коучинга.
а)Перед вами дерево пожеланий. На стикерах- яблочках напишите свой отзыв о коучинге и пожелания.
б) Составление «Синквейна» на слово «задача»


















Root Entry