Рабочая программа ЭК Сочинение-рассуждение как вид задания ЕГЭ по русскому языку 11 класс



Рабочая программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как вид задания ЕГЭ
по русскому языку»
11 класс
Учитель: _________Бриль Г.А., 1 кв. категория_________Ф.И.О., кв. категория
городской округ Верх-Нейвинский 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс
«Сочинение-рассуждение как вид задания ЕГЭ
по русскому языку»
11 класс
Количество часов – 68 (2 часа в неделю)
Предлагаемая программа является составительской, на основе учебно-методических пособий Н.А.Сениной и А. Г. Нарушевич, Г.Т. Егораевой, Е.С. Симаковой и др.Специфика курса заключается в том, что он содержит методику подготовки к выполнению части, систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения - рассуждения и подобранные к ним задания. 
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач
В КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - сочинение-рассуждение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывался.
Цели и задачи обучения
Цели элективного курса:
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися свободной письменной речью;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ по русскому языку;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Содержание программы
1. Текст. Тема, идея, проблема. Стили речи: литературно-художественный, публицистический.2. Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста Выявление авторской позиции. Выделение микротемы. Средства связи между частями текста. Определение типа речи, стиля, жанра. Роль средств художественной выразительности (лексических, фонетических, синтаксических, стилистических). Лексико-фразеологические особенности текста. Особенности построения текста (его композиция). Впечатление от данного текста. 3. Композиция сочинения – рассуждения. Вступление, основная часть, заключение.4. Работа над вступлением. Цели, структура и приёмы написания вступления.5. Работа над основной частью. Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментирование проблемы. Виды комментария. Оценочные слова.6. Позиция автора и способы её выражения.7. Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в тексте. 8. Выражение собственного мнения по выявленной проблеме. Типы аргументации. Способы ввода аргументов. «Копилка мудрых мыслей».9. Работа над заключением. Цели и приёмы написания заключения.10. Анализ сочинений-рассуждений по текстам.11. Самостоятельное написание сочинений по текстам. Экспертная оценка сочинений.
Организация учебного процесса по элективному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция, урок - практикум, урок-тренинг, урок-лаборатория.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)
самостоятельная работа;
работа в группах, парах;
индивидуальная работа.
Организация занятий элективного курса предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Программа рассчитана на 68 часов и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Рабочая программа элективного курса составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в 11 классе. Класс общеобразовательный, уровень  базовый.Это в основном дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией учения. Однако в классе есть и дети с высоким уровнем обученности и мотивации (3 чел.) – предусмотрены индивидуальные задания повышенной сложности и творческого характера, опережающие задания.
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности
Требования к уровню подготовки выпускника 11 класса
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
анализировать образцы сочинений, рецензировать и редактировать их.
Формы контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки.
Текущий, промежуточный (практические и самостоятельные работы)
- работа с исходным текстом;
- написание структурных частей сочинений-рассуждений и в целом сочинения-рассуждения;
- редактирование сочинений.
итоговый (в конце курса) проводится в форме зачетной творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения
№ Критерии оценивания сочинения Баллы
I СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ  
К1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1
  Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,
НО
допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1
  Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,
ИЛИ
допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,
ИЛИ
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
ИЛИ
в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,
ИЛИ
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0
К3 Отражение позиции автора исходного текста  
  Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1
  Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
ИЛИ
позиция автора исходного текста не сформулирована. 0
К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),
ИЛИ
провел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1
  Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы,ИЛИмнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),
ИЛИ
вообще не отражено в работе. 0
II РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ  
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
НО
допущена 1 логическая ошибка,
И/ИЛИ
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
НО
допущено более 1 логической ошибки,
И/ИЛИ
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0
К6 Точность и выразительность речи  
  Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. 2
  Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
НО
прослеживается однообразие грамматического строя речи,
ИЛИ
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
НО
есть нарушения точности выражения мысли. 1
  Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0
III ГРАМОТНОСТЬ  
К7 Соблюдение орфографических норм  
  орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
  допущено 1-2 ошибки 2
  допущено более 2-3 ошибки 1
  допущено более 3 ошибок 0
К8 Соблюдение пунктуационных норм  
  пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
  допущены 1-2 ошибки 2
  допущено 2-3 ошибки 1
  более 3 ошибок 0
К9 Соблюдение языковых норм  
  грамматических ошибок нет 2
  допущены 1-2 ошибки 1
  допущено более 2 ошибок 0
К10 Соблюдение речевых норм  
  допущено не более 1 речевой ошибки 2
  допущены 2-3 ошибки 1
  допущено более 3 ошибок 0
К11 Соблюдение этических норм  
  этические ошибки в работе отсутствуют 1
  допущены этические ошибки (1 и более) 0
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  
  фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
  допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0
     
  Максимальное количество баллов за сочинение 23
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объем сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объемом в 150-300 слов. (Если сочинение содержит частично или полностью переписанных экзаменуемым текст рецензии задания 37, то объем такой работы определяется без учета текста рецензии.)
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулем баллов), задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объем от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырех видов (К7-К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка);
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7-К12 за работу объемом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанных исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулем баллов.

Перечень
учебно-методического и дидактического сопровождения программы:
Литература для учителя и учащихся:
1. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2014. Русский язык. Задания части 3(С). Универсальные материалы с методическими рекомендациями. – М.: Экзамен, 2014
2. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2014. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями. – М.: Экзамен, 2014
3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С) – М.: Издательство «Экзамен», 2010.4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. 5. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010. 6. Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2013
7. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А. Г. Нарушевич. — Ростов н/Д: Легион-М, 2010. 
8. Симакова Е.С. ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение задания части 3 (С). – М.: Экзамен, 2014

Также предполагается использование Интернет-ресурсов
- проекта «Школа цифрового века»
- http://ege.yandex.ru/- http://uchimcauchitca.blogspot.de/- http://ege.edu.ru/- http://5-ege.ru/- http://reshuege.ru/
- капканы егэ и гиа и др.

Календарно-тематическое планирование
№ Тема Коли
чество часов План Факт
1,2 Композиция сочинения-рассуждения. 1 час 1 четверть
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. 1 час 3,4 Виды информации в тексте. Соотношение тематики и проблематики текста. 1 час Формулирование основной проблемы исходного текста. 1 час 5,6 Практическое занятие «Формулирование проблемы текста» 2 часа 7,8 Виды и формы вступления и заключения. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. 1 час Самостоятельная работа «Написание вступления и заключения к сочинению-рассуждению» 1 час 9,10 Комментирование проблемы. Виды комментария. Оценочные слова. 2 часа 11,12 Самостоятельная работа «Комментирование проблемы исходного текста» 2 часа 13,14 Позиция автора и способы её выражения. 1 час Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. 1 час 15,16 Практическая работа «Языковой анализ текста» 2 часа 17,18
Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции 1 час Практическое занятие «Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в тексте». 1 час 19,20 Самостоятельная работа «Формулирование авторской позиции» 2 часа 21, 22
Как выразить собственное мнение по выявленной проблем 1 час Что такое аргумент? Типы аргументации в изложении собственной позиции. Способы ввода аргументов 1 час 23,24 Практическая работа «Аргументация собственной позиции» 2 часа 25,26 Практическая работа «Проблема «человек и природа». Аргументация собственной позиции» 2 часа 27-30 Практическая работа «Проблема семьи. Аргументация собственной позиции» 4 часа 31-34 Практическая работа «Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности. Аргументация собственной позиции» 4 часа 3 четверть
35-38 Практическая работа «Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности. Аргументация собственной позиции» 4 часа 39-40 Практическая работа «Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека. Аргументация собственной позиции» 2 часа 41-44 Практическая работа «Философские проблемы. Аргументация собственной позиции» 4 часа 45-46 Практическая работа «Проблема «человек и общество». Аргументация собственной позиции» 2 часа 47-50 Практическая работа «Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны. Аргументация собственной позиции» 4 часа 51-52 Практическая работа «Проблема исторической памяти. Аргументация собственной позиции» 2 часа 53-54 Написание сочинения-рассуждения 2 часа 55-56 Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки. 1 час 4 четверть
Речевое оформление сочинения. Речевые ошибки. 1 час 57-58 Речевое оформление сочинения. Логические ошибки. 1 час Практическое занятие «Речевое оформление сочинение». 1 час 59-60 Редактирование сочинения. 1 час Практическое занятие «Анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания» 1 час 61-62 Написание сочинения-рассуждения 2 часа 63-68 Резервные уроки 2 часа Итого 68 часов 68 часов