Урок математики в 3-м классе по теме Развитие логического мышления путем решения задач на кратное сравнение


Урок математики в 3-м классе по теме "Развитие логического мышления путем решения задач на кратное сравнение"

Цели урока:
Закрепить предметный смысл ответа на вопрос: «Во сколько раз больше (меньше)?», опираясь на раннее изученный материал и практический опыт детей.
Продолжить работу по усвоению кратного сравнения.
Совершенствовать умение решать задачи на кратное сравнение.
Совершенствовать вычислительные умения и навыки.
Воспитание толерантности.
Форма урока: урок – игра.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование:
Мультимедийная установка для демонстрации слайдов
Индивидуальные листы.
Индивидуальные листы для самоанализа.
Сундучок с монетками.
Ход урока.
1. Знакомство с темой урока, целями урока. (Приложение слайд 1)
2. Введение. Приглашение на Остров Сокровищ. Знакомство с картой.
Звучит музыка А. Рыбникова из к\фильма «Остров Сокровищ». (Приложение слайд 2,3,4)
3. Задача – сесть на корабль. Выполнить задания капитана корабля.( HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/518533/pril1.ppt" Приложение слайд 5)
Устный счёт. (1 ученик за отворот доски)
Во многих сказках царевич отправляется за тридевять земель». «Тридевять земель»- это сколько?
3 брата-царевича привезли царю перья жар-птицы. Каждый привёз по 4 пера. Сколько перьев жар – птицы стало у царя?
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 8 руках?
В бублике одна дырка. А в кренделе-2. Во сколько раз меньше дырок в 2 бубликах, чем в 3 кренделях?
На полке несколько горшков с кактусами. Когда Ваня полил половину кактусов. То неполитых осталось 8. Во сколько раз меньше политых кактусов, чем всего кактусов?
Слону принесли 9 вёдер воды по 6 литров в каждом. 27 литров он выпил, а остальную воду вылил на себя. Сколько литров воды вылил на себя слон в жаркий июльский день?
В каком числе столько же букв, сколько и цифр?
 - Взаимопроверка (работа в парах), проверка ученика. (Приложение слайд 6)
- Пример- смекалка:
0 : (38+24:6 - 40) : 2
- Очень быстро найти значение выражения, чтобы корабль не затонул. (Приложение слайд 7)
4. Решение задачи.
Встреча с пиратами. Интеллектуальное сражение.
У обезьянки 10 кокосов.Бананов в 2 раза меньше, чем кокосов.А апельсинов в 2 раза больше, чем кокосов.
- Выбери схему, соответствующую условию задачи.
Условие – выбор схемы – условие-сам. Составление схемы-  выбор правильной схемы из предложенного- проверка.(Приложение слайды 8 – 13)5. Устный счёт. Смена заданий.
- Чтобы проплыть через пещеру, необходимо выполнить задание осьминога. ( Почему осьминога так назвали?) Нужно угадать слово, которое станет ключом в ворота морской пещеры. Буквы слова можно узнать, только выполнив (устно) задания.
40:5    9х9    (18+6):6    7х4    54:9   3 х (24-16)Д         Р            У             Ж      Б            А
Проверка слова. Осьминог опускается на дно моря. (Приложение слайды 14-17)
6. Решение задачи.
- Необходимо пополнить запасы пресной воды. Встреча с пиратами на необитаемом острове. Интеллектуальное сражение.
У первого пирата 8 пиастров.У второго – в 3 раза больше, чем у первого. А у третьего пирата столько, сколько у первого и второго вместе.Во сколько раз пиастров у третьего пирата больше, чем у первого?Сколько  всего пиастров  у пиратов?
- Условие – выбор схемы – условие - сам. составление схемы -  выбор правильной схемы из предложенного - решение по действиям- решение другим способом - проверка. (Приложение слайды 18 -25)
7. Решение нестандартной  задачи. (Творческое задание)
- Впереди Остров Сокровищ! Неужели наше путешествие заканчивается и все испытания позади? Стражник не пустит в ворота. Если не выполним задание феи.
- Первое задуманное число  в 2 раза больше второго. Если  меньшее число увеличить на 9, то получим большее число.- Найди эти числа.- Чему равно значение суммы?- Запиши решение разными способами.
Рассуждение детей. Составление схемы-  нахождение чисел -запись выражения и прочтение разными способами: 18 +9=27   –  нахождение 2 способа: 9х3=27(Приложение слайды 26-28)
8. Обобщение. Итог урока.
Заключительная часть. Встреча с гномиком Гошей.Звучит музыка А. Рыбникова из к\фильма «Остров Сокровищ».Задания для самоанализа: « Выбери верное утверждение».(см. Приложение) Подведение итогов урока. Награждение учеников.(Приложение слайды  29-30)